Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
05.03.2019
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)
Технологическая карта урока ОЗОМ по УМК "Школа 2100" для третьего класса. В данной технологической карте предусмотрен проблемный вопрос, выделены определенные этапы урока. Данную технологическую карту можно использовать в работе. Так же, данная технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей учащихся.
Золотые ворота.docx
ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского» Технологическая карта  урока окружающего мира для 3 "А" класса: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" Выполнила: Студентка группы Ш – 48 Федотова Валерия Павловна Проверили:  Учитель 3 «А» класса  Чолак Галина Алексеевна ___________________ Отметка «      » (___________________) Тема урока УМК г. Пермь, 2019 год "Золотые ворота" в Древнюю Русь"  3 класс.  «Школа 2100" Цели деятельности педагога Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и  1. культурных центров. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона,  2. монах, монастырь. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к  3. великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться  в мир мыслей и чувств наших далёких предков. Тип урока Изучение нового материала. Планируемые образовательные результаты  Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться  работать  с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные  представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в  речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности  многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной Фронтальный, индивидуальный.  Учебник "Окружающий мир"; ч.2; Вахрушев А.А; М.: 2012. Рабочая тетрадь "Окружающий мир"; ч.2;  Данилов А.А.; М: 2017.  Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Компьютер, проектор, колонки, глобус, указка. Организационная структура урока Деятельность учителя Приветствует в стихотворной форме: Добрый день, дорогие друзья! Нашей встрече очень рада я! Давайте отправимся в древнерусские города, Нас ждут Киев и Новгородская земля. – Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам Древней Руси. Перед нами  распахнет Золотые ворота Древний Киев. Побываем на торговой площади Древнего  Новгорода  – Ребята, давайте вспомним, сколько же лет нашей стране – 40 тысяч или одна? Этапы урока 1.Орг.  момент. 2.  Актуализа ция  знаний и  постановк а учебной  проблемы. – Какие события происходили в это время на территории современной России?  . – Какие люди жили на этой территории?  ­ Как же на территории Древней Руси сложилось Древнерусское государство? Деятельность  учащихся Универсальные  учебные действия М. Готовность  слушать учителя,  отвечать на вопросы  урока.  Л. Применять  правила поведения  на уроке. М. Умение слушать и слышать друг друга. М. Готовность  отвечать на вопросы  урока. М. Умение  ориентироваться в  собственной системе  знаний при помощи  учителя. Приветствуют  учителя.   Опираясь на  знания, полученные на предыдущем  уроке, ученики  отвечают, что  история нашей  страны насчитывает чуть больше одной  тысячи лет. Начало  складываться  государство. Восточные славяне. Шли войны между  племенами, но в ­ Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси.  – В чем значение принятия Русью христианства? Самым активным ребятам учитель предлагает выполнить тест на отметку.  – Что вы понимаете под словом «культура»?  – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры».  882 году племена  объединил князь  Олег.  Князь Владимир. ­ С христианством  на Руси стали  распространяться  грамотность,  просвещение.  Начали развиваться искусства и  ремёсла. По всей  Руси сооружали  прекрасные церкви  и соборы. Новая  вера сплачивала  людей. Если ученики  затрудняются с  ответами, то можно прочитать с ними  объяснение из  словарика:  «Культура – это все достижения  человечества, всё  то полезное и  красивое, что было  сделано человеком, а не природой». Высказывают  предположения Обводят: шалаш,  книгу, лопату,  машину, ученого,  здание, художника. ­ Посуду, мебель,  одежду,  транспортные  средства и т.д. Из  духовной культуры  – песни, танцы,  сказки и т.д. Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочие тетради на с. 12, выполните задание 1. (Что из изображённого на рисунке является объектом культуры?) Ребята, ваша задача – пояснить, почему тот или иной объект подпадает под объяснение  понятия «культура».  Ребята, памятник культуры – это то, что сделано руками и умом человека, то, что полезно.  ­ Поднимайте руку, называйте то, что изображено и объясняйте – почему это относится или  не относится к памятнику культуры.  Учитель может задавать вопросы: Кем или чем создан данный объект? Для чего он был  создан?  Общая проверка.  – Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и  отдыхе.  – Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.) – Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси? (Нет.) – Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили два­три человека из ста  (для сравнения – в современных городах России живёт 64 человека из ста). Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было  мало. – Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна  городов». На доске появляется запись:  Древняя Русь – «страна городов». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь 3.  Совместно е  открытие  знаний.  Поиск  решения  проблемы. называли «страной городов».) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему  Древнюю Русь называли «страной городов»?  ­ А для того, чтобы узнать это, давайте с вами начнем путешествие в город Древней Руси.  Работа в учебнике. 1. Жители и гости древнерусских городов. – Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах  постоянно? Ученики высказывают предположения, которые можно проверить с помощью текста  учебника на с. 32–33 от слов «иностранцы приезжали…» до «…об искусных мастерах». В  тексте упоминаются князь, ремесленники, купцы. Упоминание городского собора (храма)  позволяет предположить, что в городе жили священники. ­ Ребята, в таких городах жили купцы, ремесленники, князь, его дружина.  ­ Кто же такие купцы?  – Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий; Такой человек покупал  товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому­то другому – т.е.  выступал посредником между производителем и покупателем. ­ А кто же такие ремесленники?  Ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом. ­ В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги,  кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков  других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического  могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры. ­ Что получилось, когда мы начали все сразу? (Будет шум, неразбериха, толкотня.) – Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». П. Умение находить  на глобусе экватор.  П. Владение  знаниями о жарких  континентах, о  саваннах и  тропических лесах.  П. Знакомство с  фауной саванны и  тропических лесов.  П. Выявление  отличительных  особенностей  африканского слона  от индийского.  М. Готовность  отвечать на вопросы  урока. М. Способность  контролировать себя на уроке.  М. Уважительное  отношение к мнению  коллектива,  .  Ученики  предлагают свои  объяснения,  подчёркивая, что в  города съезжалось  очень много  народу, который  толпился около  дворца князя, в ­ Мы с вами ответили на вопрос, что в Древнерусских городах постоянно жили: князь,  дружина, священнослужители, купцы, ремесленники.  ­ А для чего иностранцы приезжали на Русь?  ­ А как же выглядел город в Древней Руси?  ­ Ребята, в Древнерусском городе было все иначе. В городе жизнь шумела, кипела. Попав в  город, вам открывался бы вид на небольшой город, который можно было бы пересечь за 15­ 20 минут. В центре такого городка располагались княжеские палаты и торговая площадь.  Вокруг был шум, гам.  ­ Ребята, каким был город в Древней Руси?  ­ Ребята, мы с вами уже говорили о памятниках культуры. Посмотрите на иллюстрацию, что  же это?  ­ Все верно. Только послышав звон колоколов, люди бросали все свои дела и направлялись в  храм. На иллюстрации вы можете рассмотреть два храма: Храм Святой Софии и Успенский  собор.  ­ Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 34 и скажите, как выглядело внутреннее  убранство храма? Что в нем было?  ­ Используя текст на странице 34 сформулируйте, что же такое фреска?  Так же, фрески рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. ­ А что же такое икона? Верно, так же, иконы пишутся красками на деревянных досках. Такой труд был очень  почетен, люди верили в то, что иконы могут творить чудеса.  ­ А что же такое алтарь и иконостас? Найдите в тексте и сформулируйте.  сверстников.  соборах, на  торговой площади. ­ Для того, чтобы  купить изделия  искусных мастеров. ­ Белокаменные  храмы, княжеские  терема, в центре  стоял главный  храм.   Ответы учащихся.  ­ Это храм.  ­ Мозаика, икона,  фреска. ­ Фреска – это  изображение,  выполненное  красками по сырой  штукатурке. ­ Икона –  священное  изображение  Иисуса Христа,  святых.  ­ Алтарь – это  главная священная  часть храма, он  отделен  специальной ­ Так каким же было убранство Древнерусского храма?  ­ Ребята, рассмотрите иллюстрации на 35 странице и скажите, что же еще вас может удивить? ­ Все верно. В Древней Руси алфавит заметно отличался от современного. Эту азбуку  специально для славян придумали Кирилл и Мефодий.  ­ Как же называется такая азбука? Найдите в тексте.  ­ Все правильно, древнерусская азбука называется кириллицей.  ­ Рассмотрите кириллицу, какие буквы напоминают вам буквы нашей, современной азбуки?  ­ В Древней Руси писалось очень большое количество рукописных книг. В те времена не было ни ноутбуков, ни компьютеров, даже печатных машинок не было. Обложки таких книг  выполнялись из тонких дощечек, обтянутых кожей. Они были очень тяжелыми, а обложки их  были обделаны золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями.  ­ Такие книги переписывались по несколько лет, изо дня в день трудясь, выводя отчетливые  буквы.  ­ Чтобы узнать, кто занимался такой работой, откройте учебники на 36 странице. ­ Алена, начинай читать со слов "художник уважительно…" ­ Так кто же занимался подобной работой?  ­ А что еще вам известно о монахах?  ­ Алеша, читай текст дальше, со слов "А почему.." ­ Что вы узнали из этого отрывка?  ­ Ребята, а ведь это все правда. Действительно, что в Древней Руси, что сейчас, существуют  такие люди, которые отказываются ото всего: от своей обычной жизни, от семьи, чтобы уйти  преградой, на  которой  располагается  иконостас.  Иконостас – это  ряд икон.  Ответы учащихся.  ­ Древнерусский  алфавит. ­ Кириллица.   Ответы учащихся.  ­ Такой работой  занимались монахи. Ответы учащихся.  Монахи ходили во  всем черном,  меняли имя, свою  жизнь. Не заводили  семьи и всю свою  жизнь посвящали  молитвам и добрым делам. Поселялись  в монастырях. и служить Богу.  ­ Монахи внесли огромный вклад в историю нашей страны. Именно из­за их работы мы с вами знаем, что происходило тогда – множество веков назад.  Монахи из года в год делали записи обо всем, что произошло, так появились летописи.  Найдите определение слова "летопись" в тексте.  4. Работа с пройденн ым  материало м  Работа в рабочей тетради. Упр. 2 ­ Прочитайте задание к второму упражнению. Что нам нужно сделать?  ­ Приступайте к выполнению, будем проверять вместе. Вам дается на это две минуты.  Проверка по слайду, один ученик читает.  ­ А теперь, давайте выполним упр. 3. ­ Что мы должны сделать?  Приступайте к выполнению. Вам дается 3 минуты.  Проверка по слайду. Один ученик читает.  ­ Ребята, если у вас возникли трудности в определении веков, будьте внимательны, вы уже  работали с этой темой, повторите ее дома, поговорите с одноклассниками или подойдите ко  мне, я объясню вам еще раз.  10. Итог ­ Ребята, что мы хотели сегодня выяснить? Каким был главный вопрос нашего урока?  ­ И как мы можем ответить на вопрос урока?  ­ О чем еще вы сегодня узнали?  ­ Что такое "памятник культуры"?  ­ Кто являлся постоянными жителями Древнерусского города?  ­ Чем украшались храмы?  Какую работу выполняли монахи?  ­ Летопись – это  записи событий  русской истории,  расположенные по  годам.    ­Вставить  пропущенные  слова.  ­ Указать века, в  которых построены эти города.  Л. Проявлять  познавательный  интерес к учебному  материалу.  М. Умение  принимать и  сохранять цель  учебной задачи.  П. Различать  животных саванны и  тропических лесов.  П. Знать отличие  африканских слонов  от индийских.  М. Формирование  умения оценивать  свои учебные  действия.  М. Умение обобщать изученный материал, Рефлексия . ­ Какой вывод мы можем сделать?  ­ Давайте сравним наш вывод с авторским. Выскажите свое мнение. Мне очень понравилось работать с вами на уроке, а теперь мы должны подвести итог.  Используя фразы на доске, выскажите свое мнение по поднятой руке: ­ Я узнал… ­ Мне понравилось… ­ Было трудно… ­ Теперь я расскажу о…  Ребята, все мы хорошо потрудились и очень устали.  Откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 37, №1, 4. Дома вы должны подумать  над тем, как сформулировать понятие памятники культуры, а так же ответить на вопрос  "Почему необходимо бережно относиться к памятникам культуры?" Так же, в рабочей  тетради, по желанию можете выполнить задания повышенного уровня сложности.  Спасибо, урок окончен! делать выводы при  помощи учителя.  Л. Развитие  самостоятельности,  личной  ответственности за  свои поступки.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Золотые ворота" в Древнюю Русь" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019