Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе
Оценка 4.6

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
05.03.2018
Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе
данный урок был апробирован как открытый на районном уровне.Цели урока были определены следующие: ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры; продолжить формиро¬вание умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты. На уроке используются разные формы: фронтальная, групповая, индивидуальная; ТРКМ, системно – деятельностный подход.открытый урок в 5 классе по истории
финикийские мореплаватели 5 кл.docx
Технологическая карта урока истории  в 5 классе  Тема урока: Финикийские мореплаватели. Тип урока: изучение новой темы Дата урока: 29.10.2015   Образовательные ресурсы: учебник «Всеобщая история» 5 кл; диск «Всеобщая история»; ПК,  мультимедийная доска, презентация.   Цели урока: ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области  культуры; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать  несложные карты Формы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная; ТРКМ, системно –  деятельностный подход.  Основные термины и понятия: колонии, пурпур, Карфаген. Планируемые образовательные результаты:  Предметные: знание   географического   положения   и   природных   условий   Финикии,   а   также   направлений финикийской   колонизации.   Умение   показывать   на   карте   финикийские   города   государства   и   их колонии. Объяснение значения железного века в истории  человечества. Знание особенностей политического и экономического развития финикийских городов и вклада финикийцев в мировую культуру.  Метапредметные: познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации  и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать  причинно­следственные связи. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры.  Регулятивные   УУД:   умение   организовывать   выполнение   заданий   учителя.   Развитие   навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить  эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения  совместной работы.  Личностные: познавательный интерес к истории, процессу научного познания.  Представление о вкладе древних финикийцев в историю и культуру человечества.                                                       Сценарий урока. Этап урока  Деятельность учителя Организационн ый этап. Постановка  цели и задач  Приветствие детей. Сегодня мы вновь  отправляемся путешествовать по странам  Древнего мира. Чтобы не забыть  дату нашего  путешествия, прошу записать ее в тетрадь. И так  сегодня 29 октября.  На доске 29 ктбр. По правилам письма государства, куда мы  отправимся в путешествие, эта запись верна.  Чего не хватает в ней? Верно. Но  к этому мы вернемся позже. Чтобы узнать название страны составьте из букв  слово: работаем в парах. Деятельность  учащихся Записывают число,  обращают внимание  на ошибку на доске. Гласных букв. Составляют слово      ФИНИКИЯ Египет, Двуречье,  Индия, Китай.  Сегодня на уроке мы  познакомимся с  местоположением и  природными  условиями,  занятиями жителей  Финикии, узнаем о  древних городах и  ремеслах  финикийцев. Слушают учителя. Следят за  передвижением  кораблика по карте. урока.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся. Актуализация  знаний. Ф*Н*К**     ФИНИКИЯ Наше путешествие в прошлое пока проходило  вдали от моря, на выжженных, засушливых  плоскогорьях, пересеченных только реками,  которые и давали жизнь людям. Вспомните  какие  страны располагались вдоль рек? Работа по карте.  (магнитный кораблик на карте) Теперь мы изменим маршрут и направимся в порт  на восточном берегу Средиземного моря. Здесь  располагалась Финикия, а в настоящее время  находится государство Ливан. Как вы думаете, что мы можем узнать об этой  стране? Определяют цель урока. Обобщение и  систематизац ия знаний. Подготовка  учащихся к  обобщенной  деятельности. Воспроизведе ние на новом  уровне  (переформули рованные  вопросы). 10 мин Рассказ   учителя:  земли   к   востоку   от Средиземного моря называются Западной Азией. Именно   здесь   раньше   всего   распространится обработка железа. XII век до н.э. станет началом нового   периода   в   развитии   мировой   истории   – железного века. Финикия расположена в Западной Азии.   Побережье   здесь   скалистое,   а   полоска плодородной   земли   совсем   узкая,   почти непригодна   для   земледелия.   Главное   богатство стране давало море. Проплывая на корабле вдоль побережья,   мы   бы   увидели   красивые   города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир.   По   узким   дорогам,   проложенным   вдоль побережья, двигались торговые караваны.   Климат   был   благоприятный.   Они   выращивали оливки,   Изготавливали оливковое масло. Города и селения располагались по   береговой   линии,   что   было   связано   с основными     – мореплаванием,   рыболовством   и   торговлей.   В названиях   главнейших   финикийцев   городов отражены   географические   условия   страны.   Так, занятиями   финикийцев   виноград,   финики. Работа у доски. Записывают пропуски в тексте: Финикия  располагалась в  Западной Азии.  