ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта
урока окружающего мира
для 1 класса:
«Где живут слоны?»
Выполнила:
Студентка группы Ш – 48
Федотова Валерия Павловна
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
__________________
Отметка « » (___________________)
г. Соликамск, 2018 год
Тема урока |
Где живут слоны? 1 класс. |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Формирование у обучающихся представления о разнообразии живой природы Земли; формирование у детей взаимосвязи между средой обитания животных и их внешним видом, образом жизни; способствование формированию у обучающихся чувства любви ко всему живому; потребности заботы об окружающем мире с целью его сохранения. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: познакомить с представителями животного мира жарких районов Земли; научатся показывать на глобусе и называть жаркие районы Земли и животных; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Метапредметные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; умение анализировать свои действия и управлять ими.
Личностные: способность к самооценке; понимание, ориентация на выполнение действий; творческий подход к выполнению заданий; воспитывать любовь к природе и животному миру. |
Методы и формы обучения |
Фронтальный, индивидуальный. |
Образовательные ресурсы |
Учебник "Окружающий мир"; ч.2; Плешаков А.А; М.: 2014. – 95 с. Рабочая тетрадь "Окружающий мир"; ч.2; Плешаков А.А; М: 2014. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, видеоролики, глобус. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, колонки, глобус, указка. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Орг. момент. |
- Добрый день, ребята. Прозвенел звонок и нам пора начать урок, сначала за парты присаживаются девочки, затем мальчики. - Меня зовут Валерия Павловна, и сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира. Для того, чтобы наш урок прошел интересно и познавательно, вам нужно быть активными, внимательными и тихим. Уверена, вы справитесь. |
Приветствуют учителя.
|
М. Готовность слушать учителя, отвечать на вопросы урока. Л. Применять правила поведения на уроке. |
2. Актуализация знаний. |
Вопросы по изученному материалу. Интерактивная игра "Расположи по полюсам". |
|
М. Умение слушать и слышать
друг М. Умение ориентироваться в собственной системе знаний при помощи учителя. |
3. СТИЦ |
Просмотр видеоролика о саванне и ее обитателях. - Какие особенности данной местности вы увидели? - Ребята, каких животных вы увидели? - К нам в гости сегодня пришел один из обитателей жарких стран. Для того, чтобы узнать, кто это, давайте попробуем решить ребус. - Ребята, поднимите руки, кто умеет решать ребусы. Кто-то уже догадался, какое слово спряталось на нашем ребусе? Кто же будет героем нашего урока? - Обьясни всем, как ты узнал?
- Сегодня на урок к нам пришел маленький слонёнок. Он потерялся и отстал от своей семьи, заблудился. Он не знает своего адреса, поэтому нам придется потрудиться, чтобы вернуть его домой. - Ребята, поднимите руки, кто же знает свой адрес? Молодцы, это хорошо, ведь тогда, если вы вдруг потеряетесь, вам смогут помочь и вернуть домой. А те, кто не знает – обязательно узнайте у родителей. - А что мы должны с вами узнать, чтобы вернуть нашего слоненка домой? - Верно, а еще что мы должны узнать? А с помощью чего будем узнавать?
- Согласна, а что еще нам нужно узнать? Еще нам нужно познакомиться с другими животными, обитающими в тех краях, чтобы мы могли лучше ориентироваться. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о местах обитания слонов и посмотрим, куда же нам нужно вернуть нашего потерявшегося слоника, ведь он очень скучает по своей семье. - Посмотрите на слайд, поднимите руку, кто готов прочитать тему нашего урока? Катя, читай вслух. - Мы уже поставили перед собой цели на уроке, что же нам нужно делать, чтобы добиться этих целей? - Надеюсь, что именно так и будет. |
- Теплые края, множество травы. - Слоны, леопарды, тигры и их детеныши. - Слон. - Первая буква С, значит слово начинается с буквы с. Затем ложка, а запятые означают, какие буквы убрать. Убрав все ненужные, получаем слог ЛО, так же с гномом. Остается буква Н. Собираем все вместе и получается СЛОН
- Где они живут. - Где находятся эти места. При помощи глобуса.
