«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
7 кл
13.02.2018
1.Актуальность проекта
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.Именно, поэтому сегодня учитель переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природа-человек-общество”. Кроме этого, биология обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.В преподавании биологии я ставлю перед собой следующие цели:
1. На уроках активизировать и развивать познавательные способности учащихся, формировать ключевые компетенции, развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
2. Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать коммуникативные навыки.
Однако, работая с учениками 6-х и 7-х классов, сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство учащихся пассивны в ходе учебных занятий, не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия, мышления, не удовлетворены организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником, отсутствует мотивация к изучению предмета, практически не имеют дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида, что позволяло бы школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулировать на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех.В 7а классе проведена промежуточная аттестация за первое полугодие. Процент уровней увеличивается. Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
проект биология.docx
МАОУ «Константиновская основная общеобразовательная школа имени земляка –
писателя Ягафарова Р.Ф.» Бардымского района Пермского края
Инновационный педагогический проект
«Технология проблемного обучения как
средство формирования универсальных учебных
действий на уроках биологии»
Рангуловой Ильсияр Даулятовны
учителя биологии
первой квалификационной категории Тема
Проблема
Цель проекта
2017
Данные о педагогическом проекте
Технология проблемного обучения как средство формирования
универсальных учебных действий на уроках биологии
(личностные
действий
нравственноэтическая
отсутствие практической основы и методологической базы для
системной работы, направленной на развитие универсальных
(самоопределение,
учебных
смыслообразование,
ориентация),
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование
результатов, контроль, коррекция, оценка), познавательные ,
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)).
создание условий для развития УУД учащихся на уроках
биологии, используя технологию проблемного обучения.
Задачи проекта
1. изучить научно методическую литературу по данной теме;
познакомиться с практическим применением данной
2.
технологии на уроках биологии;
3. разработать цикл уроков биологии с использованием
технологии проблемного обучения в 57 классах и провести
апробацию уроков по данной технологии
4. разработать критерии и способы диагностики уровня развития
мыслительных способностей, учащихся;
5.
выступить с обобщением проведенной работы на
педагогическом совете и подготовить публикацию уроков по
данной технологии.
Сроки реализации
20142017 г.г.
Планируемый
результат
1. Повышение интереса к изучению биологии.
2. Развитие УУД на высоком уровне у 78 % учащихся
(сформированность таких умений, как выделять главное;
логически мыслить; обобщать, формулировать учебную проблему,
открывать субъективно новое знание и выражать его в простых
формах).
3. Сформированность ключевых компетенций:
(умение искать,
информационной
применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с
другими людьми);
самоорганизационной (умение ставить цели, планировать,
анализировать, ответственно относиться к здоровью,
использовать личностные ресурсы).
полноценно
4. Создать методическую копилку приемов и уроков биологии с
использованием технологии проблемного обучения.
1.Актуальность проекта
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые
результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только
предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты
обучения детей в школе — это формирование универсальных способов действий,
воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития —
эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны
формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки
сотрудничества в разных видах деятельности.
Именно, поэтому сегодня учитель переосмысляет свой педагогический опыт и
ставит перед собой вопросы: Как формировать умение учиться? Как формировать и
развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов
современной школы. Она не только даёт теоретические знания, но и формирует
мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природачеловек
общество”. Кроме этого, биология обладает большим потенциалом для умственного
развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.
В преподавании биологии я ставлю перед собой следующие цели:
1 На уроках активизировать и развивать познавательные способности учащихся,
формировать ключевые компетенции, развивать творческие способности учащихся,
расширять кругозор.
2 Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать
коммуникативные навыки.
Однако, работая с учениками 6х и 7х классов, сталкиваюсь с такими
проблемами, что большинство учащихся пассивны в ходе учебных занятий, не
усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия, мышления, не
удовлетворены организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником,
отсутствует мотивация к изучению предмета, практически не имеют дискуссионного
размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида, что позволяло
бы школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость
творчества и успеха, стимулировать на каждом последующем этапе обучения новые
проявления творчества, рождая новый успех. В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков
учащихся 7 класса проводилось входное тестирование по основным вопросам биологии
за курс 6 класса.