Климат был  благоприятный, но  плодородной земли  мало. Основными  занятиями  финикийцев были  торговля,  мореплавание,  рыболовство. На севере  располагался город  Библ – гора, самый  крупный был город  Тир – скала, а город  рыбной ловли  называли Сидон. Запись в тетрадь:  Основными  занятиями  финикийцев были  торговля,  мореплавание,  рыболовство. на   севере   располагался   город,   который   греки называли Библ, в переводе означало  гора. Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует –  скала. Третий большой город   назывался   Сидон,   что   означает  город рыбной ловли. Итак,   проверим   что   вы   запомнили   из   моего рассказа.   Вы   должны   пользуясь информацией, целостность текста.   Проверка задания.   прослушанной восстановить   учебником   Молодцы, запишите основные занятия  финикийцев в тетрадь. Учитель: Много   путешествуя,   финикийские   купцы торговали   со   всеми   странами   Средиземноморья. Давайте   представим,   что   мы   с   вами   попали   на восточный   базар.   Перед   нами   поднос,   справа   и слева   две   шкатулки:   в   одной   находятся финикийские   товары,   а   в   другой   ­   товары   из других   стран,   с   которыми   вела   торговлю Финикия.  К   доске   приглашаются   два   ученика: "финикийский купец" и представитель купцов из других стран. "Купцы" будут вынимать из своих шкатулок   предметы,   показывать   их   классу   и ставить на общий поднос ­ "базар". Наша задача ­ выяснить,  что   ввозили   и   вывозили   финикийские купцы.  Сведения можно поискать в учебнике. Купцы   читают   информацию   дополнительную   к предметам. Какой товар не указан?   Учитель: Финикийцы вели торговлю по всему  Средиземному морю и основали вдоль его берегов колонии. Это слово пока нам не понятно.  Чтобы это узнать прочтем п.3. Ученики – купцы  работают у доски.  Остальные  записывают в тетрадь в столбики: Ввозили         вывозили  Кошка         пурпур ткань Веревка       оливк. масло Папирус      лес Уголь          стекло Серебро      бусы – украш «живой товар» ­ рабы.    Работа по карте. Какая легенда связана с возникновением этого  города? Учитель: Средиземное море омывает три части света.  Какие?  Африка, Азия, Европа – лежит среди земель.  Мореплаватели побывали во всех уголках:  Гибралтарский пролив, они первые обогнули  Африку. Учитель: Финикийским   купцам   для   успешной   торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество   проданных   и   купленных   товаров, цены,   расходы   и   доходы.   Они   познакомились   с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы   письма   показались   им   сложными. Финикийцы   стали   думать   над   созданием   более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.  В финикийской азбуке всего 22 знака­буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22   буквы   было   нетрудно,   начертание   их   было простым:  каждая   буква   изображала   какой­то предмет   и   тот   звук,   с   которого   начинается слово, обозначающее этот предмет.  Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита.  Чтение п.3 Выписывают понятие  «колония» ­ поселения финикийцев в чужих  землях . Находят на карте  Карфаген, отмечают  магнитом. Рассказывают  легенду.  (пробуют назвать) Работа по карте. Слайд презентации. буквы   нашего   Присмотритесь:  финикийские   буквы   чем­то напоминают алфавита. (Финикийские буквы ­ зеркальное отражение букв нашего   алфавита.   Дело   в   том,   что   финикийцы писали   справа   налево,   а   греки,   которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма,   а   заодно   "перевернули"   и   буквы   ­ например,   буквы   Г   и   Р).  Они   стали   впервые обозначать   не   только   согласные,   но   и   гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" ­ это   греческая   "альфа"   (а),   финикийская   "бет"   ­ греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого   алфавитов   создана   наша   славянская азбука. Давайте поработаем с финикийским алфавитом. Задания выполняют самостоятельно в рабочих  тетрадях. Применение  знаний и  умений в  новой  ситуации Контроль  усвоения,  обсуждение  допущенных  ошибок и их  коррекция. Закрепление  материала.  Рефлексия  (подведение  итогов  занятия) Анализ и  содержание  Молодцы, ребята. А теперь мы проверим, что вы запомнили сегодня после путешествия. Тест «Финикийские мореплаватели» Финикия хранит много интересных фактов.  Хотите узнать? Но прочитать факт можно в обмен на правильную информацию.  Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло  к концу. Несмотря на то, что этой страны уже  давно нет на карте, память о ней жива до сих пор.  7 – гимель – верблюд Д – далет – дверь М – мем – волны Е – реш  1.Определите, что  здесь написано:  КРФГН (Карфаген).  2.Определите, какие  слова могут быть  спрятаны за  буквосочетаниями  СН и ДМ.  3.Зашифруйте   фамилии ваших  одноклассников,  написанные по­ финикийски.   4.Запишите свое имя  по­финикийски. Выполнение теста.  