- Где живут слоны? - Нужно получать знания, быстро работать на уроке, быть внимательным и активным. |
П. Применять полученные
знания на практике. М. Умение ориентироваться в собственной системе знаний при помощи учителя. |
4. Изучение нового материала |
- Ребята, а кто-то из вас слышал про линию на глобусе? Как она называется? Экватор – воображаемая линия, окружающая земной шар в самой широкой его части – посередине. Посмотрите на слайд, красная линия – это и есть экватор. По обе стороны от этой линии располагаются жаркие районы, в которых никогда нет зимы. В данной местности преобладает экваториальный климат. В этих местах высокие температуры до 30 градусов, очень слабые ветры, высокая влажность воздуха, облачность, а так же обильные осадки. А кто скажет, что такое осадки? Как я уже говорила, в данной местности никогда не бывает зимы. Именно там мы можем встретить сородичей нашего гостя – слонов. В жарких районах Земли в некоторых местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой – это саванны. - Посмотрите, каких животных мы можем заметить на слайде? Верно, это – зебры. Эти животные вынашивают собственное потомство целый год, а окрас их полос так же уникален, как и отпечатки ваших пальцев. - А как же называется этот представитель саванны? Сами львы охотятся достаточно редко, а главную роль по взращиванию и вскармливанию потомства выполняют львицы. - А как называется следующий характерный житель саванн? Жираф – это самое высокое животное саванн, при том, время его сна – не более 10 минут за раз, кстати, стоя. - Посмотрите, ребята, вы знакомы с этим животным? Носорог – это самое удивительное животное на планете. Только, все чаще рога у них спиливают сотрудники заповедников, чтобы защитить их от рук браконьеров. Убивают их не ради еды, а ради этих самых рогов. За год от рук браконьеров погибает около 800 особей. - Следующий житель саванны называется страус. Страус – это самая большая птица в мире, при том, яйца страуса так же признаны самыми большими среди всех птиц, так же, страусы не умеют летать, а используют крылья во время брачного периода или для защиты своих яиц. - Еще одним характерным жителем данной местности является Павиан. Для общения эти мартышкообразные используют до 30 звуковых сигналов, мимику и жесты. - Так же жителями саванн являются мартышки. Мартышки очень большое количество времени проводят за наведением красоты, так же эти животные очень хорошо обучаются. - Посмотрите, это птица-секретарь. Ее имя происходит от торчащих черных перьев на голове, напоминающих гусиные, которые раньше любили вставлять в свои парики судебные секретари. А на этом ролике мы познакомимся с самым величественным животным саванн. Смотрите внимательно, вы должны заметить особенности данного животного. Видеоролик про африканского слона. - Ребята, что же за животное вы видели? Верно, это африканский слон. - Какого размера уши у слона? - А как вы думаете, для чего африканскому слону такие большие уши? Вы правы, но хороший слух – это не единственная задача таких больших ушей слона. Главная их задача – это охлаждение организма слона. Помахивая ушами, слоны охлаждают проходящую через них кровь, а та несет прохладу всему организму. Это помогает животным не погибнуть от перегрева в особенно жаркие дни. - А бивни есть у всех слонов? - А кто знает, для чего слону необходимы бивни? Верно, слоны пользуются бивнями для защиты своего семейства и малышей, а так же для защиты от хищников и в стычках за самку. - А какого размера хобот у слона? - А как вы думаете, для чего слону хобот? Хобот служит им не только для поедания листьев, но и для того, чтобы они могли облить себя водой в особо жаркие дни. Так же, срывает литься и ветки с кустарников. Хобот для слона – то же самое, что для нас руки. Так же, слоны могут трубить, а звук распространяется на десятки километров. Так же, хоботом слон может ударить противника. - Какие еще особенности вы заметили?
- Какой же вывод мы можем сделать?
Слоны так же, как носороги, подвержены постоянному истреблению от браконьеров. В погоне за бивнями слона – слоновой костью – браконьеры за 7 лет истребили треть всех особей на планете, каждого третьего слона. Совсем недавно из-за бивней был убит самый старый и самый большой африканский слон. - При том, вынашивают потомство слоны около 2-х лет, и делают это не чаще, чем раз в 4-5 лет. - Истребление слонов считается нарушением закона во всех странах, но находятся те люди, которые все равно ради собственного благополучия истребляют этих величественных животных, которых в каждым годом становится меньше и меньше. Вижу, вы немного подустали. Давайте поднимемся с мест и отдохнем, чтобы затем продолжить нашу работу.