В ходе наблюдения было установлено, что многие школьники испытывают
затруднения при работе с таблицей, при сравнении имеющихся данных, при анализе
результатов в заданиях, которые требуют постановки проблемного вопроса или
действия в незнакомой ситуации.
Результаты диагностики обучающихся 7х классов, собеседование с учащимися,
анализ собственного педагогического опыта помогли выделить ряд педагогических
противоречий:
• между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и
большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках биологии;
• между высокими требованиями, предъявляемыми к биологическому образованию
школьников и недостаточно сформированными умениями, и навыками;
•
между возрастающей практической значимостью школьного курса биологии и
дефицитом учебного времени.
Данные диагностики заставили меня задуматься над тем, как сделать процесс
обучения биологии более качественным. В связи с этим ведущей идеей является поиск
средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет
освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной
практике взаимодействия с миром. На мой взгляд, проблемное обучение является одним
из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования
универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении,
заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам
открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель,
ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую
ситуацию.
Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является
развитие универсальных учебных действий:
1личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно
этическая ориентация;
2регулятивные действия: целеполагание,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
планирование,
прогнозирование,
3познавательные универсальные действия:
общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание,
формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое
чтение, моделирование);
логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, сериация,
связей,
причинноследственных
установление
классификации объектов,
доказательство); 4коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Характерной особенностью проблемного обучения является организация
совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового
сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося
себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного
открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом
последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так
формируется информационная компетенция учащихся. Сегодня обществу нужен не
только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет
думать. А проблемная ситуация одна из закономерностей процессов мышления, его
начальный момент. Осуществление личностного подхода к обучающимся, раскрытие
творческого потенциала ученика является одной из задач процесса образования и
воспитания в современных условиях. Задача формирования познавательных интересов
очень актуальна для построения учебного процесса.
В школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению
своих знаний с помощью самообразования, содействовать расширению кругозора
Проблемное обучение мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации и
активизирует мышление, а значит, делает знание не отвлеченным, а личностно
значимым. Оно учит детей самостоятельно видеть проблему, формулировать ее, искать
пути решения.
Цель проекта:
создание условий для развития универсальных учебных действий, учащихся на уроках
биологии, используя технологию проблемного обучения.
Задачи проекта:
1. изучить научно методическую литературу по данной теме;
2. познакомиться с практическим применением данной технологии на уроках биологии;
3. разработать цикл уроков биологии с использованием технологии проблемного
обучения в 6 7 классах и провести апробацию уроков по данной технологии
4. разработать критерии и способы диагностики уровня развития универсальных
учебных действий, учащихся;
5. выступить с обобщением проведенной работы на педагогическом совете и
подготовить публикацию уроков по данной технологии.
Гипотеза: если системно применять методы и приёмы технологии проблемного
обучения, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их:
творчески мыслить;
самостоятельно решать проблему, искать необходимую информацию; обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
формулировать проблемные вопросы.
2. Ведущая педагогическая идея
Идея опыта заключается в создании на уроках биологии условий, способствующих
развитию УУД учащихся на основе создания на уроках творческой обстановки с
привлечением метода проблемного обучения путем использования проблемных
вопросов, задач, индивидуальных самостоятельных работ, групповых дискуссий,
тестирований, опорных таблиц, схем, дополнительной информации, наглядных средств
обучения, практических, лабораторных работ, опытов, демонстраций, творческих задач,
ИКТ; формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.
3. Теоретическое обоснование проекта
Проблемное обучение это особый тип организации работы на уроке,
более
позволяющий активизировать УУД учащихся и добиваться от
осмысленного и прочного овладения знаниями.
них
Работа над данной темой проводится в соответствии с опорой на дидактические
и психологические теории, работы М.М. Махмутова [5,367], И.Я. Лернер [3,4,6].
