Для проведения урока в данной возрастной группе были поставлены следующие цели:
Предметные цели: Знакомство учащихся с новым арифметическим действием – возведением числа в степень, его записью, чтением; выработка умения по применению полученных знаний.
Метапредметные цели:Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности
Личностные цели: Повышение мотивации к изучению предмета; воспитание самостоятельности, самооценки, активности
Учитель
Класс
Автор программы учебного
курса
Тема урока
Тип урока
Формы организации учебной
деятельности:
Методы обучения
Оборудование
Цели:
Предметные цели:
Метапредметные цели:
Личностные цели:
Технологическая карта урока
Давыденко В.А.., учитель математики, МБОУ «СОШ с.Хватовка»
5 класс
Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварбурд
«Степень числа. Квадрат и куб числа»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах
Словесный, наглядный, практический, частичнопоисковый
Интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; презентация «Степень.
Квадрат и куб числа», раздаточный материал
Знакомство учащихся с новым арифметическим действием – возведением числа в степень,
его записью, чтением; выработка умения по применению полученных знаний.
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование умения осуществлять
самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности
Повышение мотивации к изучению предмета; воспитание самостоятельности, самооценки,
активностиЭтапы урока
Деятельность учителя
Ход урока:
I.Организационный
момент (1 мин.)
Приветствие учащихся,
проверка готовности к
уроку
(рабочее место, внешний
вид); наличие
отсутствующих;
мобилизация внимания
II. Актуализация
опорных знаний и
постановка учебной
Начинается урок,
Приготовьсяка дружок!
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
А трудных вопросов сегодня будет много. И это вопросы на
вычисление, на определение порядка действий при нахождении
значения выражения.
Устное задание (слайды 3 и 4)
задачи ( 5 мин)
Цель: совершенствовать
вычислительные навыки,
повторить правила
выполнения действий
над числами.
1 Устный счет
Слайд №5
Деятельность учащихся (формирование
УУД)
Слушают учителя
деятельность)
(коммуникативная
Выделение и осознание того, что уже
пройдено (познавательная)
Ответы
учащихся
сигнальных линеечек)
(использование
запись их в тетради: 69; 23; 8; 96; 48,
обменяться тетрадями и выполнить
взаимопроверку,
отметку на полях
поставить2.Определить порядок
действий.
Умение с достаточной точностью отвечать и
выражать свои мысли (регулятивная).
Умение сравнивать свои ответы с эталоном
(регулятивная).
Смыслообразование (личностная)
Фронтальный опрос учащихся. Ответы мы записали, а сейчас
проверим: верно ли выполнили вычисления (использование
анимации появление верных ответов).
Слайд №6
Какие действия называются действиями первой ступени?
Второй ступени? Как выполняются действия при нахождении
значения выражения?
III. Мобилизующий
этап (2 мин)
деление,
и
вычитание и
Ответы учащихся:
1)умножение,
сложение.
2)Действие в скобках – умножение, деление,
сложение и вычитание.
Умение слушать учителя, собеседника,
вступать в диалог (коммуникативная).
Умение владеть монологической
диалогической формами речи
(личностная)
Вывод делают учащиеся (умение обобщать,
делать выводы (познавательная).
1)Если выражение содержит только
действия одной ступени и в нем нет скобок,
то действия выполняются по порядку слева
на
право.
2)Если выражение не содержит скобки, то
сначала выполняются действия II ступени, а
затем I.
3)Если в выражении скобки присутствуют,
то сначала выполняют действия в скобках
(учитывая при этом правила 1) и 2)).Формулировка темы
урока.
Цель: Подготовка
учеников
самостоятельно
определить и
сформулировать тему
урока.
Сегодня мы изучим еще одно действие над натуральными
числами. Для того, чтобы узнать это новое действие, предлагаю
разгадать ребус.
Слайд №7.
Учащиеся формулируют тему урока.
Ответ учащихся: Степень числа.
Работа с информацией, выдвижение гипотез
(познавательная )
Верно, это степень. Ребята, а как Вы думаете, о чем мы с вами
будем сегодня говорить на уроке?
Верно. Итак, тема урока «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Откройте тетради: запишите дату и тему урока Слайд №8.
Умение догадываться,
(познавательная )
делать выводIV.Усвоение новых
знаний (17 мин) Цель:
ввести понятие степени
числа, квадрата и куба
числа; научить читать
степень; научить
возводить число в
степень, вычислять
значение простейших
выражений, содержащих
степень.
