Технологическая карта урока "Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»" 8 класс.Технологическая карта урока Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»
Тема урока: Решение задач по теме «Постоянный электрический ток».
Методическая цель: обеспечить в ходе урока повторение основных понятий сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи; умений читать и собирать электрические цепи.
Задачи: Образовательные: 1) проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания;
2) продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, навыков самоконтроля;
3) продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.
Технологическая карта урока Решение задач по теме «Постоянный
электрический ток»
Тема урока: Решение задач по теме «Постоянный электрический ток».
Методическая цель: обеспечить в ходе урока повторение основных понятий
сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи; умений
читать и собирать электрические цепи.
Задачи:
Образовательные:
знания;
1) проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить
2) продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, навыков
самоконтроля;
Воспитательные:
Развивающие
3) продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической
деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.
1) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
интерес к изучению физики;
2) развитие функции общения на уроке, воспитание чувства товарищества.
1) проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в
различных ситуациях;
2) формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные
знания;
3) развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и
отстаивать своё мнение.
Место урока в системе
уроков данного раздела
Тип урока
Технология
Необходимое техническое
Урок № 21 в теме «Электрические явления»
урок обобщения и систематизации знаний
Здоровье сберегающая, индивидуальная и групповая работа дифференцированного
характера.
компьютер, проектор, презентация, подготовленная учителем; наборы элементов для
сборки электрической цепи, дифференцированные карточки задания в 4 вариантах,
1оборудование
Планируемые результаты
дифференцированные карточки со схемами электрических цепей, карточки с
обозначениями физических величин, маршрутные листы
Предметный: Совершенствование навыков решения задач на постоянный электрический
ток.
Предметные умения:
Метапредметный: развивать умение генерировать идеи, работать в группе, формировать
умение анализировать факты при наблюдении
Личностный: сформировать умение управлять своей учебной деятельностью. Повысить
интерес к физике. Развивать внимание, память, логическое и творческое мышление.
Знание единиц физических величин, решать количественные и качественные задачи на
расчет силы тока, напряжения, сопротивления, закон Ома для участка цепи, на расчет
видов соединения резисторов.
Общие формируемые УУД Личностные: готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому виду
деятельности; формирование ценности познания, активной жизненной позиции
Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной
осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных
задач;
Познавательные: формулирование собственных ожиданий, активное участие в работе.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушают и высказывают свою точку
зрения, понятную для собеседника; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
Цель этапа
Виды
формы,
приемы
работы,
методы,
Подготовка
и
Цель:
дидактических
матодических
материалов к уроку.
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Этап 1. Подготовка к уроку систематизации и обобщения знаний
1.Распределение
учащихся по группам
2.Подготовка
карточек по
Повторяют изученный
материал, алгоритмы
решения задач,
настраиваются на урок
Познавательные:
формулирование
собственных ожиданий
2указанным темам с
разными по уровню
сложности задачами.
3. Подготовка
консультантов (из
числа учащихся 10
класса, 4 человека)
Цель: Создание
проблемной
ситуации. Фиксация
новой учебной задачи
Этап 1
« Думай головой, а
делай руками»
Цель:
Экспериментальная
работа «Сборка
электрической цепи
по заданным
условиям»:
(индивидуальная
работа)
( максимум 5 баллов)
Этап 2
«Терпение и труд
Этап 2. Организационный 2 минуты
Настроить учащихся
на решение новой
учебной задачи
(Объясняю
учащимся правила
работы на уроке,
задаю домашнее
задание)
создает ситуацию
успеха для каждого
обучающегося:
Эмоционально
настраиваются на урок.
активно слушают;
выдвигают
предложения о теме
урока;
слушают собеседника;
строят понятные для
собеседника
высказывания
Познавательная:
фиксируют проблему.
Регулятивная:
принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу
Коммуникативная:
Умение полно и точно
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами урока.