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер, видит в том, что «учащиеся под
руководством учителя принимают участие в решении новых для них познавательных
и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно
воспитательным целям современной школы» [12, 213].
Для того чтобы эффективно организовать проблемный урок, учитель должен
обладать определенными педагогическими навыками, уметь создать проблему так,
чтобы она была понятна для учеников и пробудила в них желание в ней
разобраться. Решение новой проблемы должно опираться на ранее полученные
знания учащихся. Нельзя не согласиться с И.Я. Лернер который говорит, что
проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, противоречие, пути
преодоления которого надо искать.
Для успешного проведения урока нужно основательно продумать каждый
этап, чтобы подвести учащихся к решению поставленной проблемы. Для этого
использовалась методика решения проблемных ситуаций на уроке по М.М.
Махмутову:
1. формулирование проблемы;
самостоятельное совершение мыслительных действий учащимися,
2.
направленное на поиск решения данной проблемы;
3. поиск необходимой литературы; 4. коллективное обсуждение найденных способов решения, оценивание их
рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных
вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления;
5. самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения
задач, обоснование выбора лучшего решения, проверка его правильности.
4. Новизна опыта
Изучая технологию проблемного обучения, я столкнулась с двумя проблемами:
1
2
отсутствие методического обеспечения проведения уроков биологии с
применением технологии проблемного обучения;
недостаточно разработан диагностический инструментарий для
определения эффективности использования данной технологии.
Гипотеза: если системно применять методы и приёмы технологии проблемного
обучения, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их:
творчески мыслить;
самостоятельно решать проблему, искать необходимую информацию;
обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
формулировать проблемные вопросы.
2. Ведущая педагогическая идея
Идея опыта заключается в создании на уроках биологии условий, способствующих
развитию УУД учащихся на основе создания на уроках творческой обстановки с
привлечением метода проблемного обучения путем использования проблемных
вопросов, задач, индивидуальных самостоятельных работ, групповых дискуссий,
тестирований, опорных таблиц, схем, дополнительной информации, наглядных средств
обучения, практических, лабораторных работ, опытов, демонстраций, творческих задач,
ИКТ; формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.
3. Теоретическое обоснование проекта
Проблемное обучение это особый тип организации работы на уроке,
позволяющий активизировать УУД учащихся и добиваться от них более
осмысленного и прочного овладения знаниями.
Работа над данной темой проводится в соответствии с опорой на дидактические
и психологические теории, работы М.М. Махмутова [5,367], И.Я. Лернер [3,4,6].
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер, видит в том, что «учащиеся под
руководством учителя принимают участие в решении новых для них познавательных
и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно
воспитательным целям современной школы» [12, 213]. Для того чтобы эффективно организовать проблемный урок, учитель должен
обладать определенными педагогическими навыками, уметь создать проблему так,
чтобы она была понятна для учеников и пробудила в них желание в ней
разобраться. Решение новой проблемы должно опираться на ранее полученные
знания учащихся. Нельзя не согласиться с И.Я. Лернер который говорит, что
проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, противоречие, пути
преодоления которого надо искать.
Для успешного проведения урока нужно основательно продумать каждый
этап, чтобы подвести учащихся к решению поставленной проблемы. Для этого
использовалась методика решения проблемных ситуаций на уроке по М.М.
Махмутову:
1. формулирование проблемы;
самостоятельное совершение мыслительных действий учащимися,
2.
направленное на поиск решения данной проблемы;
3. поиск необходимой литературы;
4. коллективное обсуждение найденных способов решения, оценивание их
рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных
вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления;
5. самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения
задач, обоснование выбора лучшего решения, проверка его правильности.
Изучая технологию проблемного обучения, я столкнулась с двумя проблемами:
4. Новизна опыта
отсутствие методического обеспечения проведения уроков биологии с
недостаточно разработан диагностический инструментарий для определения
3
применением технологии проблемного обучения;
4
эффективности использования данной технологии.
