Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
10.04.2018
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основу построения урока положен исследовательский метод и групповая форма работы обучающихся. Урок предполагает, что ученики через размышления перейдут к научным выводам, познакомятся с различными приемами физического мышления и ответят на вопрос как распределяется масса по объему.
сценарный урока плотность вещества.doc
Учебный предмет: физика
Класс: 7 класс
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: «Плотность вещества»
Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок по теме «Взаимодействие тел»
Цели:
Задачи урока:
Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины;
Раскрыть понятие плотности, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела;
Развивать навыки исследовательской деятельности;
Воспитывать культуру взаимодействия в группах.
1) Формирование представлений о плотности вещества, организация усвоения формулы плотности(предметный
результат).
2) Развивать умение генерировать идеи, выявлять причинноследственные связи, формировать умение анализировать
факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметный результат).
3) Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, привитие интереса к физике, развитие внимания,
памяти, логического и творческого мышления (личностный результат)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: исследовательский метод, объяснительноиллюстративный,
проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач физического содержания.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторное оборудование: тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной
массы, карточки с описанием исследовательских работ (Приложение 2); карточки с задачами (Приложение 3).
Повторение материала: Взаимодействие тел, масса, измерение массы, единицы массы.
Этапы урока
1. Мотивация к учебной
деятельности.
Цель этапа:
психологически
настроить учащихся на
учебную деятельность.
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята!
Поприветствуйте друг друга. И я
рада приветствовать вас на
уроке, на котором мы
продолжим открывать страницы
в познании окружающего нас
мира. Впереди нас ждут
интересные открытия.
(Слайд 1)
Друзья мои! Сегодня на
уроке с вами
Должны добыть мы знаний
и немалых.
Запомните: процесс учения
тогда успешен,
Когда в нем личный вклад
замешен.
Идею выдвини, задай
вопрос,
И не сиди, повесив нос!
Ребята, почему на уроке
физики я читаю вам
стихотворение?
Деятельность учащихся
Эмоционально настраиваются
на предстоящую учебную
деятельность.
Формируемые УУД
Коммуникативные УУД:
учатся культуре общения.
Регулятивные УУД:
понимать цель
выполняемых действий.
Дети отвечают: потому что
здесь говорится о новых
«открытиях» знаний, которые
мы должны сделать.
2.Актуализация знаний Организует повторение
1. Отвечают на вопросы
Познавательные УУД: и способов деятельности
учащихся.
Цель этапа:
формировать умения
применять полученные
знания на практике.
3.Самоопределение к
деятельности.
Цель этапа: выработка
на личностно значимом
уровне внутренней
готовности выполнения
нормативных
требований учебной
деятельности.
(слайды №23)
Тест
Взаимодействие тел, масса,
измерение массы, единицы
массы. (приложение 1)
Организует взаимопроверку
теста:
Ребята, поменяйтесь таблицами
ответов и проверьте работу
товарища по эталону.
Организует работу по
формулировке цели учебной
деятельности.
Вы конечно ежедневно
сталкиваетесь с различными
физическими явлениями и в
большинстве можете предсказать
чем они закончатся.
Вы уже обратили внимание на
материалы, приготовленные к
уроку. Перед вами набор
цилиндров(один стальной,
другой алюминиевой).
Посмотрите на них, возьмите в
руки. Что вы можете сказать о
них?
(приложение 1)
2. Заполняют таблицу ответов
теста.
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать.
3. Взаимопроверка и
выставление оценок.
Познавательные УУД:
Вспоминают, что им
известно по изучаемому
вопросу (определение
объема тела)
Систематизируют
информацию.
Делают предположения.
Формулируют что
требуется узнать.
Коммуникативные УУД:
Взаимодействуют с
учителем во время
беседы, осуществляемой
во фронтальном режиме
Систематизируют информацию.
Рассматривают цилиндры,
сравнивают их объемы, форму,
массу. Отвечают на вопросы
учителя. Делают выводы о том,
что
цилиндры имеют одинаковую
форму, одинаковые размеры,
следовательно их объемы
равны; вероятно сделаны из металла,
но разного цвета,
следовательно из различных
металлов;
массы цилиндров различны.
Это заметно без взвешивания,
если взять цилиндры в руки.
Выдвигают предположения,
что масса по разному
распределяется по объему
вещества т.е. плотность разная.
Регулятивные УУД:
Принимают решения и
осуществляют
самостоятельный выбор в
учебной и познавательной
деятельности, оценивают
поле своего познания,
ставят учебные цели и
задачи (с помощью
учителя определяют, что
еще необходимо узнать по
данной теме)
Формулируют что требуется
узнать
Скажите, как объяснить , что
объемы цилиндров одинаковы, а
массы различны?
Молодцы! Физики говорят, что
тела различаются своей
плотностью. У каждого вещества
своя плотность.
Как вы думаете, какая тема
урока «ожидает» нас сегодня?
Тема урока: Плотность
вещества.
Откройте свои рабочие тетради
и запишите тему сегодняшнего
урока. (слайд 4)
Записывают в тетрадях тему
урока
.