Этап 3. Систематизация, повторение и обобщение знаний.
Основная работа (время работы на этапе 8 минут)
Выступает в роли
организатора;
следит за
хронометрией урока
контролирует
правила Т.Б.
следит за работой
консультантов.
Обучающиеся
осуществляют учебные
действия по
намеченному плану.
(Каждый берет
карточку с заданием,
вычерчивает схему по
заданным условиям и
собирает
электрическую цепь).
Познавательная:
анализируют,
доказывают,
аргументируют свою
точку зрения;
Коммуникативная
осознанно собирают
электрические цепи,
рефлексия своих
действий;
Регулятивная:
осуществляют
самоконтроль.
Выступает в роли
организатора;
Обучающиеся
осуществляют учебные
действия по
Познавательная:
Овладение общим
приемом решения
3все перетрут»
Цель: проверить
степень владения
приемами решения
расчетных задач»
(индивидуальная
работа)
Этап 3
«Сообразилка»
Цель: проверка
навыков работы со
схемами
электрических цепей
(групповая работа)
следит за
хронометрией урока
следит за работой
консультантов.
намеченному плану.
(Учащийся выбирает
задачи с учетом
индивидуальных
особенностей).
Выступает в роли
организатора;
следит за
хронометрией урока
следит за работой
консультантов.
осуществляют
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
(Учащиеся находят
ошибки в схемах,
отстаивают свое
решение).
Высказывают свою
точку зрения по
содержанию групп
терминов.
Этап 4
«Ум хорошо, а два
лучше»
Цель: проверить
умение
устанавливать
закономерность.
(работа в группе)
Выступает в роли
организатора;
следит за
хронометрией урока
следит за работой
консультантов.
учебных задач
Коммуникативная
предоставлять
развернутый план
решения задачи.
Регулятивная:
оценивает результат
по алгоритму
Познавательная:
умение
преобразовывать
схемы для решения
учебных задач.
Коммуникативная
аргументированно
доказывать свою точку
зрения, прислушиваясь
к мнению
собеседников.
Регулятивная
планирует и
корректирует свою
деятельность
Познавательная:
выделяет общий
признак двух или
нескольких предметов
или явлений и
объясняет их
сходство;
Коммуникативная
строит позитивные
отношения в процессе
учебной и
познавательной
деятельности;
Регулятивная:
находит условия
для выполнения
учебной и
познавательной
задачи;
4Выступает в роли
организатора;
следит за
хронометрией урока
следит за работой
консультантов.
Составить формулы из
букв I, U,Q, R, q, t, если
осталось время,
учащимся предлагается
кроссворд по теме.
Этап 5 «Знайка»
Цель: Проверка
знания формул
(работа в группе).
Допно: разгадываем
кроссворд, каждое
слово – 1 балл
Познавательная:
определяет логические
связи между
величинами,
обозначает их с
помощью формул
Коммуникативная
формулирует,
аргументирует и
отстаивать свое
мнение.
Регулятивная:
выбирает из
предложенных
вариантов и ищет
вариант для
достижения цели;
Этап 4. Подведение итогов 3 минуты
Цель: контроль
знаний, умений,
навыков учащихся
Контролирует работу
и выставляет оценки
Каждый учащийся
оценивает свою работу
на этапах и сверяет ее с
оценкой консультантов
(выставляется общее
колво баллов за
работу)
Коммуникативная
оценка и самооценка
учебной
деятельности,
учащиеся выражают
свои эмоции по
поводу урока
Регулятивная:
самостоятельно
определяет причины
своего успеха или
неуспеха и находит
способы выхода из
ситуации неуспеха
Содержание урока «Решение задач по теме «Постоянный электрический
ток»
1 станция « Думай головой, а делай руками»: «Сборка электрической
цепи по заданным условиям»
5 Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора,
электрической лампочки и измерить силу тока в цепи.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора,
электрической лампочки и измерить напряжение на резисторе.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата,
электрической лампочки и измерить напряжение на лампе.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора,
электрической лампочки и измерить сопротивление резистора.