Где слониха, слон не знал, хлоп-хлоп-хлоп. А слониха у реки, буль-буль-буль. Мыла хобот и клыки, буль-буль,буль.
- Посмотрите, это африканский слоненок. Как вы думаете, он похож на слоненка, которому мы ищем дом? - Да, вы правы. Но, ребята, саванны – это не единственное место, где водятся слоны. Там растут густые и влажные тропические леса. - Ребята, посмотрите, что же за животное изображено на слайде? А кто-то из вас видел павлина вживую? Расскажите, какие они. Красивые перья хвоста, кстати, есть только у самцов, у самок их нет. - Ребята, а кто из вас видел змей? Эта змея называется питон и она тоже является характерным жителем тропических лесов. Питоны – неядовитые змеи, в длину достигают 7-ми метров, почти высота трехэтажного здания. Они сжимают добычу, не впрыскивая в нее яд. - А кто же это? Верно, крокодил. Самыми близкими родственниками крокодилов являются птицы. Так же, они имеют самый сильный укус среди всех животных современности. - Ребята, что же это за животное? Думаю, это животное можно часто встретить и у нас, только уже не в природных условиях, а в аквариумах. На самом деле, потомки черепах населяли нашу Землю около 200 миллионов лет назад. А некоторые современные черепахи живут около 100 лет. Кто-то знает, как можно определить возраст черепахи? Ее возраст можно определить, посчитав кольца на ее панцире. - Еще один из коренных жителей тропических лесов. Это обезьяна лангура. Обитают в Индии при каждом храме, питаются листьями. Так же, сразу после рождения детеныш попадает в руки матери, которая облизывает его и приглаживает. А затем, попадает в руки другой самки. За день, за малышом ухаживают около 8 различных самок. Гордостью тропических лесов является Индийский слон. Посмотрите, какое величественное животное. Давайте попробуем сравнить индийского слона и африканского слона. - Какие различия вы можете заметить? Как отличаются их уши?
- А что вы можете сказать насчет размеров? Индийские слоны намного меньше африканских, пусть этого не видно на снимках из-за их маленьких ушей, которые придают телу больший объем. - А что вы можете сказать о бивнях? Верно, не у всех индийских слонов встречаются бивни, лишь у самцов – и то, не всегда, а вот у африканских бивни есть и у самок и у самцов.
- Посмотрите на кожу. Есть ли в ней отличия? На самом деле, у индийских слонов есть небольшой волосяной покров на теле, а у африканских множество морщин. - Посмотрите на ноги. Заметили ли вы различия в них? У индийских слонов более короткие и толстые ноги. Так же, след у этих животных очень сильно отличается. У африканского слона на передних конечностях 5 копыт, на задних три, а у индийского на передних 5, на задних 4. - Кто сможет сказать, чем же все таки индийский слон отличается от африканского?
- Теперь, когда мы знаем отличия слонов, как вы думаете, к какому же виду относится наш сегодняшний гость? Куда его нужно вернуть, в саванну или в тропические леса?
- Ребята, справились ли мы с целями, которые ставили перед собой? Где же живут слоны?
- А где находятся эти места? - Какие еще животные живут в жарких местах? |
- Да, экватор.
- Дожди.
- Зебр.
- Лев.
- Жираф.
- Носорог.
- Страус.
- Слон. - Большие уши. - Для хорошего слуха.
- У всех слонов, что мы видели были бивни. - Для защиты от других. - Очень длинный хобот. Для поедания листьев.
- Слоны медленно и неторопливо передвигаются, питаются листьями. - У африканского слона большие уши, длинный хобот и бивни. Так же, они неторопливо передвигаются и питаются листьями. Это очень большие животные.
Выполняют физминутку
- Нет, они не похожи.
- Павлин.
- Видели.
- Крокодил.
- Черепаха.
- У индийского слона уши меньше, чем у африканского. - Индийский больше африканского.
- У индийского слона нет бивней, а у африканского – есть.
- Нет.
- У индийского толще.