Сегодня будем работать под
девизами:
Любое знание желательно 4. Первичное усвоение
новых знаний
Цель: «Открытие»
новых знаний
Подготовка мышления
учащихся и организация
осознания ими
внутренней потребности
к построению учебных
действий
добыть опытным путем.
Эти слова принадлежат великому
ученому Леонардо да Винчи
(слайд 5)
Организует проведение
эксперимента и обсуждение
результатов
Организует групповую работу:
Слайд 6
Цель, которую мы ставим
сегодня перед собой:
познакомиться новой
физической величиной –
плотностью.
1. Что показывает
величина?
2. Как она обозначается?
3. В каких единицах
измеряется?
4. Как ее
рассчитать(формула)?
Дает задание:
Сегодня перед нами стоит
трудная задача. Вы сделали
предположение, что масса по
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и
понимать речь другого
человека;
обсуждают в группах,
приходят к единому
мнению;
выступают с
сообщением от группы. разному распределяется по
объему вещества. Нам
предстоит получить данные,
проведя исследования, и на
основании этих данных сделать
вывод
Как распределяется масса по
объему?
Какие величины нужно знать,
чтобы ответить на вопрос?
Как измерить массу тела?
Как определить объем тела:
имеющего форму
параллелепипеда;
неправильной формы.
То есть проделать путь от
опытных фактов к знаниям.
Нам понадобятся три рабочие
группы.
Познавательные УУД:
совместно
активизируют и
воспроизводят
полученную информацию
в соответствии с
учебной задачей.
Отвечают: объем и массу.
Вспоминают:
правила взвешивания.
измерение объема с помощью
мензурки.
УЧЕНИКИ делятся на три
равных по возможностям
группы. В каждой группе
происходит распределение
обязанностей. Проводятся
исследования согласно
описаниям, представленным в
карточках 13. (Приложение
Познавательные УУД:
Формирование
исследовательских
действий,
исследовательской
культуры, умения
наблюдать, делать
выводы
Регулятивные УУД:
контролировать время,
предоставленное для
работы 2)
Результаты исследований
демонстрируются всему
классу в процессе общего
обсуждения.
Выступают ученики
первой группы: Перед нами
два деревянный бруска.
Определили V объем по
формуле ахвхс и массу
брусков. Определили
отношение
m
V
Ученики второй группы
определяли отношение для
железных брусков ;
Третей группы для
алюминиевых…
Учащиеся объясняют
результаты опытов: объемы
брусков и массы различные,
отношение получается
одинаковое для каждой
группы.
Делают выводы
у одинаковых веществ масса 1
помогает формулировать
все основные мысли.
После выступления учеников
каждой
группы делается
вывод,
Вывод: у одинаковых веществ
масса 1 см3 одинаковая, у
разных различная,
следовательно, масса 1см3
вещества может служить
характеристикой вещества.
(слайд 6)
Итак, масса, деленная на объём
тела, есть величина постоянная
для каждого вещества в заданном
агрегатном состоянии. Эту
физическую величину называют
плотностью
Слайд 78
Коммуникативные УУД:
формирование умения
выражать свои мысли.
Слушать собеседника,
высказывать и
аргументировать
собственное мнение,
приходить к единому
мнению
Коммуникативные УУД: Работа с учебником
«Прочитайте текст
параграфа 21 на странице
49.
Даёт учащимся задание работать
с учебником. В каких единицах
должна измеряться
плотность вещества? Слушая
ответы учащихся, оформляет
соответствующую запись на
доске, объясняет правило
перевода единиц из одной
размерности в другую.
Плотность вещества
физическая величина, а,
следовательно должен
существовать прибор для ее
измерения.
Приборы: ареометр – для
измерения плотности жидкостей,
(слайд 9)
Плотность твердых, жидких и
газообразных веществ является
табличной величиной
Рассмотрите таблицы 2, 3, 4 на
странице 5051.
Определите вещества с наибольшей
см3 одинаковая, у разных
различная, следовательно, масса
1см3 вещества может служить
характеристикой вещества.
Участвуют в
обсуждении содержания
параграфов во
фронтальном режиме
Регулятивные УУД:
Уточнение и дополнение
высказываний
обучающихся.
Осуществление
самоконтроля и
взаимоконтроля
Записывают :
масса
объем
т
,
V
плотность
плотность – p
масса – m
объём – V
Читают параграф, выделяют
существенную информацию,
отвечают на вопросы учителя,
делают запись в тетради
=ρ
кг
3м
1
кг
3
м
г
1000
3
1000000
см
001.0
1
г
3
см
,0
001
,0
кг
000001
3
м
1000
г
3
см
кг
3
м
Записывают в тетради:
Учащиеся находят данные Работа с учебником
5. Релаксация
(физминутка)
и наименьшей плотностью для
твердых, жидких и газообразных
веществ.
Дает задание: сравнить плотность
воды, льда. и водяного пара и
сделать вывод
(слайд 10)
А сейчас, внимание!
Приготовились, ребята, время
провести зарядку.
