Тип урока: изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «духовный мир человека», «нравственные ценности». П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
Р. Навык саморефлексии, самокоррекции.
К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России.конспект
МБОУ СОШ №1 г. Петушки
Владимирской области
учитель начальных классов
Вадавая Елена Николаевна
Технологическая карта урока
Предмет
Тема урока
ОРКСЭ.
Россия – наша Родина.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Общая часть
Класс
Предметные
Усвоение понятий
Метапредметные
П. Умение ставить задачи,
Личностные
Формирование у детей образа родной страны
1«Отечество», «Родина»,
«малая родина»,
«духовный мир
человека», «нравственные
ценности».
Цель урока
Родины, как многонационального государства,
огромного по своей территории, богатого природными
ресурсами, народными традициями, историей;
воспитание в детях радости и гордости за то, что мы
родились и живем в России.
овладевать учебными навыками,
выполнять логические операции.
Р. Навык саморефлексии,
самокоррекции.
К. Навык публичного
выступления, аргументирование
собственной точки зрения,
понимание собеседника,
передача чувств с помощью
вербальных и невербальных
средств общения, умение
работать в команде.
Формирование представления учащихся о России как о многонациональной стране с
многовековыми культурными традициями; воспитание патриотизма,
стать наследниками славных традиций русской истории.
Основные понятия,
изучаемые на уроке
Средства ИКТ,
используемые на уроке
Ресурсы
(информационные,
литературные, музыка,
искусство),
используемые на уроке
Отечество. Родина. Россия. Столица. Культурные традиции. Патриот. Символы. Духовный
мир человека. Нравственные ценности.
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация
Аудиозапись «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Блантера) , гимн
России; слайды с репродукциями картин художников – пейзажистов
И.Левитана, К.Коровина, И. Шишкина, Ф. Васильева; пословицы
России, учебник.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Структура урока
Длительность
этапа
5 минут
Основные формы работы учителя и
учащихся
Весело звенит звонок,
Начинается урок!
Проверка готовности к уроку.
Упражнение «Улыбнитесь друг другу»
Определение темы.
( Просмотр слайдов под аудиозапись
песни М. Матусовского, В. Блантера «С
чего начинается Родина»)
Формируемые УУД
Личностные компетенции
положительный настрой на урок, создание ситуации
успеха, доверия.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели.
2Беседа.
Ребята, что вы чувствовали, когда
слушали эту песню, просматривали
иллюстративный материал?
О чем прозвучавшая песня?
Как вы думаете, о чем мы будем
говорить на уроке?
Работа над синонимами
РОДИНАОТЕЧЕСТВООТЧИЗНА
Как называется наша общая Родина?
Регулятивные: постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные:
обоснования своего суждения.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность
этапа
10 минут
Основные формы работы учителя и
учащихся
Формируемые УУД
Самостоятельная формулировка
учащимися темы урока.
Ребята, сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Под песню «Россия, Россия, ты моя
земля…» дети подбирают ассоциации к
слову «РОССИЯ» (Прием
«Ассоциативный куст» работа в
группах Приложение 1)
Беседа.
Мы живём в замечательной стране –
России.
Почему мы считаем Россию своей
Родиной?
Слово «родина» происходит от слова
«род». Какие родственные слова можно
подобрать к этому слову?
Какими другими словами можно
назвать Родину?
Как вы понимаете следующие
высказывания?
Наше государство Россия
Символы государства: флаг, герб,
гимн
Москва – столица России
Мы граждане России
Россияне – люди разных
национальностей
Регулятивные УУД:
необходимой информации.
Коммуникативные УУД
рефлексии, выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью, аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации, учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций,
достижение договоренностей и
согласование общего решения.
Познавательные УУД:
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение
под понятие,
второстепенной информации, структурирование
знаний, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания
Личностные: осознание ответственности за
общее дело
3Длительность
этапа
15 минут
Высокое чувство любви к Родине
Они защищали Родину
Самостоятельное индивидуальное
выполнение действий учащимися.