3 С 2014 года я начала применять на уроках биологии некоторые приёмы технологии
проблемного обучения, с которой познакомилась на курсах повышения
квалификации, а впоследствии изучила методическую литературу по данной
технологии.
4 Основой формирования универсальных учебных действий является урок. В
соответствии с дидактической задачей, и в соответствии с методическими
рекомендациями, организую различные типы уроков по этой технологии.
№
Тип урока
Цель урока
Применяемые
методические приемы
1 Урок
введения Формирование
новых
Проблемно
– 1
2
3
4
2
3
4
нового знания
понятий.
Урок применения
знаний
Выработать
умения
применять полученные
знания в приобретении
опыта
творческой
деятельности.
Урок обобщающего
повторения
и
систематизации
знаний
Организовать обобщение
базового содержания темы
на уровне применения
знаний,
оперативных
действий.
Урок
знаний и умений
проверки
Осуществить контроль
умения применять знания
к решению практических
образовательных задач.
диалогическое введения
нового
знания через
противоречия.
Моделирование
ситуаций,
решение
проблемных задач через
дифференциацию.
Составление таблиц и
сопоставление
схем,
явлений.
Выполнение тестовых
контрольная
защита мини
заданий,
работа,
проектов.
5 Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков в моей работе
представлена в таблице. Также в ней отражаются цели этапов и формируемые на
этих этапах универсальные учебные действия.
№
этап
а
I
II
Название
Цель
Формируемые УУД
этапа
Организационный
момент
Актуализация
знаний
Включение
обучающихся в
деятельность на
личнозначимом
уровне
Личностные:
смыслообразование,
самоопределение
Повторение
Познавательные
(логические):
анализ,
сравнение,
обобщение.
синтез,
изучения
изученного
материала,
необходимого
для
нового
материала,
выявление
затруднений в
и
На каждом
этапе урока
формируются
коммуникативные
действия:
постановка
вопросов,
разрешение
конфликтов,
умение выражать
свои мысли,
планирование
учебного
сотрудничества III
Возникновение
проблемной
ситуации
IV
Постановка
проблемы
(целеполагание)
индивидуальной
деятельности
каждого
обучающегося.
Создать
проблемную
ситуацию
основе
противоречий.
на
Обсуждение
«затруднений»,
проговаривание
цели урока в виде
вопроса
на
который
предстоит
ответить
V
Поиск решения
Выдвинуть
VI
Выражение
решения
VII
Применение
знаний
практике
на
гипотезы.
Построить выход
из затруднения.
Проверить
гипотезу
Проговаривани
е нового знания,
запись в виде
опорного сигнала
Закрепить
полученные
в
знания
упражнениях,
в
которых новое
знание
используется
вместе с ранее
Познавательные
строить
(общеучебные):
умение
высказывание,
формулировка
проблемы,
рефлексия
деятельности,
поиск информации.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование
Регулятивные:
целеполагание,
планирование.
Познавательные
(логические)
Общеучебные:
моделирование
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование
Регулятивные:
взаимоконтроль и
самоконтроль,
взаимооценка и изученным.
самооценка
Регулятивные: взаимоконтроль и
самоконтроль, взаимооценка и
самооценка
Общеучебные: рефлексия.
Личностные:
смыслообразование
самоопределение,
VIII
Самостоятельна
я работа
IX
Итог урока
Каждый
обучающийся для
себя
должен
сделать вывод о
том, что он уже
умеет.
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение
эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых
обучающихся. Это происходит потому что, как правило, проблему решают и
раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только
приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в
основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих
товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции
дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня
проблемности.
Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной
обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Уровни
представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого
высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю
каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым
учеником.
Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача,
сформулированная на самом высоком уровне не содержит подсказки, на среднем уровне
содержит одну подсказку, на низком уровне – две подсказки. Проблемная задача,
сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых
заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу новых знаний.
Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем
одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней
проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной
деятельности учащихся. В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном
уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их
причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных
операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений.
Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции,
развивать мышление.
