Технологическая карта урока "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема урока Место урока по теме Род и семья – исток нравственных отношений Первый урок в теме, в курсе урок № 18 Тип урока Формы, приемы, методы открытие новых знаний Формы организации: групповая, парная, фронтальная Прием прогнозирования, «Пятерочка» Цель урока Задачи урока Формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям. - познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная», с терминами ближайшего родства; - представить образ семьи, как великую нравственную ценность; - формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - формировать положительное отношение к семейным ценностям; - развивать навыки доброжелательности, адекватной самооценки; - воспитывать толерантность, нравственный долг, ответственность детей перед родителями, представителями старшего поколения.Технологическая карта урока "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема урока Род и семья – исток  нравственных отношений Тип урока Первый урок в теме, в курсе урок № 18 Место урока по теме Формы, приемы, методы открытие новых знаний Формы организации: групповая, парная, фронтальная Прием прогнозирования, «Пятерочка» Цель урока Формирование у обучающихся  представлений о семье как о  важнейшей нравственной  ценности,  о моральных правилах человека в отношении к  окружающим людям. Задачи урока ­ познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная», с терминами ближайшего родства; ­ представить образ семьи, как великую нравственную ценность; ­ формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;  ­ развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; ­ развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;  ­ формировать положительное отношение к семейным ценностям; ­ развивать навыки доброжелательности, адекватной самооценки; ­ воспитывать толерантность, нравственный долг, ответственность детей перед родителями, представителями  старшего поколения. Предполагаемый результат Уметь ­ ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в семье и степени родства; ­ формулировать свою точку зрения;  ­ приводить в качестве аргументации своего мнения примеры из личного жизненного опыта и литературных  произведений; Знать ­ что такое  «семья», «род»,  «родословная», «фамилия» и  т.д.; ­ не менее 3 семейных  заповедей;  ­ не менее 3 качеств  добропорядочного семьянина; ­ как составлять свою  родословную; УУД Педагогические 1технологии Технология  деятельностного  подхода  (организация  целеполагания,   рефлексии,  оценки  результатов) ­ личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­ регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  на уроке с помощью учителя; ­коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право  каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку  зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности;  ­ познавательные УУД: перерабатывать    полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы всего класса. Ход урока 1. Описание игры «Пятерочка »  http://tdbern16.ucoz.ru/load/organizacija_uchebnoj_d ejatelnosti/uchebnaja_dejatelnost/igra_pjatjorochka/2 0­1­0­179 2. Видеоролик «Дети говорят о любви»  https://www.youtube.com/watch?v=B61cw3P0b9I 3. Фрагмент урока Работа с притчей «Корзину­то  возьми..»  p1ai/library/fragment_uroka_po_teme_rod_i_semya_ istok_nravs_104358.html 4. Мультимедийная презентация  Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Целеполаган ие (создать  условия для  определения темы урока,  задач урока) Создает ситуацию для целеполагания, задает  вопросы, фиксирует тему урока и учебные  задачи.  1. Игра «Пятерочка» Ответьте на вопросы и  определите тему урока.   Ученики предлагают   варианты своих ответов,  формулируют тему урока  «Семья», корректируют ее  после просмотра видеофильма, формулируют с помощью  опорных слов (вспомним,  поймем, научимся, научим  других, будем рассуждать)  учебные задачи урока. 22. Просмотрите  видео и скажите,  о чем  говорят дети?  – соотнесите с темой нашего урока  и уточните: о любви к кому и к чему мы будем говорить  сегодня? 3. Пользуясь словами­помощниками,  попробуйте назвать цель нашего урока. 1. Организует и координирует работу  обучающихся в группах с разными  информационными источниками и  понятиями по теме «Род и семья ­ исток  Работа с понятиями (сформиро вать Работают с информационными  источниками: со справочной  литературой, с текстом  учебника 3Отвечают на вопросы,  зачитывают из словарей,  рассматривают примеры  родословных. представле нравственных отношений».  ния о нравственн ых понятиях, их взаимосвяз и) ­ родной дом, родные люди, родная семья. А  что же такое «род»? – давайте обратимся к информационным  источникам и выясним значение этих слов. ­ подберите (в парах)   однокоренные слова к  слову «род».  ­ кто может объяснить, что такое   «родословная»?  ­ посмотрите, как люди оформляют  родословную своей семьи. ­ как вы думаете, что должно включать в себя  родовое древо? Почему для людей важно знать  своих предков? Обобщение (расширять представле ния о нравственн ых понятиях, изучаемых на уроке, создать условия для ­ существует много шаблонов по которым, с  помощью родителей,  вы можете сделать свою  родословную.  Организует работу с формулированием  семейных заповедей 1. С древних времен существовали заповеди семьи (на слайде) Принимают участие в  обсуждении,  актуализируют  свои представления по теме  урока, соотносят со своим  жизненным опытом. ­Как вы считаете, современным людям следует  соблюдать эти заповеди? Зачем? 4соотнесени я  их с жизненным опытом детей) Практическ ая работа (создать условия  для формулиро вания семейных заповедей) 2. Работа с притчей «Корзину­то возьми…» 3. Запись заповедей в  «Книгу моей семьи» –  выбери и запиши в  «Книгу моей семьи» 3­5  наиболее важных на твой взгляд семейных  заповедей.  1. Предлагает в группах заполнить таблицу  «Найди отличия»  Дом, где есть  любовь Дом, где  нет  любви ­ в каком доме ты хотел/а бы жить? Кто  согласен с … Почему?  Предлагает  поочерёдно назвать отличия  2. дома, где есть любовь,  затем – признаки дома  без любви.  3. Что надо сделать нам самим, чтобы любви в  нашем доме прибавилось? Проверка изученного материала (определить уровень достижения целей урока) Предлагает подумать о том, как в словах дети  могут рассказать о своей любви к родителям  или другим членам семьи и написать об этом в  «Книге моей семьи». ­ попробуйте написать родителям (или другим  родственникам)  доброе письмо с теплыми  словами о вашей к ним любви.  Дома  подумайте, что на ваш взгляд нужно  обязательно дописать в этом письме.  1. Заполняют таблицу, называют общечеловеческие семейные  ценности (такие как понимание,  любовь, дружба, взаимопомощь, поддержка, сочувствие,  уважение, трудолюбие, защита,  забота) и их противоположные  понятия.  2. Приходят к выводу, что все  люди хотят жить в том доме,  где в семье есть любовь.  Обосновывают это мнение  примерами из жизни или из  литературных источников. 3. Называют поступки,  действия, в которых  выражается  любовь и забота о  близких и родных. В «Книге моей семьи»  записывают слова­ благодарности или обещания,  пожелания, раскрывающие  понимание значимости   отношения между членами  семьи, уважения и  взаимопомощи. Возможно это  письмо­благодарность  родителям или другим членам  5семьи. Рефлексия Предлагает вернуться к теме урока и учебным  задачам. Соотносят поставленные задачи урока и их выполнение. ­ вспомните цель урока. Что же вы поняли?  Зачем нужна любовь в нашем доме? – Закончите фразу: «Любовь в нашем доме  это…» Делают вывод о главной цели  урока (для чего семья, что в ней главное, как проявляется  любовь в семье), делятся  мыслями о том, что расскажут и покажут дома родителям. ­ Чем был полезен вам сегодняшний урок? ­ Что вы расскажете об этом уроке дома? Домашнее задание: ­ если нужно закончить – завершите письмо для  родителей и прочитайте им его; ­ попробуйте вместе с родителями составить  свою родословную и оформите ее в «Книге моей  семьи». 6