Задание на карточках:
пословиц о Родине.
соедините части
постоять.
Родина мать, умей за нее
Глупа та птица, которой свое
гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей
воронушке.
песни.
Человек без Родины соловей без
Своя земля и в горсти мила.
На чужой земле и весна не красна.
Регулятивные: контроль (сличение с эталоном),
коррекция
Основные формы работы учителя и
учащихся
Формируемые УУД
Этап 3. Практикум
I Совместное обсуждение учащимися
темы в парах.
Работа по учебному пособию.
Прочитайте на с.45 определение
«Духовный мир» и ответьте, что это такое
внутренний мир человека?
Прием «Кластер» «Мир духовной
культуры» Приложение 2
Работа над репродукцией картины
Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Приложение 3
Слово учителя:
В духовном мире есть свои дороги. Они
называются традициями.
Культурные традиции – это богатство
нашей многонациональной страны. В нашей
стране живут люди, которые знают и
бережно хранят разные традиции.
Они говорят на разных языках,
Познавательные УУД
анализ, сравнение, обобщение, классификация,
подведение под понятие, установление причинно
следственных связей, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания, построение
логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью, адекватное использование речевых
средств для решения коммуникационных задач,
формулирование и аргументация своего мнения в
коммуникации.
Личностные УУД:
«духовная культура», формирование у детей образа
родной страны как Родины, как
многонационального государства, огромного по
4своей территории, богатого природными ресурсами,
народными традициями.
как
добро,
—
«Дерево
исповедуют разную религию, но хорошо
понимают друг друга, т.к. их культурные
традиции основаны на таких вечных
ценностях,
честь,
справедливость, милосердие.
Слово учителя:
Издавна в России в каждом народе
особенно уважали семейные традиции.
Особо почитались многодетные семьи.
Какие традиции существуют в вашей
семье?
Для чего хранят и соблюдают традиции?
Побеседуйте дома с родителями о
семейных традициях.
Творческая коллективная работа –
толерантности»
прием
аа
(Толер нтность
социологический
термин, обозначающий терпимость к
иному мировоззрению, образу жизни,
поведению и обычаям,
верованиям,
мнениям)Приложение 4
Слово учителя: ( на слайде карта
России)
Россия – необъятная страна. Её площадь –
17 млн. кв.км.
На её территории проживают люди
около 180 национальностей. Все они
вместе составляют одну дружную семью
народов России.
Какие национальности вы знаете, которые
живут на территории России?
Почему мы должны быть толерантными?
Как вы объясните понятие «малая родина»?
Слово учителя:
Малая родина это то место на земле, где
человек родился и рос, где находятся могилы
его предков, где он познал первые радости и
неудачи. Не случайно в трудные минуты своей
жизни люди вспоминают место, где родились,
то есть свою малую Родину.
II
5Чтение стихотворений А. Черного «О,
мать моя, Россия», С. Есенина «Гой ты,
Русь, моя родная» Приложение 5
Беседа по содержанию.
– С каким чувством поэты говорят о России?
– Какова главная мысль этих стихотворений?
Какого человека называют патриотом?
Можно ли сказать, что стихотворения
написаны поэтами – патриотами?
могут
сложными,
Форма проверки полученных результатов,
осуществление коррекции
Творческая работа.
Составьте и напишите на листочках
предложения со словами:
Родина
Отечество
Отчизна
Патриот
Символы России
любыми:
Предложения
простыми,
однородными
членами, разные по интонации и цели
высказывания.
Проверка.
Упражнение «Словомагнит».
Какие слова «притягиваются» к данным
словам? (ассоциации) Например, дружная
семья…
(семья, дом, мама, родители, друзья, детство,
город, деревня, небо, просторы, рощи, озеро,
река и т.д.)
Речетворческая карта.