Мною установлено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на
высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности
почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на
низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те,
которые не открывали новых знаний вообще.
На примере урока по теме «Механизмы вдоха и выдоха» сравним ход организации
изучения нового материала на уроке, основанном на проблемном обучении, и на уроке,
построенном на основе репродуктивного подхода:
Содержание
Проблемный подход к изучению
Репродуктивный подход
урока
Переход к
изучению
нового
материала
Механизм
вдоха
выдоха
и
материала
Учитель ставит перед учащимися
проблемные вопросы: «Итак, мы
знаем,
что для газообмена
необходимо, чтобы кровь все
время протекала через легкие.
Кроме того, нужно, чтобы воздух
постоянно входил в легкие и
удалялся из них, т.е. необходимы
вдох и выдох. Почему воздух при
вдохе входит в легкие, а при
выдохе выходит из легких?»
(Ученики ответить затрудняются).
Оставив на время разрешение
указанного вопроса,
учитель
предлагает двум учащимся
записать на доске данные
домашних
самонаблюдений,
показывающих
изменения
окружности грудной клетки при
вдохе и выдохе, и объяснить их.
(Зарегистрировано
увеличение
окружности грудной клетки при
вдохе на 4 и 5 см).
Возможный ответ ученика:
«Грудная полость при вдохе
объяснение
Учитель объявляет тему урока и
начинает
нового
материала: «В легочных пузырьках
воздух
меняется.
Благодаря дыхательным движениям
воздух то поступает в легкие, то
выходит из них, т.е. осуществляется
вдох и выдох»
постоянно
«Вдох и выдох происходят потому,
что объем
грудной полости
изменяется: то увеличивается, то
уменьшается. Доказательством этого
служат наши измерения окружности
грудной клетки при вдохе и выдохе.
Вот видите, и Саши (ученик) грудная
клетка увеличилась при вдохе на 4 см.
Это и говорит о том, что грудная
полость при вдохе расширяется, а при
выдохе сужается. Рассмотрим, как это
происходит». расширяется,
сужается».
а при выдохе
«Как
Перед учеником ставится новый
вопрос:
происходит
увеличение объема
грудной
полости при вдохе и уменьшение
при выдохе?» (Ученики ответить
затрудняются).
Предлагается вспомнить строение
грудной клетки, какие движения
совершают ребра, какие мышцы
вызывают эти движения. Учитель
уточняет и дополняет ответы
учащихся.
Рассказывает об
изменении размеров грудной
клетки
сокращении
дыхательных мышц и при их
расслаблении,
об изменении
давления воздуха в легких, когда
упругое легкое,
заполненное
воздухом, пассивно следуя за
движением грудной полости, то
растягивается, то сжимается.
при
Учитель рассказывает о механизме
вдоха и выдоха. На скелете и таблице
показывает, какие мышцы поднимают
ребра при вдохе, как меняется при
этом объем грудной клетки и
давление
ней.
Подчеркивает, что упругое легкое,
заполненное
всегда
пассивно следует за расширение и
сжатием грудной клетки и т.д.
воздухом,
воздуха
в
Закрепление
материала о
механизме
вдоха
выдоха.
и
Спокойное и
глубокое
дыхание.
Учитель на доске рисует схему
изменения размеров грудной
полости при вдохе и выдохе.
учащиеся по рисунку еще раз
последовательно
раскрывают
механизм спокойного вдоха и
выдоха.
Учитель
предлагает учащимся
повторить, как происходит спокойный
выдох, используя снова скелет и
таблицу.
производятся
Снова
самонаблюдения учащихся. Им
предложено сделать спокойные,
неглубокие вдохи, а потом очень
глубокие и объяснить,
чем
отличается спокойный вдох от
глубокого.
мышцы
принимают
участие
(дополнительно)
в глубоком
вдохе? Учитель уточняет ответы и
предлагает показать на таблице
мышцы, принимающие участие в
Какие
Учитель рассказывает, чем отличается
глубокое дыхание от спокойного. На
таблице показывает мышцы, которые
принимают участие в спокойном
дыхании, а затем просит учеников
проделать несколько спокойных и
глубоких вдохов и попробовать
определить на себе эти мышцы. глубоком вдохе и выдохе.