- У индийского слона уши меньше, чем у африканского, индийский слон больше, так же не у каждого индийского слона есть бивни, в отличие от африканских. У индийских слонов есть небольшой волосяной покров, а ноги короче и толще. Так же их можно отличить по следу. - К индийским слонам. Его нужно вернуть в тропический лес. - В саванне и в тропических лесах. - На экваторе. - Зебры, львы, жирафы, носороги, павианы, черепахи, павлины, питоны и другие… |
П. Умение находить на глобусе экватор. П. Владение знаниями о жарких континентах, о саваннах и тропических лесах. П. Знакомство с фауной саванны и тропических лесов. П. Выявление отличительных особенностей африканского слона от индийского. М. Готовность отвечать на вопросы урока. М. Способность контролировать себя на уроке. М. Уважительное отношение к мнению коллектива, сверстников. |
5. Работа с пройденным материалом |
- Ну, а чтобы закрепить ваши знания, откройте рабочие тетради на странице 12. Прочитайте первое задание жужжащим чтением. Петя, прочитай его вслух. Теперь, выполните данное задание. - Кто хочет порассуждать вслух, что у вас получилось?
- Поднимите руки, у кого получилось так же? Молодцы, погладьте себя по голове и приготовьтесь к следующему заданию. Прочитайте жужжащим чтением второе упражнение. Катя, назови всех животных, изображенных на иллюстрации. - Выполните данное упражнение у себя в тетрадях. Будьте внимательны. Ваня, каких животных ты отнес к саванне? Петя, каких животных ты отнес к тропическим лесам? Если есть несогласные – потопайте ногами. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы были очень внимательны на уроке. Поднимите руку, кто допустил одну ошибку? В следующий раз будьте внимательнее. Кто допустил две и больше ошибок? Вам нужно будет повторить материал дома. Посмотрите на иллюстрацию под номером три. Ребята, что же изображено на иллюстрации? У вас есть минута, чтобы найти, какие же животные спрятались в тропическом лесу. - Вася, каких животных ты нашел? Маша, какое животное нашла ты? - Какие вы внимательные и зоркие! Ребята, посмотрите. Это же мама нашего слоненка. Она ищет его. Нам пора срочно отправлять слоненка в теплые края и заканчивать увлекательный урок. |
Открывают тетради, читают жужжащим, затем вслух. - Первый слон будет африканским, потому что у него большие уши и он находится в саванне. Второй будет индийским, так как находится в тропическом лесу, у него массивные ноги и маленькие уши.
- Носорог, питон, павлин, лев, зебра, птица-секретарь.
- Носорог, лев, зебра, птица-секретарь.
- Питон, павлин.
Подводят итог выполнения задания.
- Тропический лес.
- Крокодил, павлин, питон, слон, обезьяна. |
Л. Проявлять познавательный интерес к учебному материалу. М. Умение принимать и сохранять цель учебной задачи. П. Различать животных саванны и тропических лесов. П. Знать отличие африканских слонов от индийских. |
10. Итог,
Рефлексия. |
- Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 15 и прочитайте вывод жужжащим чтением. Кто хочет выразительно и четко прочитать его вслух? - Ребята, а как можно найти теплые места на глобусе? - Где же живут слоны?
- А какие слоны бывают?
- Ребята, для того, чтобы не только мы с вами могли увидеть слонов, но и наше дальнейшее поколение, нам надо очень бережно относится к тем животным, которые находятся на грани истребления. Мы должны беречь этот разнообразный животный мир нашей планеты. Мне очень понравилось работать с вами на уроке, а теперь мы должны подвести итог. Используя фразы на доске, выскажите свое мнение по поднятой руке: - Я узнал… - Мне понравилось… - Было трудно… - Теперь я расскажу о…
Ребята, все мы хорошо потрудились и очень устали. Дома вы можете почитать дополнительные источники, энциклопедии или сходить в школьную библиотеку, чтобы узнать больше о жителях саванны и тропических лесов. Спасибо, урок окончен! |
- На экваторе. - В саваннах, в тропических лесах. - Индийские и африканские слоны. |
М. Формирование умения оценивать свои учебные действия. М. Умение обобщать изученный материал, делать выводы при помощи учителя.
Л. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.