Актуализация опорных
знаний и постановка
учебной задачи
Слайд № 9. Немного истории.
Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы
умножать числа, люди использовали счёт на
камушках.
Они рисовали многоугольники,
выкладывали их стороны из камней и подсчитывали
их число. В результате этого появились числа
называемые квадратными и кубическими.
С помощью такого метода можно вычислить
площади и объём любой фигуры, а так же решать
практические задачи на нахождение объёма воды в
бассейне.
В наше время не используют метод древних греков,
так как он трудоёмкий и занимает много времени,
для этого используют понятие и способы действий,
которые вам необходимо сегодня внимательно
изучить, осмыслить и закрепить на уроке.
Ответ учащихся: …
сумму одинаковых слагаемых можно
записать в виде произведения. Необходимо
это для того,
сократить
математическую запись и быстрее выполнять
действия
Учащиеся
записывают выражение в виде произведения
в выражении.
чтобы3*5 =15.
Умение выделить и осознать то, что уже
пройдено(изучено) (познавательная).
Умение формулировать свое собственное
мнение (коммуникативная).
Умение
математическую информацию
(регулятивная).
принимать
и
сохранять
Постановка
(познавательная)
цели учебной
задачи
Предполагаемый ответ учащихся: возможно,
их предложения 25
Смыслообразование (личностная).
Использование новой математической
записи 25 (познавательная).
Ребята, давайте повторим как можно записать сумму одинаковых
слагаемых ? Для чего это необходимо?
Слайд №10.
А возможно ли произведение одинаковых множителей тоже
записать короче? Для чего это необходимо?
Слайд № 11.
Обобщаю: произведение одинаковых множителей можно
записать короче 25 и это выражение 25 называют степенью.Слайд №12
Работа с новыми
понятиями
Ребята, а что показывает показатель степени? Основание
степени?
А кто из вас может записать формулу степени числа в общем
виде? Будем умножать числа а (подсказка)
Слайд №13.
Что такое степень? Задаю наводящие вопросы: знак * какое
действие
показывает? Сколько множителей перемножаем?
Какие? Обобщаю ответ учащихся. Это произведение n
Ответ учащихся.
Показатель показывает сколько множителей
было взято, а основание – чему равен
каждый множитель.
Умение делать вывод (познавательная )
Учащиеся отвечают, записывают формулу.
Умение
высказывание в устной форме
( коммуникативная).
монологическое
строить
учатся
Учащиеся
определение степени.
Умение
строить
высказывание в устной форме
( коммуникативная).
формулировать
монологическое
принимать
Умение
математическую информацию
(регулятивная).
и
сохранятьодинаковых множителей, где каждый множитель равен а.
Как же читается степень?
Слайд №14.
Ребята, вы обратили внимание, что появился еще один
способ чтения чисел во второй и третьей степени?
Найдите на стр.99 учебника другой способ чтения чисел во
второй и третьей степени и ответьте на вопрос,
что же называется квадратом и кубом числа?
Слайд 15
Учащиеся находят информацию в учебнике
на стр.99
Учащиеся читают выражения по образцу.
Ученик отвечает n*n = n2.
Понимать
смысл
(познавательная )
информацииВведение понятия
квадрата и куба числа.
Простейшие примеры на
вычисление квадрата и
куба числа.
Слайд 16 Что называют квадратом числа? И как будет
выглядеть запись в общем виде?
Ребята, а кто ответит на вопрос: что называется кубом числа?
Слайд №17
«квадрат
Учащиеся пытаются
сформулировать
понятия
числа»,
«куб
числа».Обсуждение в парах ответа на
данный вопрос
( регулятивная).
Ответ ученика: n*n * n = n3.
Понимать
(познавательная )
смысл
информации
Слайд 18
Чему равно число в первой степени? (проблемный вопрос )
Ответ учащихся: число в первой степени
равно самому числу.
Учитывать правило в планировании и
контроле решения данного задания
(регулятивная).Слайд 19
Давайте подведем итог всему сказанному и ответим на вопросы
Осмысление нового понятия (личностная и
регулятивная)
Выделение и осознание того, что уже
усвоено, и что еще подлежит усвоению
(регулятивная).