Очень физику мы любим! Шеей
вправо, влево крутим. Мы все
вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу.
Вправо, влево повернемся И
кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули. И
продолжим путь науки.
6. Первичная проверка
понимания
Цель: Самостоятельное
применение полученных
знаний Воспроизведение
Организует проверку
понимания нового материала
под девизом
Если вы хотите научиться
плавать, то смело входите в
таблицы в тексте параграфа,
анализируют их, отвечают на
вопросы учителя.
Отвечают: одно и то же
вещество в различных состоя
ниях имеет различную
плотность, объясняют
различие.
Ученики повторяют
движения за учителем.
Наклоны влево – вправо
Поднимают руки вверхвниз
Встряхнули кистями рук
Работают в группах.
Выполняют задания.
Высказывают свои
предположения.
Коммуникативные УУД:
учатся самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
формирование умения изученного материала
при решении
практических и
количественных задач
Метод
штурм»
«Мозговой
воду, а если хотите научиться
решать задачи, то решайте их.
(Д.Пойа)(слайд 11)
Организует работу в парах,
предлагая выполнить задания:
1)У каждого на столе имеются
пачки с разными веществами:
чай, соль и какао.
Задача: определить плотность
вещества в пачке.
Обсуждает план решения задачи.
Обсуждают с учителем план
решения задачи. Выполняют
задание( массу вещества
находят на упаковке,
вычисляют объем, измерив
стороны пачки)
Результаты измерений и
вычислений оформляют в виде
задачи.
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
учатся практическим
действиям,
анализировать,
наблюдать, делать
выводы.
Регулятивные УУД:
Учатся слушать в
соответствие с целевой
установкой
понимания вопросов и
знания правильных
ответов
2) Решение количественных
задач (карточки для каждой
пары).
:
1. Прочитайте отрывок их
сказки «Золушка».
«Последним подарком
феи были туфельки из
чистейшего хрусталя,
какие и не снились ни
одной девушке…»
Определите плотность
хрусталя, если известно, что
одна туфелька имела массу
416г и объем 160 см3.
Слайд 14
. Определите плотность
2.
Решают задачи.
Обмениваются с соседом,
проверяют по образцу,
выставляют оценки. железного бруска массой
78 г, если его длина 0,5
см, ширина 2 см, высота
1 дм.
Слайд 15
3. Масса чугунного шара
600 г, объем – 100 см3.
Сплошной это шар или
полый?
Слайд 16
7.Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Цель: дать оценку
работе класса и
отдельных учеников,
контроль и
самоконтроль.
Выполняют тест по
вариантам
(Приложение 4)
Отвечают
Организует самооценку
учащимися собственной
учебной деятельности на
уроке:
Слайд 17
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную
отношению объёма тела к его
массе.
б) физическую величину, равную
отношению массы тела к его
объёму.
в) физическое явление.
г)физическое тело
2. В системе СИ плотность
измеряется в…
а) г/см3.
Познавательные УУД:
Достигать поставленной
цели за счет собственных
ресурсов памяти,
мышления.
Самостоятельное
обобщение полученной
информации. Выбор
необходимых способов
действий для решения
задачи.
Коммуникативные УУД:
формирование умения выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
оценивание достигнутых
результатов общей и
собственной
деятельности.
Личностные УУД:
формирование
личностного
самоопределения.
Формулируют конечный
результат своей работы на
уроке.
б) г/л.
в) кг/м3.
г)м3/кг
и т.д.
Что ж, наш урок подходит к
завершению. В той обстановке и
атмосфере, в которой мы
сегодня работали, каждый из нас
чувствовал себя по – разному. И
сейчас мне бы хотелось, чтобы
вы оценили насколько
комфортно чувствовал себя на
этом уроке, каждый из вас, все
вместе как класс. Понравилось
ли вам то, чем с вами сегодня
занимались.
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Моё настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен 8.Подведение итогов.
полезен / бесполезен
интересен / скучен
.
Организует подводящий
диалог:
Решать задачи можно вечно
Вселенная ведь бесконечна
Спасибо всем нам за урок
А главное, чтоб был он впрок!
Слайд 18
Подводя итог, еще раз
вспомним:
Что мы узнали на уроке?
Плотность –
Способ определения
Единица плотности в СИ –
Чему мы научились на
уроке?
1. Находить плотность вещества
в конкретной ситуации.
2. Осуществлять
перевод
единиц плотности вещества
из одной системы в другую.
3. Обобщать и делать выводы.
4. Работать самостоятельно.
Отвечают:
физическая величина,
показывающая, какая масса
приходится на единицу
объема;
называют и записывают
формулу;
1 кг/м3.
Познавательные УУД:
Определяют область
применения полученных
знаний.
Личностные УУД:
формирование
личностного
самоопределения.
Регулятивные УУД:
мобилизируют свои силы к
волевому усилию, т.е. к
выбору преодоления
препятствий.
Домашнее задание:
Записывают домашнее §22; Упр 7(13) вопросы;
_Задание стр 64
– определить плотность
ластика
Слайд 19.
задание в дневники.
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность вещества"(7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.