Проводится наблюдение
за
выполнением
физического
упражнения
(разведение
вытянутых рук в разные стороны и
последующее сгибание их в локтях
и прижатие к груди двумя
учащимися – занимающегося
спортом и не занимающегося
спортом) в разном темпе. В
результате при резком увеличении
темпа тренированный ученик на
один вдох и выдох выполняет
упражнение 2 раза и не устает, а
нетренированный, убыстряя темп
упражнения, усиливает дыхание.
При 32 движениях в минуту он
делает 32 вдоха и выдоха. Он явно
устал. Классу ставятся новые
проблемные вопросы: «Почему
физические
мышечная работа,
упражнения
увеличивают
потребность
в
кислороде? Какое значение для
организма
глубокое
дыхание?» Учащиеся отвечают.
Затем учитель вводит понятие о
жизненной емкости легких.
организма
имеет
рассказывают
Ученики
физических
тренирующих
мышцы,
способствующих
жизненной емкости легких.
о
упражнениях,
дыхательные
о видах спорта,
увеличению
Значение
глубокого
дыхания.
Понятие о
жизненной
емкости
легких.
Роль
физической
культуры и
спорта
в
развитии
жизненной
емкости
легких
Учитель рассказывает о значении
глубокого дыхания для человека, дает
понятие о жизненной емкости легких.
В заключение двум ученикам
предлагает проделать физическое
упражнение (которое было в первом
варианте). На основе выполненных
упражнений еще раз делается
заключение о важности для человека
дышать глубоко и правильно,
особенно во время физических
упражнений и т.д.
Учитель рассказывает о значении
физической культуры и спорта в
тренировке дыхательных мышц и
увеличении жизненной емкости
легких.
Из таблицы видно, что при проблемном построении изучения нового материала на
уроке создавалась ситуация для поиска, догадки. Понятия о механизме вдоха и выдоха,
о спокойном и глубоком дыхании, о жизненной емкости легких и др. раскрывались на
конкретных примерах, фактах, в процессе самонаблюдений учащихся. Возникающие у
ребят затруднения все время ставили их в положение открывателей, укрепляли интерес,
стимулировали мышление при решении познавательных задач. В ходе урока они привлекали знания, полученные ими на уроках физической культуры, из своего
жизненного опыта.
На уроках, проводимых по второму варианту, познавательная деятельность
учащихся носит воспроизводящий характер. Обычно на таких уроках у учеников не
возникает вопросов к учителю, они меньше опираются на знания, полученные на других
уроках по данному предмету и по другим предметам.
В итоге из 18 учащихся восьмых классов, где уроки по теме «Дыхание» строились
по первому варианту, творческое задание (составить рекомендации для правильного
дыхания и физиологически их обосновать) выполнили 63% (11чел), а из 16 учеников,
занимавшихся по второму варианту – 19,5% (3чел). Во втором случае задание
выполнили лишь хорошо успевающие ученики, с более устойчивыми познавательными
интересами.
Характер познавательной деятельности учеников в процессе работы над новым
материалом в контрольном и опытном классах мы сравнивали по четырем показателям:
количество учащихся, принявших участие в обсуждении основных вопросов
урока;
качество их сообщений;
вопросы школьников по существу обсуждаемой темы, их качество;
использование внепрограммных знаний, полученных из различных источников
(дополнительная литература, Интернет и т.д.).
Уровень познавательной активности был выше у школьников, где проводился
проблемный урок. Здесь в обсуждении каждого вопроса принимали участие от 5 до 7
учащихся. Они проявляли большую самостоятельность в суждениях, более широко
использовали внепрограммные знания, больше задано вопросов. Характер вопросов
свидетельствовал о том, что учащихся интересует не внешняя сторона явлений, а
внутренние закономерности, суть явлений. Необходимо отметить, что предоставление
возможности учащимся самостоятельного поиска знаний на основе проблемного
обучения способствовали активизации познавательной деятельности у школьников,
следовательно, и повышению качества знаний и формировании УУД.
