Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
19.02.2018
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"
Планируемые результаты: повторить изученное по теме «Лексика»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении. Метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, работать с информацией в учебнике, составлять опорную схему, структурировать теоретический материал, сравнивать, делать вывод, работать в паре. Личностные: осознание ценности изучаемого материала, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. УМК: Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2016г. Метапредметные связи: литература
Технологическая карта Нагаева Н.А..doc
Технологическая карта урока русского языка Ф.И.О.  Нагаева Наталья Алексеевна Предмет: русский язык Класс: 5     МОУ СОШ №27 им. Ф.Т. Цветкова  п. Ключевский, Могочинский район,  Забайкальский край Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении §34 Тип урока: Введение нового знания Цель: Создание условий для ознакомления с понятиями прямое и переносное значение слова Задачи:  Образовательные:  организовать  деятельность  учащихся для продолжения изучения лексического  значения и изобразительно­ выразительных  возможностей  слова:  показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;  Развивающие: содействовать развитию умения находить в тексте и в словаре слова с переносным значением, давать толкование  слов, употреблённых в переносном значении        Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, продолжить    прививать любовь к родному слову. Планируемые результаты: повторить изученное по теме «Лексика»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении. Метапредметные:  умение   определять   и   сохранять   цель,   контролировать   и   оценивать   свою   работу   и   полученный   результат, работать с информацией в учебнике, составлять опорную схему, структурировать теоретический материал, сравнивать, делать вывод, работать в паре. Личностные: осознание ценности изучаемого материала, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять  проблему, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. УМК: Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2016г. Метапредметные связи: литература Оборудование урока: компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, грамматическая тетрадь. Этапы урока 1. Мотивация  (самоопределение к учебной деятельности) Деятельность учеников Приветствуют учителя.  Проверяют свою готовность к  уроку. Слушают.  Деятельность учителя Приветствует учеников, проверяет их  готовность к уроку, настраивает на  плодотворную работу, просит записать  дату и классную работу в тетради.   Оставить одну строчку для темы урока.  Проверяет наличие грамматической  тетради. УУД Личностные:  формирование   эмоционального   настроя   на урок Познавательные: включение учащихся в  деятельность Регулятивные: планируют необходимые  действия. Цель: ­ создание условий для возникновения у учащихся положительной мотивации к учению 2. Актуализация знаний и  фиксация затруднений в  деятельности Цель: ­ повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в деятельности каждого ученика Регулятивные: доказывают правильность  при ответе на вопросы билетов, применяя  правило и приводя примеры; демонстрируют умение проверять по ключу и оценивать  результаты своей работы; Познавательные: участие в учебном  диалоге; умение ориентироваться в своей  системе знаний Личностные: приобретают мотивы учебной  деятельности и  понимают личностный  смысл учения. Вспоминают домашнее  задание, выполняют  самопроверку по ключу,  подготовленному сильным  учащимся; размышляют о  результатах проверки,  оценивают свою работу,  корректируют недочеты,  допущенные в домашней  работе. Отвечают на вопросы,  заданные в билете. Проверка домашнего задания    (упр. №254).      Организует выполнение  учащимися проверку по эталону  домашнего задания, создаёт условия  для краткого повторения знаний. Какое было домашнее задание? Что было трудным при выполнении  задания? Проверьте вашу работу по образцу. Учащиеся по желанию вытягивают билет и отвечают на вопросы темы прошлого урока. ­ Что такое лексика? ­   В   каком   разделе   науки   о   языке изучается словарный состав языка? ­ Что такое лексическое значение слова? ­   Назвать   4   способа,   как   определить лексическое значение слова? ­   Сколько   лексических   значений   имеет слово? 3. Открытие нового знания,  формулирование правила Цель: исследовать  возникшую проблемную  ситуацию и найти способ её  решения Обсуждают, выдвигают  гипотезы. Предполагают  возможные трудности,  определяют тему и  формулирую задачи урока  совместно с учителем. ­ Как называются слова в зависимости от количества лексических значений? Просит учащихся обратить внимание на слайд №1. Что вы можете сказать об изображённых картинках и их надписях? В   чем   сходство   и   различие   сочетаний слов? Подумайте, о чём же пойдет речь на   сегодняшнем   уроке?   Что     самое трудное для вас в изучении этой темы? Чему   мы   должны   научиться   в   течение урока? В грамматическую тетрадь запишите   словосочетания со слайда №1 в две  колонки. Ознакомьтесь с теоретическим  материалом на стр. 90­91 и составьте  опорную схему, включив в неё еще три  примера из параграфа. Организует самопроверку опорной схемы по слайду, самооценку детьми собственной деятельности, анализ трудностей. Какие действия выполняли? У кого были трудности? Познавательные: знакомство с  необходимой информацией для дальнейших  действий по достижению цели урока. Коммуникативные: выражают свои мысли, высказывают   предположения,   делают выводы. Регулятивные: действия.  планируют   необходимые Познавательные: умение ориентироваться  в системе знаний по данной теме; умение  правильно составлять опорную схему; умение выбирать и структурировать нужную информацию; умение применять знания,  полученные на уроке литературы.  Личностные: формулируют собственные  мысли, высказывают свою точку зрения. Ребята вспоминают средства  выразительности, изученные на уроках литературы, дают  ответы. Приходят к выводу,  что перенос наименования  одного предмета на другой  предмет служит для  создания  образной выразительности. В  толковом словаре. Помета –  перенос. Учитель задает вопрос: посмотрите на примеры переносного значения слова, приведенные в вашей опорной схеме и скажите, какие  средства выразительности использованы в примерах? Для чего мы используем в речи слова с переносным значением? Где мы можем посмотреть слово с переносным значением? Откройте словарь на стр. 308. Найдите слово, Выполняют предложенные  действия Динамическая пауза Цель: смена вида  деятельности 4.