Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
22.04.2018
Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»
Данная Технологическая карта урока способствует формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»Используя Технологическую карту учитель получит возможность научить детей работать
с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
ТК по Окр.миру Пустыни 4 кл..docx
МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье
Технологическая карта урока
по окружающему миру в 4Б классе
по теме «Пустыни»
Цели
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях,
влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа
полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия
экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»
Открытие нового знания
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, атласомопределителем, дополнительной литературой, работать с
моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение,
пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных ситуациях
Объяснительноиллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная
http://download8.proshkolu.ru
http://festival.1september.ru/articles/613246/
Оборудование
Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь
Основные
понятия
Пустыни О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Деятельность учителя
Формы
организаци
Деятельность
и
учащихся
взаимодейс
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
1
2
3
I.
Мотива
ция
(само
определ
ение)
к
учебной
деятель
но
сти
Эмоциональн
ая,
психологичес
кая
мотивационн
ая
подготовка
учащихся
к усвоению
учебного
материала.
Целеполаган
ие
– Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень
рада я!
– Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет
свои тайны другая природная зона России. Разгадайте
ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Югозапад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
– О какой природной зоне идет речь?
твия
на уроке
5
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
4
Слушают
учителя.
Принимают
участие в
диалоге с
учителем.
Демонстриру
ют готовность
к уроку,
готовят
рабочее место
к уроку
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежу
точный
контроль
7
Устные
ответы,
организ
ация
рабочег
о места
6
Коммуникативны
е: планируют
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками; умеют
оформлять свои
мысли в устной
форме, вступать в
диалог,
обмениваться
мнениями.
Личностные:
понимают и
принимают значение
знаний для человека;
имеют желание
учиться; проявляют
интерес к
изучаемому
предмету, понимают
его важность Продолжение табл.
7
Устные
ответы,
выполн
енные
задания
Устные
ответы
1
2
3
4
5
6
Проверка
домашнего
задания:
тестирование
Знакомство
с новым
понятием.
II.
Актуали
зация
опорных
знаний
III.
Изучени
е нового
материа
ла
Работа со
словарем.
Выполняют
тест
Внимательно
слушают.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Читают
определение
понятия в
словаре.
Предлагает выполнить тест «Зона степей»
Читает стихотворение:
Солнечный, жаркий
Желтый поток –
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица
Неслышно плывет…
– Что вы представляете, когда слышите слово
«пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей,
верблюды, песок…) От какого слова произошло слово
«пустыня»?
(От слова «пусто».)
Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное
пространство со скудной растительностью или вовсе
без неё. 2. Безлюдное необитаемое место.
– На самом ли деле пустыня представляется
совершенно безжизненным пространством? К этому
вопросу мы вернемся в конце урока.
В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип
ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким
климатом, препятствующим развитию
растительности, которая не образует в пустыне
сомкнутого покрова».
Познавательные:
осуществляют
логические действия:
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогию,
классификацию,
сериацию; извлекают
необходимую
информацию из
текстов; используют
знаково
символические
средства; осознанно
и произвольно строят
речевое
высказывание;
подводят под
понятие.
Регулятивные:
ориентируются в
учебнике;
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные ошибки;
осознают правило
контроля
и успешно
используют его в
решении учебной задачи. 1
2
Рассказ
учителя о
географичес
ком
положении
и климате
пустынь
Внимательно
слушают
учителя.
Отвечают
на вопросы
учителя
– Пустыня на карте обозначена желтооранжевым
цветом, расположена к югу от степной зоны по
берегам Каспийского моря, к западу и востоку от
низовья Волги. Это небольшая по площади зона.
– Какое лето и зима в пустыне?
– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается
днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок
и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12
°С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни
равнинная с валами из песка. Эти песочные валы
называются барханами, они постоянно передвигаются
благодаря сухим и горячим ветрам пустынь –
суховеям. Барханы от этого движения песка
медленно движутся и могут засыпать дороги, поля,
селения. Высота барханов может достигать 50 метров.
Остановить барханы может только растительность,
скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая
силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и
глинистые, и каменистые. Между Каспием и
Амударьёй находится самая большая пустыня –
Каракумы
IV. Ис
следова
тель
ская
деятель
ность
Работа
в группах:
сбор
информации
о про
блемах зоны
пустынь.
– Используя текст и иллюстрации учебника, атласы,
рисунки, соберите информацию о растительном и
животном мире пустынь, об экологических проблемах
этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.
• Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки
с изображением растений, учебник (с. 123, 124),
атласопределитель.
Делятся на
три группы:
«ботаники»,
«зоологи»,
«экологи».
