Местная администрация Чегемского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.п.п.Звёздный
Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Технологическая карта
урока математики
в 5 классе
по учебнику С.М.Никольский, М.К.Потапов, и др.
по теме
"Решение задач на дроби"
Составлена учителем математики
Арчаковой Лейлой Мухаметовной
2017 год
Тема урока: « Решение задач на дроби»
Предмет: математика
Класс: 5 класса.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
обучающие: совершенствование навыков решения задач на дроби, применение этих навыков при решении текстовых задач;
развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной вариативности выбора способа решения, групповой работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитывающие: формирование грамотной математической речи, положительной мотивации к изучению математики, воли и настойчивости при решении задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Познавательные УУД: закрепить навыки нахождения части числа или числа по его части; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Личностные УУД: проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в деятельности.
Основные понятия: правила нахождения части числа и числа по его части.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
УМК: учебник Математика 5 класс. Учебник ФГОС. С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин, — М. : Просвещение,2016г
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, учебник.
Технологическая карта урока.
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся Формы организации урока. |
УУД |
1. Организационный момент.
|
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку. Организация внимания. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя. Включаются в деловой ритм урока. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация на учебную деятельность.
|
Мотивирует учащихся. Сегодня, ребята, мы проведем с вами не совсем обычный урок, так как оценку вы поставите себе сами. Перед вами лежит оценочный лист на весь урок по его этапам. За каждое задание вы будете выставлять в оценочный лист оценку. Критерии оценивания: Нет ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3-5 ошибок – 0 баллов. ( Слайд 3) С первого класса мы изучаем числа, которые используем при счёте, как они называются? (Натуральные). Натуральные числа мы умеем сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить, решать уравнения и задачи. (Слайд 4). Какие числа записаны кроме натуральных ? (Обыкновенные дроби). Какие операции с дробями мы научились выполнять? (Записывать дроби, читать обыкновенные дроби, сравнивать дроби. Научились решать задачи на дроби.) Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке? Как сформулируем тему нашего урока? Формулируют тему урока: «Решение задач на дроби». Открываем тетради, записываем: число, классная работа и тему нашего урока «Решение задач на дроби». (Слайд5) |
Устно отвечают на вопросы учителя.
|
Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.
|
3. Актуализация знаний. |
Прочитайте дроби. Как называют число над дробной чертой? Под чертой? (Слайд 6). А есть ли среди записанных дробей равные? Вырази дробью, какую часть квадрата составляют фигуры разного цвета? (Слайд 7). Кто выполнил без ошибок, тот ставит «5» . Как мы находим часть числа; число по его части? Слайды 9 и 10 устно. |
Устно отвечают на вопросы учителя по слайду, а затем записывают в тетради. |
Познавательные : анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.
|
4. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Рассмотрим основные задачи на дроби.(Слайд 11).Учитель предлагает записать решение задач в тетрадь.(Слайды 12,13). Комментируют с места, записывают решение в тетрадь. Кто выполнил без ошибок, тот ставит «5». А теперь давайте немного отдохнём. 1. Как называется столица нашей Родины? (Москва) 2. Символ Москвы? (Кремль) 3. Как называется главная башня Кремля? (Спасская) 4. Название часов на Спасской башне? (куранты) (Слайд 14). Знаменитые на весь мир часы на Спасской башне столицы Российской Федерации появились, как утверждают историки, в 1404 году. Однако они были установлены впервые не на Кремлевской башне, а в царском дворе. На Спасской башне часы полностью заработали в 1585 году. У доски работает 1 ученик. Решите задачу №3(Слайд 15). Площадь России до 2014г. составляла 17098246кв.км. После вхождения в состав России Республики Крым и города Севастополь площадь России стала более 17125000кв.км. Самый большой регион по площади – Республика Саха. (Слайд 16). У доски работает 1 ученик. Решите задачу №4 (Слайд 17). |
Записывают, комментируют решение, а затем проверяют друг у друга, работая в паре.
|
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5. Исследовательская работа в парах. |
Даёт задание и оказывает помощь учащимся. А теперь, ребята, предлагаю вам поработать в своих парах . 1. У вас на столах находятся квадраты (1 квадрат на 2 человека). Вам нужно разрезать данный лист бумаги на 4 равные части так, чтобы эти части имели форму: 1 команда – треугольник, 2 команда – квадрат, 3 команда – прямоугольник. Внимание! Инструктажем по ТБ. (Учитель проверяет правильность выполнения задания) 2. А теперь все команды покажите квадрата, квадрата, квадрата, квадрата. |
Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке. Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач. Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
6. Физкультминутка Цель: - профилактика утомления, нарушения осанки и зрения, снятие утомления детей на уроке. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Из – за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь, И на месте покружитесь. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. (Слайд 18) |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7.Итоговый самоконтроль и самооценка. Организация контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний. Проверить умение применять алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении уравнений |
Слайд 21, 22. Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. Кто выполнил без ошибок, тот ставит «5» |
Ребята самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу. (Ключи на слайде) |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Подведение итогов урока. Зафиксировать изученное на уроке; алгоритм решения задач; дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Какая тема была у нас сегодня? Какие цели мы сегодня ставили? Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока? Что нового вы сегодня узнали? Какие знания использовались для достижения цели? Всё ли у вас получалось? В чём были затруднения? Справились ли вы с трудностями? (Слайд 23). |
Отвечают на вопросы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, да.
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. |
9. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записать домашнее задание. |
Слайд 24. Откройте дневники, запишите домашнее задание: п.4.3. № 788(б), № 790, для желающих – подготовить презентацию из 3-х слайдов «Интересное из мира дробей». |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
10. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После урока я посмотрю ваши ответы. Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! ( Учитель проходит по рядам и просматривает) |
Выставляют себе итоговую оценку за урок. |
Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |
Самостоятельная работа
№ 1. Магазин за 2 дня продал 360 кг картофеля. В первый день была продана 1/3 часть всего картофеля. Во второй день продали оставшийся картофель. Сколько картофеля продано во второй день?
Самостоятельная работа
№ 1. Магазин за 2 дня продал 360 кг картофеля. В первый день была продана 1/3 часть всего картофеля. Во второй день продали оставшийся картофель. Сколько картофеля продано во второй день?
Оценочный лист
Ф.И. ученика __________________________________________ 5 класс
Самостоятельная работа
Задания. |
Количество ошибок. |
Баллы |
Задание №1 |
|
|
Задача №1 |
|
|
Задача №2 |
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
Оценка за урок ___________________________________
№ 1. За первую неделю бригада заасфальтировала 15 км, что составило 3/5 расстояния между двумя сёлами. Каково расстояние между сёлами?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.