Обсуждение  результата  исправление ошибок. Ученики называют  фразу о Финикии,  достают из мешка  свиток и читают  интересный факт. Подводят итог урока  используя прием итогов  работы,  формировани е выводов по  изученному  материалу. Объяснение  Д\З Давайте подведем итог.  Я узнал, что … Мне понравилось … Меня удивило …. Читать §15. Выучить понятия. Работа по карте  с.92 «незаконченная  фраза». Запись д\з. Приложение к уроку. Финикийские товары  (вывоз). Пурпурная ткань.  В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали   более  легкую  ткань,  которую   греки  стали   называть  "царским   льном".  Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.  Оливковое масло Кедровая   шишка  ­   символ   леса.  Как   финикийцы   использовали   древесину?  (Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель).  В какую страну финикийцы могли вывозить лес? (В Египет, потому что эта страна имела выход в море, но была лишена леса для строительства флота).  Сосуд из стекла.  Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний. Украшения ­ стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые бусы: на нить нанизывались разные украшения ­ шарики, цилиндры, диски, изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.  Финики, оливки, виноград Товары из других стран (ввоз). Фигурка раба. Рабов в то время называли "живым товаром". Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где­ нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство. Бутылочка вина. Его ввозили из Греции. Давайте вспомним: из чего делают вино? (из винограда). Но ведь в Финикии выращивали виноград. Неужели у них не было своего вина? (Не было, потому что они не умели его изготавливать). Веревка  ­  что она может символизировать?  (Канаты ­ для корабельных мачт и якорей). Папирус. Его использовали как материал для письма. Еще одна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.  Кусочек угля.  В Финикии не было полезных ископаемых, поэтому уголь тоже был привозным. Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании Фигурка   кошки.  Как   вы   думаете,  почему   финикийцы   так   ценили   кошек? Откуда они могли их ввозить?  (Кошки истребляли мышей на кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину) Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Финикийцы   первыми   научились   изготавливать   прозрачное   стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне) Финикийские купцы крали мальчиков, чтобы продать их в рабство.  РАБ Они   скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.  Кошки   истребляли   мышей  на  кораблях,   поэтому   финикийцы   похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину. Для «мешка с чудесами». 1. Легенда  приписывает изобретение стекла сидонцам.  Будто   бы   некие   моряки,   причалив   к   берегу,   развели   большой   костер   и   случайно положили в него  вместо камней куски  соды.  В  действительности   стекло  изобрели египтяне, но они не умели придавать ему прозрачность и самые разные цвета, как это научились делать финикийцы, изготовлявшие стеклянные сосуды, бусы, серьги. 2.Финикийцам   мы   обязаны   названием   нашего   континента.   Европа   –   так     звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу   моря.   Бог   Зевс,   восхищенный   ее   красотой,   принял   образ   белого   быка   и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл   до   острова   Крит.   Европа   стала   женой   Зевса   и   родила   ему   трех   сыновей. Именем   Европы   стали   называть   западную   часть   Средиземноморья,   а   затем   и   весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце". 3. Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и  добывали оттуда маленькие раковины. Из  каждой можно было выдавить несколько  капель густой жидкости. Это была пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских  давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля.(8, 4 грамма) Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Можно было  стирать пурпурную одежду каждый день, а она не линяла; казалось, что её только  вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и  военачальники. 4. В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан.  Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по­гречески означает  “красноватые”, или, “красящие в багряный цвет”. 5. Об открытии пурпурного красителя рассказывается в древней легенде. Однажды  пастух пас стадо возле морского берега. Его собака носилась во все стороны и вдруг  вернулась к хозяину с окровавленной мордой. Пастух бросился протирать рану  клочком шерсти, который тут же окрасился в красный цвет. Но раны не было, и пастух понял, что  это не кровь, а краска. Оказалось, собака разгрызла на берегу морскую раковину. О размахе, с которым велась добыча пурпурного красителя, свидетельствует хотя бы  такой факт, что в окрестностях древнего Сидона была обнаружена громадная гряда  раковин, протянувшаяся на 120 м и высотой до 8 м.

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели" в 5 классе

Технологическая карта урока истории "Финикийские мореплаватели"  в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018