«Ботаники»
собирают
Фронтал
ьная,
индивид
уальная,
группова
я
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
Коммуникативны
е:
обмениваются
мнениями; умеют
слушать друг друга,
строить понятные
для партнера по
коммуникации
речевые
высказывания,
задавать вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении; способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или неуспеха
в учении
Познавательные:
осуществляют
логические действия:
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогию, сериацию,
классификацию;
Устные
ответы,
записи
в
тетради 1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
Задания:
1. Общая особенность растений: корни___________,
листья________ изза того, что не хватает ________.
2. Индивидуальное приспособление к природным
условиям:
– верблюжья колючка, джузгун, колосняк.
• Материалы для «зоологов»: рисунки различных
животных, населяющих пустыни, атласопределитель,
учебник (с. 126–128).
Задания:
1. Рассказать о приспособленности животных пустынь
к природным условиям (размеры, окраска, образ
жизни, чем питаются).
2. Перечислить животных.
3. Дать характеристику: ящерицакруглоголовка,
сайгаки, тушканчики, верблюд.
• Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни
в пустынях, учебник (с. 129–131).
Задания:
1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути
их решения.
2. Рассказать об охране редких растений и животных,
заповедниках.
Предлагает учащимся выступить с отчетами по
результатам исследовательской деятельности:
«Растения пустынь», «Животные пустынь».
информацию
о
растительном
мире пустынь.
«Зоологи»
собирают
информацию
о животном
мире пустынь.
«Экологи»
собирают
информацию
об
экологически
х проблемах
зоны пустынь.
Рассказывают
«ботаники».
Рассказывают
«зоологи».
Отчеты
«ботаников»,
«зоологов»,
«экологов»
по
результатам
работы
выдвижение гипотез
и их обоснование,
поиск необходимой
информации;
используют знаково
символические
средства;
моделируют и
преобразовывают
модели разных типов
(схемы, знаки
и т. д.);
устанавливают
причинно
следственные связи;
осознанно и
произвольно строят
речевое
высказывание;
строят логические
цепи рассуждений,
доказательство.
Регулятивные:
осуществляют
контроль,
коррекцию, оценку,
волевую
саморегуляцию в
ситуации
затруднения;
принимают и
сохраняют цели задачи 1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
– Какое время года самое благоприятное для живых
организмов? Почему?
– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет
птиц – это потому, что птицы плохо переносят
жажду.
Отчет «Экологические проблемы пустынь».
– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.
И как всегда, виновник создавшихся проблем –
человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача:
исправить свои ошибки
Филворд:
Рассказывают
«экологи»
Разгадывают
филворд.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная.
Филворд.
V.
Практич
еская
деятель
ность
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост
льва.
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов
я мгновенно зароюсь в песок.
3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья
мои тонкие, как вязальные спицы.
Устные
ответы,
записи
в
тетради
учебной
деятельности.
Коммуникативны
е: выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и
точностью;
адекватно
используют речевые
средства для
решения
коммуникационных
задач; формулируют
и аргументируют
свое мнение и
позицию в
коммуникации;
учитывают разные
мнения,
координируют в
сотрудничестве
разные позиции;
используют критерии
для обоснования
своего суждения.
Личностные:
осуществляют
смыслообразование;
оценивают
усваиваемое
содержание с нравст 1
2
3
4
5
6
7
Окончание табл.
4. Вьется веревка,
На конце – головка.
5. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
6. Я – песчаный холм, и зовут меня…
О т в е т ы : 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул.
4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения
работы учащимися помогает им, дает
рекомендации
Выполняют
задания
Индивид
уальная
венноэтической
точки зрения;
осознают
ответственность за
общее дело
– Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам
оно?
– Какие выводы сделали?
– Какая информация показалась для вас значимой?
– Как оцениваете свою деятельность?
Отвечают
на вопросы
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Задания
из
электронного
приложения
к учебнику
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключитель
ная беседа.
Выставление
оценок
VI.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
VII.
Домашн
ее
задание
Комментари
й учителя
Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики
«Проверь себя». Выполнить задания 1, 2
Задают
уточняющие
вопросы
Фронтал
ьная
Устные
ответы
Познавательные:
ориентируются в
своей системе знаний
– отличают новое
от уже известного.
Регулятивные:
оценивают
собственную
деятельность
на уроке
Регулятивные:
осуществляют поиск
решения
поставленных задач Ресурсный материал
Тест «Зона степей»
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Зона степей расположена на… нашей страны:
а) севере; б) юге; в) западе.
2. Какое лето бывает в степи?
а) Холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.
3. Какое травянистое растение не водится в степи?
а) Ковыль; б) люцерна; в) типчак.
4. Какой журавль обитает в степной зоне?
а) Красавка; б) стерх; в) серый журавль.
5. Где степные птицы устраивают гнезда?
а) На деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.
6. Какой грызун не водится в степи?
а) Суслик; б) хомяк; в) бурундук.
7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
8. Основным занятием населения степей является…
а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.
О т в е т ы : 1б. 2в. 3б. 4а. 5в. 6в. 7а. 8б.
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Пустыня" по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.