Первичное закрепление  Цель: проговаривание и  закрепление нового знания Договариваются в паре, какое  выберут задание. Выполняют с опорой на схему.  Проговаривают друг другу  порядок действий при данной  работе. Завершив работу,  проверяют по слайду  или  карточке. Анализируют  допущенные ошибки, проводят самооценку. употребленное в переносном значении. Скажите, какая помета у этого слова? Вместе с учителем дополняют схему недостающими понятиями. Слайд № 4 Просит ребят встать. Называет  словосочетания. Если прямое значение –  хлопаем в ладоши, переносное – топаем  ногами. Задание: Весенний вечер, небо  спит, солнце встало, лучи послало,  утро проснулось, нам улыбнулось, мы  отдохнули, к работе вернулись. Работа в парах. Задание  на выбор с  использованием опорной схемы:  Карточка: сравни два отрывка. Какое  значение имеют подчеркнутые слова  (прямое или переносное), каким  средством выразительности являются?  или Упр.258 Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении.  Подчеркните эпитеты. Кто выполнил задание без ошибок? Какие затруднения возникли? Какой порядок действий выполняли? Познавательные: умение использовать  приобретенные знания в практической  деятельности Личностные УУД: сохранение  эмоционального настроя; Познавательные: выполняют учебно­ познавательные действия, используя  приобретенные знания; проявляют умение  работать с опорной схемой; Коммуникативные:  работают   в   парах (обмениваются  мнениями,  учатся  понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). Личностные:  умение   оценивать   результат собственной деятельности при работе в паре 5.Самостоятельная работа  Цель: самостоятельное  выполнение заданий на новое  знание с использованием  опорной схемы Выполняют самостоятельную  работу, применяя новые  знания, вспоминая опорную  схему Познавательные: умение определять  последовательность действий; умение  ориентироваться в своей системе знаний,  отличать новое от уже известного Регулятивные: умение осуществлять  взаимоконтроль; осознавать то, что уже  усвоено и на каком уровне усвоения  находится обучающийся Личностные: умение и желание  оказать  помощь соучастнику взаимопроверки Разноуровневые задания 1 ур. Списать текст, подчеркнуть  основы предложений и указать, в  каком значении употреблены глаголы  (в прямом или переносном). 2 ур. Назвать средство  выразительности, на основе которого  построен этот текст 3 ур. Продолжить текст, используя  эпитеты. Дождь уснул. От солнца же  поднялась суета ветра, взъерошились  деревья, забормотали травы и  кустарники. И даже сам дождь снова  встал на ноги, разбуженный  щекочущей теплотой, и собирал свое  тело в облака. Проверка 1 ур. – на закрытой доске 1 ученик  подчеркивает ГО, объясняет, где  прямое, где переносное значение слова. 2 ур. – отвечает 1 ученик 3 ур. – отвечает другой ученик. Кто выполнил без ошибок? Какие трудности испытывали? Какой выход искали? Вспоминают задачи урока.  Отвечают на вопросы учителя, делают выводы 6.  Рефлексия учебной  деятельности Цель: осознание учащимися  результатов своей учебной  деятельности,  самооценка  личных результатов и  результатов класса  Вспомните задачи нашего урока. Что  нового вы сегодня узнали?  Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности  учащихся на уроке. Закончи предложение: 1. Сегодня на уроке я научился … 2. Урок сегодня был … Домашнее задание Слушают домашнее задание.  Задают вопросы, если что­то  непонятно. Устно: используя опорную схему,  подготовить сообщение на тему «Что я  узнал о прямом и переносном значении  слова». Письменно на выбор:  1. Выполнить упражнение 260 (1­5). 2. Найти и выписать из художественных  текстов примеры метафор, эпитетов,  олицетворений. Познавательные: умение понимать  информацию, представленную в виде схемы­ опоры; умение делать выводы,  формулировать их Личностные: способность к самооценке Регулятивные: осуществлять итоговый  контроль деятельности (что сделано);  адекватно оценивать свои достижения,  осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления  затруднений и выполнять их Познавательные: умение слушать и  понимать информацию; Карточка №1 Сравните два отрывка. Что обозначает слово золотой? Карточка №2 Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет? 1. Белка песенки поет Да орешки все грызёт; А орешки не простые, Все скорлупки золотые…А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» 2. Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор. И. Никитин. Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? 1. Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет,  И дергач не кричит. С.А. Есенин. 2.    И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца, ясная Карточка №3 Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет? 1. Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. С.А. Есенин. 2. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, ­ Пора, красавица, проснись…А.С. Пушкин. Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? Карточка №5 Сравните два отрывка.   1. Поет зима – аукает,             Мохнатый лес баюкает           Стозвоном сосняка.             С.А. Есенин. 2. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой по утру шла. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? Красавица весна. С.А. Есенин. Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? Карточка №4 Сравните два отрывка. Что обозначает слово поет? 1. Ручей волной гремучею Все ветки обдает  И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. С.А. Есенин. 2. 2. Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала мне старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. С.А. Есенин. Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? Карточка №6 Сравните два отрывка. Что обозначает слово спать. 1. Спит ковыль. Равнина дорогая,  И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. С.А. Есенин. 2.  Но вот утро. Он к крыльцу:        "Эй вы, сони! Что вы спите!        Брату двери отоприте…»П.П. Ершов «Конек­горбунок». Какое   значение   прямое,   какое   –   переносное?  Каким   средством выразительности является? Разноуровневые задания 1 уровень. Списать текст, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на  ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака. 2 уровень. Назвать средство выразительности, на основе которого построен этот текст Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на  ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака. 3 уровень. Продолжить текст, используя эпитеты. Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на  ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Когда слово употребляется в переносном значении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018