Слайд №20
Физкультминутка
Динамическая пауза
Куб числа довольно сложен, отдых нам сейчас положен,
Руки тянем выше, выше,
№653 у доски по очереди
а) 68, б) 255 е) m6 (7n)2
№ 654
а)75=7*7*7*7*7
г)10002=1000*1000
ж)k3=k*k*k
к)(m+2)4=(m+2)*(m+2)*(m+2)*(m+2)
Выполнение физических упражненийСпинку держим, ровно дышим.
Два наклона, поворот вправо и наоборот.
Мы минутку отдохнем и квадрат числа найдем.
Слайд №21
В вашем учебнике эти таблицы представлены на стр.99.
Слайд №22
№652 с.100
Слайд №23
Работа в парах, по мере выполнения
возведения в степень один от пары выходит
и записывает ответ
Выбор наиболее эффективных способов
решения задач
(познавательная)V.Первичное
закрепление темы .
( 10 мин)
Цель: формировать
навык применения новых
знаний на практике.
Как можно прочитать 34 и 23?
(Проблемный вопрос)
Определите порядок действий в данном выражении?
Найдите значение выражения.
Сделайте вывод: к действиям I или II ступени относится
возведение в степень?
Работа с учебником. №653 (з)
А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу по
группам.
I группа: Работает с перфокартами. Раздаточный материал
лежит на парте.
II группа: Работает с брошюрами
(стр. №24)
VI. Этап проверки
усвоения новых знаний
учащихся.
группа на ПК:
III
На выполнение работы 3 минуты. Оценки выставляете каждый
Ответ учащихся: «три возвести в четвертую
степень», два возвести в третью степень.
Ребята определяют порядок действий и
делают вывод, что возведение числа в
степень относится к действиям II ступени.
Находят значение выражения 34 + 23= 81+8
=89.
Умение обобщать, делать выводы
(познавательная).
У доски ученик с комментированием
Ответ: 93
нового
Осмысление
(регулятивная)
Учащиеся записывают свое решение в
тетради.
понятия
Епишин С, Кононова А, Сахарова Ю
Щеглов Г, Солдатова В, Яфасов Г,
Ромашова Я, Догадкина С, Князева А,
Аббясов Р, Генералова П, Солдатова А,
Афросина Ю, Неживущев И
Самоконтроль,
сравнение ответа сТест (6 мин)
Цель этапа: выявление
качества и уровня
усвоения знаний.
себе сам. Ответы будут высвечены на слайде.
Критерии:
за верное выполнение 5 заданий – «5»,
4 заданий «4»,
3 заданий – «3»,.
менее трех – «2».
Для учащихся, которые справились с выполнением работы
раньше других предлагаю задание № 660 – записать только
ответ
Тест для I группы (приложение 1)
Тест для II группы (приложение 2)
Тест для III группы (приложение 3)
Ключи к тесту
Слайд 24
предложенными (регулятивная)
5, 9, 1, 0
Выполнение тестовой работы.
Ребята проверяют свое решение по готовым
ключам и выставляют себе оценку.
Умение давать
деятельности (личностная)
самооценку своей
Ребята, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении теста?
У кого допущена 1 ошибка? 2 ошибки? Более 2х ошибок?
Ребята, а кто не справился с работой?На следующем уроке мы проработаем еще раз те положения,
которые вызвали у вас затруднения.
Слайд 26
Фронтальный опрос, подведение итогов
урока
Слайд 27
VII. Рефлексия. (2 мин)
Цель этапа:
подведение итогов.
Выполнения тестовой
работы Самооценка
собственной
деятельности.
Слайд 28.
Оценка – выделение и осознание учеником
того, что уже усвоено, и того, что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; оценка результатов работы
(регулятивная)Запись домашнего задания в дневник.
Умение адекватно воспринимать оценку
учителя (регулятивная)
Выставление оценок учащимся.
Рефлексия
VIII. Домашнее
задание
(1 мин.)
Цель этапа:
проведение инструктажа
по выполнению
домашнего задания.
IX.Подведение итоговурока
(1 мин.)
Приложение 1. (для 1 группы)
Выбери верный ответ
21
18
14
80
37
11
81
29
400
100
Выполните действия
1) 5+4²=
2) (5+4)²=
3) 5² + 4=
4) 5*4²=
5) (5+4)²+19=
Приложение 2 (для 3 группы на ПК)