2 станция «Терпение и труд все перетрут» (Решение расчетных задач)
1 уровень (3 балла):
Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25
Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А? (ответ: 75 В)
При напряжении 220 В сила тока в спирали плитки 5А. Определите
сопротивление спирали. (ответ: 44 А)
Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой
проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8 мм2 , а
длина 5 м? Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом ∙мм2 /м. (ответ:
6,875 Ом)
2 уровень (4 балла):
Константановая проволока длиной 1м и площадью поперечного сечения
0,25 мм2 имеет сопротивление 2 Ом. Определите удельное
сопротивление константана. (ответ: 0,5 Ом ∙мм2 /м)
При напряжении на концах проводника 10 В сила тока в нем 0,2 А.
Чему будет равна сила тока в проводнике, если напряжение на его
концах увеличить до 50 В? (Ответ: 1А)
В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой
проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 , при напряжении 220
В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? ( ответ: 13,75м)
3 уровень (5 баллов):
Какой длины надо взять железную проволоку площадью поперечного
сечения 2 мм2 чтобы ее сопротивление было таким же, как
сопротивление алюминиевой проволоки длиной 1 км и сечением 4 мм2 .
(Ответ: 140 м)
Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 85 Ом?
( Ответ: 71,2 кг)
6 Сколько метров проволоки, сопротивление 1 м которого равно 6 Ом,
необходимо взять, чтобы при включении ее в цепь напряжением 120 В
сила тока в цепи не превышала 1,25 А? (ответ: 16 м)
3 станция «Сообразилка» (задания на умение читать схемы
электрических цепей).
а)
б) Укажите, напряжение на каких приборах измеряет вольтметр во всех
изображенных схемах.
в) Начертить схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
74 станция «Ум хорошо, а два лучше»:
1. Найди закономерность в заданных на карточках терминах
(вольтметр, омметр, заряд, Ампер, кулон, напряжение, амперметр, Ом,
электроскоп, вольт, сопротивление, сила тока) распредели их в три группы;
дай название каждой группы:
Напряжение
Сила тока
Заряд
Сопротивление
(физические величины)
Вольтметр
Амперметр
Электроскоп
Омметр
(физические приборы)
Вольт
Ампер
Кулон
Ом
(Ученые или единицы
физических величин)
2 «Третий лишний» Выбери из трех терминов один отличающийся по своему
значению от двух других.
Амперметр
Динамометр
Вольтметр
Кулон
(величина, нет
прибора для
измерения)
Вольт
Ом
Резистор
Сопротивление
конденсатор
Сила тока
Вольтметр
Микроамперметр
5 станция. «Знайка» составь формулы из предложенных букв.
Подведение итогов: оценку поставим согласно рейтингу:
8оценка
баллы
«2»
«3»
«4»
«5»
менее 15б
15б – 18б
19б 21б
22б 25б
Домашнее задание: 1. §3749 повторить
2. составить задачи в 23 действия на расчет
электрических цепей при последовательном и
параллельном соединениях (по желанию)
Список литературы:
Физика 8 класс, А. В.Перышкин, М. «Дрофа» 2010 г.
Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Пёрышкина. М.:
http://interfizika.narod.ru
http://schoolcollection.edu.ru
«Современный урок физики», под редакцией В. Г. Разумовского и Л.
1.
2.
Вако,2005.
3.
4.
5.
С.Хижняковой, М. «Просвещение» 1993г.
6. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования»
7. «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Под
редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. Москва «Просвещение»
2011
8. Асмолов А.Г. «Системнодеятельностный подход в разработке
стандартов нового поколения»/ Педагогика М.: 2009 №4. – С1822
9. Информационнометодическая газета «Начальное общее
образование» №34 мартапрель, 2012 год
10. Интернет ресурсы
9