Какой у России цвет? (Цвет: радужный,
светлый,
нежнорозовый (на рассвете),
золотистый (поля пшеницы), голубой (небо),
зеленый (поля, леса), чистый, прозрачный
(реки и озера), разноцветный (осенью) и т.д.)
А какой у России звук? (Звук: колокольный
звон, тишина, журчание ручья, шелест
быть
с
Длительность
этапа
5 минут
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
(осознанное построение речевых высказываний,
высказывания своего собственного мнения),
умение ориентироваться в своей системе знаний,
находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке, способствовать развитию учащихся навыков
творческой работы.
Личностные компетенции:
доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, использование речевых средств
Регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебной
деятельности, использовать речевые средства,
развивать умение с достаточно полнотой и
точностью выражать свои мысли.
6Какой
листьев, детский смех, раздольные песни,
пение птиц, трели соловья и т.д.)
Какой запах у России? (Запах: ветра, дождя,
росы, цветов, свежего сена, хлеба, меда,
молока, родного дома и т.д.)
России?
(Характер: добрый, любящий, миролюбивый,
мужественный,
радостный,
героический,
честный,
справедливый и т.д.)
размеру?
(Размер: просторная, широкая, бескрайняя,
необозримая, огромная, неоглядная и т.д.)
милосердный,
Какая
Россия
по
веселый,
характер
у
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Познавательные УУД:
Формируемые УУД
Рефлексия по достигнутым или
недостигнутым образовательным
результатам.
Прослушивание учащимися гимна
России, сопровождающееся слайдами с
видами Москвы
Делается акцент на то, что мы разные,
но мы вместе и нас объединяет одна
родина и её культурные традиции.
Рефлексия. Прием «Микрофон»
Что запомнилось из урока?
Над чем хочется задуматься?
Чем вам понравился наш урок?
Итак, мы поблагодарили друг друга за
работу. Спасибо всем за внимание и
сотрудничество!
Нарисуйте, какой вы представляете нашу Родину, символы России
( берёза, ромашка, матрёшка, кружева, посуда и т.д)
Прочитайте учебник на стр. 46
Личностные: понимают значение знаний для
человека.
Регулятивные: оценивают свою работу, умеют
адекватно воспринимать высказывания учителя или
товарищей, содержащие оценочный характер.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения.
Длительность
этапа
10 минут
Россия
родной дом
Домашнее
задание
черемуха
мама, папа
озеро
пшеница
ширь полей
журавли
Приложение 1 «Ассоциативный куст»
7
ягоды
лес
грибыРоссия
береза
Россия
купола
Москва
небо
Кремль
тополя
звон колоколов
гимн
песни соловья
родной город
речка
дом
Красная площадь
хлеб да соль
Президент
Москва
герб
церковь
флаг
лавочка
искусство
Приложение 2 «Кластер»
картины
Мир духовной культуры
театр
музеи
литература
музыка
скульптура
архитектура
8язык
храм
кино
фотография
религия
обычаи
традиции
Описание картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Приложение 3
Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к
божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось
небесное видение ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом
на руках.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса поматерински
заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного
младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее
ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.
Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения
трагической судьбы сына. Лицо Мадонны воплощение античного идеала
красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II,
принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых,
просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.
Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность
и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в
золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую
возвышенную атмосферу.Это одно из первых произведений, в котором зритель
незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается
с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с
такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская
нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды
9подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая
светом.
Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок
сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе
Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль
соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью,
представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую,
недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.
Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне.
Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих
мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
Приложение 4 «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Посоветуем, что нужно сделать, чтобы отношения в большой семье были
дружными !
Уметь прощать
Слышать друг
друга
Уважать друг
друга
Быть снисходитель
ными
Помогать друг
другу
Понимать друг
друга
Ценить друг
друга
Какие слова повторяются? Почему?
10Приложение 5
Гой ты, Русь, моя родная
Сергей Есенин
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа...
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
О, мать моя, Россия...
Александр Черный
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
11