Технологическая карта урока
Предмет биология
Класс – 7
Тема урока: Птицы.
Тип урока Изучение нового материала
Цель урока: Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся к теме « Класс Птицы», а также для успешного усвоения учащимися нового материала.
Задачи урока
Образовательные:
· раскрыть особенности строения птиц в связи с полётом; особенности размножения , развития и образа жизни в различные сезоны года;
· сформировать знания о разнообразии и систематических группах птиц, о происхождении птиц.
Развивающие:
· развить представления о биоразнообразии и эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
· формировать умения сравнивать птиц и пресмыкающихся и делать выводы на основе сравнений;
· формировать умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения птиц и способностью к полёту.
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к природе на основе понимания значения птиц в экосистемах и жизни человека.
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения |
Личностные качества и метапредметные УУД |
Сформированность основных понятий урока: Называть и распознавать представителей класса Птицы в природе, на таблицах, рисунках; определять понятия по теме урока; описывать особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Сформированность предметных умений: Учащиеся получают представление о классификации и многообразии птиц, знакомятся с отличительными признаками класса Птицы. |
-Научное мировоззрение на основе сформированного умения обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; -. - Умение принимать учебную задачу урока при совместном с учителем открытии темы урока . - Умение сотрудничать в группе , умение выражать свои мысли по теме занятия, развитие речи, обогащение словарного запаса |
Методическое обоснование урока В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок построен с использованием активных и интерактивных методов – демонстрационный, иллюстративно-наглядный, поисковый, а также с использованием приёмов, направленного на развитие критического мышления («Кейс стади» «Кластер» «Синквейн»).
Информационно-образовательная среда урока. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. |
Вид используемых на занятии средств ИКТ |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение. |
Учебник « Биология. Разнообразие живых организмов», приложение к учебнику на электронном носителе, тетрадь-тренажёр, скелет голубя. |
Учебная презентация, материалы электронного приложения к учебнику. |
Мультимедийная установка. |
Организационная структура урока
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1.Организационный момент |
Организовать самооценку учащимися готовности к уроку. Организовать внимание школьников. |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Загадывает загадки о птицах, организуя внимание учащихся Приложение 1. |
Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей. Работают со слайдами презентации отгадывают загадки включаются в учебную деятельность. |
2.Актуализация знаний и субъектного опыта обучающихся |
Ассоциативный опрос
Вопрос, провоцирующий учащихся на дискуссию
Побуждение к осознанию противоречия
Открытие темы урока
Постановка учебной задачи |
Вы вероятно уже поняли, что разговор наш пойдёт сегодня о птицах. Что вы представляете, когда слышите слово «птица»? Все ли птицы летают? Только ли птицы умеют летать? Только ли птицы откладывают яйца?
Какая у нас возникла проблема?
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Выслушивает ответы учащихся фиксирует тему урока на доске. Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока? (фиксирует вопросы учащихся на доске) |
Летают, покрыты перьями, откладывают яйца, поют. Вспоминают о том, что страусы и пингвины не летают, а летучие мыши летают, о том что пресмыкающиеся то же откладывают яйца. Не все кто летает и откладывает яйца птицы. Чем же птицы отличаются от других классов животных?
О птицах и их основных особенностях.
Задают интересующие их вопросы. |
3.Мотивация к учебной деятельности |
Приём кейс-стади. Мотивирует на решение поставленной учебной задачи |
Предлагает учащимся на слайде ситуацию и задания к ней. (Приложение2).. |
Знакомятся с предложенной ситуацией, приходят к выводу, что для её решения необходимо углубить свои знания. Учащиеся определяют способы действий для решения поставленной учебной задачи: высказывают свои предположения по нахождению способа ее решения. |
4.Изучение новых знаний и способов деятельности |
Исследовательская работа |
Организует исследование в малых группах, в качестве информационного материала используется учебник, чучело птицы, модели скелета голубя, раздаточный материал – перья птицы. Группа 1 изучает особенности внешнего строения птиц и выделяет приспособления к полёту, группа 2 изучает особенности скелета птиц и выделяет приспособления к полёту; группа 3 изучает строение перьев птиц их. виды и функции, роль в полёте; группа 4 изучает особенности внутреннего строения птиц и выделяет приспособления к полёту. |
Учащиеся находят способ действия – исследование. Исследование проходит в небольших группах. |
5. Физ.минутка |
Предупреждение утомления, активизация внимания обучающихся.
|
Организует физкультминутку |
Выполняют физкультминутку. |
6.Изучение новых знаний и способов деятельности (продолжение) |
Презентация результатов исследовательской работы |
Выслушивает ответы представителей групп на задания кейса и совместно с детьми строит на доске кластер. (Приложение 3). |
Отвечают на вопросы кейса в рамках своей группы. Совместно с учителем строят Кейс – приспособления птиц к полёту. |
7. Применение изученного |
Ситуация удивления.
Предъявляет научные факты сообщением. |
Задаёт вопрос учащимся о возможности практического применения полученных знаний о приспособлении птиц к полёту в практической жизни человека. Выслушивает ответы, предъявляет научные факты о применении этих знаний в бионике при помощи мультимедийной презентации. |
Высказывают своё мнение. Знакомятся с информацией представленной на слайде. |
8. Подведение итогов, формулирование выводов |
Используя, приём «Незаконченное предложение», побуждает учащихся к подведению итогов и формулированию выводов. |
На слайде демонстрирует выводы в виде незаконченных предложений: - Птицы - ………… класс наземных позвоночных. - Тело птиц покрыто …… - Перья делятся на …, ….,и ….. конечности видоизменены в…… - Это …… животные, организм которых приспособлен к …. . (самый многочисленны; перьями; контурные, пуховые и пух; крылья ;теплокровные ,полёту.) |
Отвечая на вопросы задания, формулируют выводы, подводят итоги. |
9.Рефлексия учеб- ной деятельности |
Рефлексия учащихся относительно своего эмоционального состояния, результатов своей работы. |
Задаёт вопросы учащимся, помогающие осуществить самооценку и самоконтроль результатов своей работы: - какое новое знание мы открыли? - на все ли вопросы мы смогли ответить сегодня? - что осталось не изученным? - что было сложно? - что было интересно? |
Отвечают на вопросы учителя , осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей работы |
10. Информация о домашнем задании |
Обеспечивает понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Прочитать параграф 44, подготовить ответы на вопросы в конце параграфа, в тетради составить синквейн со словом «птицы» |
Фиксируют домашнее задание |
Приложение1
Загадки.
1) Может спать во время полёта (альбатрос);
2) Имеют самый большой объем мозга, по отношению к общей массе тела (вороны),
3) При путешествии из Арктики в Антарктику и обратно, покрывает расстояние в 32 000 километров (полярная крачка);
4) Благодаря специальным железам, действующим как очистные фильтры, может пить даже соленую морскую воду (чайка);
5) Самое быстрое живое существо в мире. преследуя добычу, в пикирующем полете, он способен развивать скорость до 320 км/ч (сокол сапсан).
Приложение 2.
Кейс.
• Как то на прогулке, наблюдая за птицами, два брата Артём и Коля поспорили о том почему птицы летают, а люди не могут. Младший брат Коля утверждал, что птицы летают только благодаря наличию крыльев. Больше им для полёта ничего не нужно.
• Артём же не согласен и считает, что у птиц много других приспособлений для осуществления полёта.
• Кто прав Артём или Коля? Объясните свой ответ.
Приложение 3.
Кластер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.