6.Описание технологии реализации опыта.
Для организации образовательного процесса, развивающего потребность и умение
учиться, важно первоначально определиться, что такое потребность учиться, а что
значит умение учиться. Сформировать потребность учиться значит обеспечить
развитие у ребенка личностной ценности познавательной деятельности. Такому
школьнику интересен сам процесс учения, познания. Он хочет понять способы этой
деятельности. И для него умение находить истину – пожалуй, самый значимый
результат. Ведь полноценное познание возможно только при овладении личностью
определенными действиями, навыками, что, собственно говоря, и означает умение
учиться. Собственно ради достижения этих целей и применяется проблемное обучение. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно
Луи де Бройль сказал: «Знания это дети удивления и любопытства». Проблемную
ситуацию можно создать 5 разными приемами.
1прием.
Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или
взаимоисключающие точки зрения. Так на уроке биологии в 8 классе по теме
«Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма
нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в
кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда
одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 1012 литров кислорода, а во
время усиленной работы60100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может
раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы
входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1
л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100
раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается
столь большим количеством кислорода?»
2 прием.
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьито
чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на
новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика»
предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди
зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами
диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми
человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли
с позиций современной науки».
Другая задача на уроке, тема которого «Пищеварительная система» 8 класс: В
настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть
употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее
вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
3 прием.
Этот прием выполняется в два шага: сначала (1шаг) учитель обнажает житейское
представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг
2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы
«Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших
животных и растений играют бактерии гниения. (Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы
животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как
бактерии встречаются повсюду. (Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве,
например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение
этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно
следственных связей (причина бактерии гниения разрушители погибших животных и
растений, следствие их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения.
Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
4 прием.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не
сталкивались. Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе
предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается
мальчик больной гемофилией (не свертываемость крови). В семье паника, откуда
взялась болезнь, ведь последним кто ей болел, был прадед по материнской линии». Не
зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
5прием.
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна»
могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы,
случаи из истории науки, из повседневной жизни. Например: на уроке биологии в 8
классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич
Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в
теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются
клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных
гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и
назвал эти клетки фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил
фагоциты у самых разных животных у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у
человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту
введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток
бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80е гг. 19
века ученые Германии поиному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих
считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а
специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название
жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же
оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
(Приложение 1)
Мониторинг исследования уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД.
Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о
состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у
среднего звена.
С 6 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.
Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Регулятивные УУД – опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой. Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований,
умение сознательно контролировать свои действия.
Познавательные УУД – методика «Исследование словеснологического мышления
школьников». Цель: выявление уровня развития словеснологического мышления.
Коммуникативные УУД – опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой
Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий
в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Результаты мониторинга
Год
Классы
Личностны
е
20142015
6 класс
20152016
6 класс
7 класс
20162017
(промежуточн
ая)
В – 56%
С – 44%
Н –
В78 %
С22%
Н
В 78 %
С 22 %
Н
Познава
Коммуни
тельные
кативные
Регуля
тивные
В – 33%
С – 45%
В – 33%
С – 45%
Н – 22%
Н – 22%
В 44,5%
В – 44%
С 44,5%
С – 56%
Н 11%
В 45 %
С 50 %
Н 5%
Н
В 45%
С 50%
Н 5%
В – 67%
С – 33%
Н –
В 78%
С 22%
Н
В 76%
С 20%
Н 4%
УУД у учащихся 6х классов сформированы преимущественно на среднем уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД
находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить
индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для
внесения коррективов в построение учебного процесса. (Приложение 2)
В 7а классе проведена промежуточная аттестация за первое полугодие. Процент
уровней увеличивается. Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную
динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения,
желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование
образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов
способствует развитию универсальных учебных действий.
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.