Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Тема: "Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных".
Учитель русского языка и литературы Шукалович Екатерина Петровна
Цель урока: формирование представления об условиях написания соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание.
Задачи: 1) дать представление о написании
соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных; 2) отрабатывать
умение выбирать правильное написание соединительных гласных О-Е в сложных
имёнах существительных.
Сформированность УУД:
1)Ученик сможет объяснить условия выбора соединительных гласных о – е в сложных словах.
2)Ученик сможет проанализировать предложенный материал, составить алгоритм выбора соединительной гласной в сложных словах, через него решить учебную задачу (образовать сложные слова с соединительными гласными О и Е, правильно написать соединительные гласные О и Е в сложных словах) и аргументировать свой ответ.
3) Ученик сможет найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой.
4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт, расширить предметные представления.
Место урока: 1 - по данной теме, 7 урок - в разделе «Имя существительное».
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: урок-практикум.
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
Метод обучения: элементы проблемного обучения.
Оборудование урока:
- учебник «Русский язык» под ред. В.В.Бабайцевой;
- компьютер и проектор;
- раздаточный материал;
- презентация учителя.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Проверка готовности к уроку Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний
урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный,
развивающий) Какими должны быть на уроке ученики? (активными,
внимательными, помогать друг другу) ·Я всё смогу. ·Я всему научусь. · Я очень внимательный. · Я хочу учиться. · Я хочу много знать. · Я хороший ученик. · · Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его. ____________________________(Ф.И.) Этап работы Оценка Устный ответ Письменная работа Карточка Итоговая оценка |
Подготовка класса к работе.
|
Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся |
Закончи
предложения: |
Отвечают на вопросы, проверяют
Оценивают себя.
Постановка проблемы. |
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных.). -Запишите тему урока. Предлагаю записать её красивым каллиграфическим почерком. Помните, что каллиграфия –это такая трудная наука, что в Японии её изучают целых 7 лет. - Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске: Цель: 1) познакомиться с …(правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных.); 2) учиться находить …(орфограмму) и правильно ее …(писать).
|
Оценивают себя.
Формулируют тему, цель и задачи урока
|
Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей |
Работа с сигналами. Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку. Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар. Жизнелюб, огородник. Задание. Один ученик записал сложные слова. Обратимся к словам на слайде: мясорубка кашовар самовар картофелечистка птицолов птицоферма мышоловка яйцерезка кофемолка пылисос - Посмотрите внимательно. Всё ли он правильно записал? - Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной? - Внимательно рассмотрите оба столбика. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Попробуйте сформулировать правило выбора
соединительной гласной. В сложных словах после твердой согласной пишется
О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е. Этих гласных только две: Буква О и буква Е. Коли тверд согласный звук, Буква О подходит тут. Если мягок этот звук, Букву Е пишите тут. |
Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Проверка Оценивание
Записывают слова
Проверка Оценивание Работа в парах Проверка Оценивание
|
Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
|
Работа по учебнику. - Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 54 Работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило. Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске. Пример схемы О [ ] Е [ ´][ш], [ч]…[ц] - Теперь, пожалуй, мы можем определить, как же правильно: (Сильный ученик. Составление алгоритма.) - Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм. 1. Определить, что это сложное слово, как образовано. 2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным. 3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву. |
По цепочке Работа у доски и в тетради
Работа в парах Оценивание
|
Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
|
Физминутка |
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Книга любовь Пыль сосать Земля мерить Вода падать Лёд колоть Лес рубить Рыба ловить Бетон мешать Пешком ходить Запишите получившееся слово в тетрадь, выполните морфемный разбор. |
|
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Закрепление. |
1. Письменная работа. - Прочитайте предложения. Спишите.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. - Из предложенных словосочетаний
образовать сложные слова. Варит сталь
(сталевар), рубит лес(лесоруб), возит воду(водовоз), косить сено(сенокос),
падают листья(листопад), строить корабли, трясется земля, варит кофе, разные
цвета, сам летает (самолет), ловить рыбу, человек, у которого рыжие волосы,
человек, у которого голубые глаза, тот, кто разводит сад.
|
Работа в тетради, работа в парах. |
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается. Карточки: вод..провод
земл..трясение гром..отвод вод..мерка картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство е е о е о о е е пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие о е е о о е о о вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход о о е е о о е |
Работа с карточками.
Проверка, оценивание.
|
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Творческая работа |
Завуч
школы уже давно составляет расписание, и оно ей порядком надоело. И она
решила сделать его весёлым. Используя сложные имена сущечствительные, вместо
чтения - написала буквосложение, вместо рисования - краскомазюкание. |
|
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание
|
Итоги урока - устная рефлексия «Закончи высказывание»(на слайде) (1 мин.) Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове? - Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.
Поставьте себе общую оценку за урок. - Продолжите предложения «Я считаю, что…». Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Я научился… Я смог…
1. Выучить правило. 2. а) упр. 137 (п), 138 (у); б) составить диктант для соседа на изученное правило из 10 слов.
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.