Д а н н а я р а з р а б о т к а п о д х о д и т д л я п р о в е д е н и я у р о к а географии
Тема урока: Географические карты
Учитель географии: Панькова Е.В.
из видов
Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном
геоизображений; сформировать понятие «географическая карта».
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт;
широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от
плана местности.
Развивающая:
Развитие способности применять полученные знания на практике.
Воспитательная:
Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности,
культуры общения при работе в группах.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства
само и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;
формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные:
развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать
факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное
сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели.
Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды;
сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана;
познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.
Методы обучения: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемный,
эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, групповая
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация,
учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной
работы
Основные понятия, изучаемые на уроке: географическая карта;
отличие карты от плана местности;
различие карт по основным группам
Технологическая карта
Этап
УУД
Деятельность
учителя
учащихся
ЭОР
№
п
/
п
Проверяет
готовность
уроку
Приветствуют учителя. Готовят
рабочее место.
к
1 Орг.
момент
Познавательные
:
Осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания.
Регулятивные:
Прогнозирование
своей
деятельности.
Коммуникативн
ые:
Умение
слушать.
Врем
я
(в
мину
тах)
1 мин.Презент
ация
3 мин.
Электро
нные
кары
10
мин.
2 Целепо
лагани
е
и
мотива
ция
Познавательные
:
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель.
Регулятивные:
Прогнозирование
своей
деятельности.
Коммуникативн
ые:
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли, слушать
и вступать в
диалог.
На этом этапе
учащимся
предлагается
просмотреть
прогноз погоды:
и ответить на
вопросы:
С помощью чего
представлен
прогноз погоды?
Назовите
составные части
карты?
Почему карту
называют
«языком»
географии?
3
Актуа
лизаци
я
знаний
Познавательные
:
Узнавать, называть
географические
объекты; поиск и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные:
Выделение и
осознание
пройденного
материала,
умение
обрабатывать
информацию,
представлять её
в табличной
форме.
Коммуникативн
Учащимся
предлагается
сравнить
географическую
карту и план
местности
и
сделать вывод:
На плане
изображаются
небольшие
участки земной
поверхности, на
которых можно
увидеть
отдельные дома,
луга, поля и т. д.
На
географической
карте
изображено
более
что
Учащиеся, отвечают на вопрос,
додумываются,
это
географическая
карта;
формулируют тему и выводят
цели урока, после ответов на
вопросы учителя уточняют
понятие и
записывают
определение в тетрадь.
Географ
ическая
карта
Учащиеся заполняют таблицу
Элемент
ы
сравнен
ия
Территор
ия
Топогра
фически
й план
Наличие
масштаба
+
Большая
Небольш
ие
участки
+
Населённ
ые
пункты
Названия
объектов
Кружок
Города
Отдельн
ые дома,
кварталы
Деревниые: Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли, слушать
и вступать в
диалог.
Познавательные
:
Узнавать, называть
географические
объекты; поиск и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные:
Умение
обрабатывать
информацию,
выбирать
действие в
соответствии с
поставленной
задачей
Коммуникативн
ые: Умение с
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли,
находить ответы
на
поставленные
вопросы,
учиться
грамотно,
использовать в
речи
новые
термины
Формирование
ответственного
отношения
своему
здоровью
и
к
обобщённое
уменьшенное
изображение
земной
поверхности
Земли с помощью
условных знаков.
Учащимся
предлагается
рассмотреть
схему в учебнике,
которая
отображает всё
разнообразие
карт,
самостоятельно
привести
примеры разных
карт по
назначению,
используя
настенные карты
и презентацию.
Организация
комплекса
упражнений для
снятия нагрузки
4 Изучен
ие
нового
матери
ала
5 Физку
льтмин
утка
6 Первич
ное
примен
ение
Познавательные
:
Формирование
умения
Организация
работы по
закреплению
первичных
Самостоятельно рассматривают
схему учебника, отвечают на
вопросы
учителя,
самостоятельно формулируют
новые понятия.
Учебник
страниц
а 4647
10
мин
1 мин.
Выполняют движения под
руководством учителя:
Ветер дует с севера
Ветер дует с юга
Ветер дует с запада
Ветер дует с востока
Ураган
Штиль
Учащиеся отгадывают загадку и
расширяют свои представления
об атласе из презентации (как
выглядел самый первый атлас,
Слайды
презент
ации10
мин.
самый дорогой…) и отвечают на
вопрос:
Для чего нужен атлас?
Учащиеся работают в группах,
получив задание в конверте, а
затем отчитывается
каждая группа.
новых
знаний
смысловой
организации
познавательной
деятельности,
осуществление
самоконтроля.
Регулятивные:
Умение
работать по
картам атласа,
применять
полученные
знания,
осуществлять
пошаговый
контроль.
Коммуникативн
ые:
Организовывать
учебное
сотрудничество,
умение работать
в группе,
оценивать
результаты,
оказывать и
принимать
помощь
знаний.
Работа в группах.
Загадка.
Карты в нём одна
к одной
Сшиты в
типографии
Он теперь всегда
с тобой Гид по
географии .
(Атлас)
Люди разных
профессий могут
иметь дело с
картами. На
уроке мы
познакомимся не
только с картами
атласа, но и с
профессиями
людей, которые
их используют в
своей
деятельности.
Организуется 5
групп учащихся:
климатологи,
биологи,
почвоведы,
страноведы,
географы,
каждая из
которых
получает
письменное
задание в
конверте:
познакомиться с
профессией;
выбрать нужную
карту
дать ей
характеристику
по предлагаемому
плану
7 Итог
урока.
Рефле
ксия
Познавательные
:
Оценка
процесса и
результата
Учитель отмечает
наиболее
активных
учащихся класса
на каждом этапе
Подводится итог новой теме,
учащиеся каждой
группы
составляют кластер – что я
узнал о географической карте.
5 миндеятельности
Регулятивные:
Волевая
саморегуляция,
осознание
учащимися того,
что уже
усвоено.
Коммуникативн
ые:
Уметь выражать
свои мысли.
урока.
Подводится итог
по написанному
кластеру.
Объявляет
домашнее
задание,
проводит
инструктаж.
8 Инстру
ктаж
домаш
него
задани
я
Записывают задание
1 мин