Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс ФГОС
Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения.
Задачи урока:
1.Расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях.
2.Совершенствовать речевую деятельность учащихся.
3.Прививать внимание и уважение к русскому языку.
4.Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах.
5.Формировать познавательные мотивы учения.
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации.
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.
Ресурсы:
– основные А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 4-го класса.
- дополнительные презентация к уроку, тетрадь, раздаточный материал.
Этап урока |
Цель |
Содержание
взаимодействия с учащимися |
Деятельность
учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный.
Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты)
|
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
Психологический настрой. Поприветствуйте гостей. Урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что мы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите - и всё увидите. Думайте - и всё обязательно получится! Каким бы вы хотели видеть наш урок? - ну, что ж, в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить. Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение. |
Приветствует учащихся. Задаёт вопросы
|
Приветствуют учителя Дают ответы. |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.(10 минут) |
Каллиграфические упражнения Организовать актуализацию умений выбирать гласные и согласные, составление слогов
Организовать постановку учебной темы у побуждающего от проблемной ситуации диалога.
|
Презентация 1 1.Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий(П) 2. Запишите безударную гласную, проверяемую ударением из слова весна.(е) 3. Запишите букву из слова лопата, которая обозначает: согласный, непарый звонкий и непарный твердый.(Л) 4.Найдите в слове животное букву, которая обозначает всегда твердый звук.(Ж) 5.Из слова народ запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук.(Н) 6.Запишите из слова ель букву, которая обозначает два звука. (Е) Что можно сделать с этими буквами?
(Составить слоги, разделить на группы: Е; П,Л,Ж,Н; Е;П;Л,Н,Ж; Е;П,Ж;Л,Н) Вывод: Каллиграфические упражнения настроили вас писать красиво и аккуратно.
Давайте с вами вспомним словарные
слова, отгадав кроссворд. Какое ключевое слово у нас получилось? - Что такое предложение? - На какие группы делятся предложения? На эти вопросы мы попытаемся ответить, выполнив упражнение.
|
Организует диалог с учащимися, задает вопросы.
Загадывает загадки
|
Составляют слоги, делят на группы. Делают выводы.
Отгадывают загадки, записывают в тетрадь. Самопроверка (Проверяют написание словарных слов) |
Коммуникативные- умение слушать и говорить,
Личностные- самоопредление, оценивание.
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; -выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы. -обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: - составление плана и последовательности действий.
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
Целеполагание. Выход на тему, цель, учебную
задачу. |
Организовать формулировку темы, цели
|
- Чем же мы будем заниматься на уроке? -Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? - Чем отличается сложное предложение от простого? Сегодня мы решаем проблему: Чем отличается сложное предложение от простого?
- Какое ключевое слово у нас получилось? - Что такое предложение? - На какие группы делятся предложения?
|
Задаёт вопросы. |
Формулируют тему и задачу урока Делают выводы |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Работа над новым материалом (10 минут) |
Подведение детей к самостоятельно му выводу. Работа в группах. |
Повторим правила работы в группе. Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.
1 группа Исследовать текст. Найти и
выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать
характеристику простому предложению. Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.
Исследовать текст. Найти и
выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать
характеристику сложному предложению. В лесу стоит тишина, идёт
мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под
ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 3 группа: Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко. Зашумел
в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и
тропинки. Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу. Наступила осень, лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится.
Проверка с/р в группах, обобщение
работы Решили ли мы с вами ту задачу,
которую обозначили? |
|
Ведут обсуждение в группе, выполняют работу, делают вывод, |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
Гимнастика для глаз.(2 минуты) |
Снятие усталости с глаз |
Презентация 2 |
Организует выполнение гимнастики для глаз |
Выполняют гимнастику для глаз. |
|
Закрепление нового
материала(12минут) |
Применение имеющихся знаний Развитие умения извлекать информацию. Проверка понимания |
Составьте сложные предложения и запишите. Выделите грамматическую основу.
Черная туча закрыла небо. Проливной дождь застучал в окно. Наступила осень. Перелетные птицы стали собираться в стаи. Холодное небо часто хмурится. По утрам бывают легкие заморозки. В осенние дни готовились к отлёту журавли Проверим. Какое предложение осталось без пары? Какое это предложение? Докажите.
|
Дает по выбору задания Задаёт вопросы. |
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. Делают выводы. .
|
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений;
|
Проверка понимания Разноуровневые задания |
1 уровень Списать текст. Выделить грамматическую основу. Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников. 2 уровень Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения. Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево. 3 уровень. осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной. льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в ,уснул, траве. Проверка: Так, чем отличается сложное предложение от простого?
|
Организует работу учащихся. Контролирует работу учащихся.
|
Выбирают задание и выполняют, доказывают, делают выводы. Проверяют правильность выполнения (ученик зачитывает, а остальные проверяют, каждый свою работу). |
Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи. |
|
. |
Применение имеющихся знаний (работа в парах) |
Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -. 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+
Так, чем отличается сложное предложение от простого?
|
Предлагает тест
|
Выполняют тестовые задания, проверяют. |
Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в паре. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Рефлексия(2минуты) |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом |
Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками. Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
|
Задает
вопросы |
Высказывают свои впечатления от урока
|
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Познавательные:
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Этап разъяснения домашнего задания (2минуты) |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
1. Выполнить упражнение 184 на стр.98 учебника. 2.Написать мини-сочинение, используя сложные предложения, на тему: «Весенний лес». Выделить
грамматическую основу. |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
|
Записывают задание на дом, задают вопросы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.