Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных".
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
01.06.2017
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных".
Цель урока: формирование представления об условиях написания соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание. Задачи: 1) дать представление о написании соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных.
Технологическая карта урока Правописание о-е всложных им. сущ . Шукалович Е.П. .doc

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Тема: "Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных".

Учитель русского языка и литературы Шукалович Екатерина Петровна

Цель урока: формирование представления об условиях написания соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание.

Задачи: 1) дать представление о написании соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание соединительных гласных О-Е в сложных имёнах существительных.
Сформированность УУД:

1)Ученик сможет объяснить условия выбора соединительных гласных о – е  в сложных словах.

2)Ученик сможет проанализировать предложенный материал, составить алгоритм выбора соединительной гласной  в сложных словах, через него решить учебную задачу (образовать сложные слова с соединительными гласными О и Е, правильно написать соединительные гласные О и Е в сложных словах) и аргументировать свой ответ.

3) Ученик сможет найти  совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой.

4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт, расширить предметные представления.

Место урока: 1 - по данной теме, 7 урок - в разделе «Имя существительное».

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: урок-практикум.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

Метод обучения: элементы проблемного обучения.

Оборудование урока:

- учебник «Русский язык» под ред. В.В.Бабайцевой;

- компьютер и проектор;

- раздаточный материал;

- презентация учителя.

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Проверка готовности к уроку

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий) Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)
Эмоциональный настрой (по презентации):

·Я   всё смогу.

·Я всему научусь.

·     Я очень внимательный.

·     Я хочу учиться.

·     Я хочу много знать.

· Я хороший ученик.

·                      

·                     Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.

____________________________(Ф.И.)

Этап работы                                          Оценка

Устный ответ

Письменная работа

Карточка

Итоговая оценка

Подготовка  класса  к  работе.

 

 

 

 

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Закончи предложения:
1) Раздел науки о языке, изучающий части речи – это … (морфология)
2) Имя существительное – это … часть речи (самостоятельная)
3) Постоянные признаки существительного: собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, … (склонение)
4) Объясните правописание данных слов.
Орешек, листик
Владелец, владелица
Сварщик, грузчик.
Пальчик, угольщик, разведчик, банщик
Флажок, комочек
Зайцем, плащом
Недруг, ненастье, ; не счастье, а беда
Какими способами  чаще всего образуются имена существительные?
Определите, каким способом образованы слова на слайде.
Слова газопровод, луноход, путеукладчик, книголюб, ледокол,кашевар, дымоход,землетрясение, паровоз, птицелов образованы способом … (сложения)
.  Как называются данные слова?  Почему они  называются сложными? (Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.)
- Есть ли в их написании что –либо привлекающее внимание? - Посмотрите внимательно. Что вы заметили? Что вызывает затруднения? Почему? Можем ли мы с вами быть уверены, что сумеем написать данные слова без ошибок?
- Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?
- Знаем ли мы, что определяет написание таких слов?

Отвечают на вопросы, проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

 

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Правописание соединительных гласных О-Е  в сложных именах существительных.).

-Запишите тему урока. Предлагаю записать её красивым каллиграфическим почерком. Помните, что каллиграфия –это такая трудная наука, что в Японии её изучают целых 7 лет.

- Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске:

Цель: 1) познакомиться с …(правописание соединительных гласных  О-Е в сложных именах существительных.); 2) учиться находить …(орфограмму) и правильно ее …(писать).

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

Формулируют тему, цель и задачи  урока

 

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Работа с сигналами.

Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я  права – поднимите правую руку.

Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар. Жизнелюб, огородник.

Задание. Один ученик записал сложные слова. Обратимся к словам  на слайде:

мясорубка   кашовар   самовар картофелечистка   птицолов  птицоферма  мышоловка

яйцерезка    кофемолка   пылисос

- Посмотрите внимательно. Всё ли он правильно записал?

- Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?

- Внимательно рассмотрите оба столбика. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.  В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.
Читает правило в стихотворной форме:

Этих гласных только две:

Буква О и буква Е.

Коли тверд согласный звук,

Буква  О подходит тут.

Если мягок этот звук,

Букву Е пишите тут.

Намечают пути решения задач

Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы

Проверка

Оценивание

 

Записывают слова

 

Проверка

Оценивание

Работа в парах

Проверка

Оценивание

 

 

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

 

Работа по учебнику.

- Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 54

Работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.

Когда  работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.

Пример схемы   О  [  ]

Е  [ ´][ш], [ч]…[ц]

- Теперь, пожалуй, мы можем определить, как же правильно:

(Сильный ученик. Составление алгоритма.)

- Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

По цепочке

Работа у доски и в тетради

 

 

 

 

 

Работа в парах

Оценивание

 

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

 

Физминутка

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной.

Книга                                                    любовь

Пыль                                                    сосать

Земля                                                   мерить

Вода                                                     падать

Лёд                                                       колоть

Лес                                                       рубить

Рыба                                                    ловить

Бетон                                                   мешать

Пешком                                               ходить

Запишите получившееся слово в тетрадь, выполните морфемный разбор.

 

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Закрепление.
Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

1. Письменная работа.

- Прочитайте предложения. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.
Плывет в море пар...ход. Мой папа- водитель сам...свала. В сильный снег...пад пеш...ходам сложно увидеть приближающийся транспорт.

- Из предложенных словосочетаний образовать сложные слова. Варит сталь (сталевар), рубит лес(лесоруб), возит воду(водовоз), косить сено(сенокос), падают листья(листопад), строить корабли, трясется земля, варит кофе, разные цвета, сам летает (самолет), ловить рыбу, человек, у которого рыжие волосы, человек, у которого голубые глаза, тот, кто разводит сад.
Слова какой части речи вам встретились? Одинаковы ли правила правописания сложных существительных и прилагательных?

 

Работа в тетради, работа в парах.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе  написаны гласные О и Е, листок отгибается.

Карточки: вод..провод    земл..трясение   гром..отвод  вод..мерка
земл..делие    дожд..мер     жизн..описание      груз..подъемник     о  е  о  о  е е  е о

картофел..копалка     каш..вар    книг..печатание    корабл..строение      лед..ход

машин..строение     нефт..провод     овц..водство    е    е   о   е   о   о   е    е

пар..ходство      растени..водство    ча..питие   басн..писец     власт..любие

кон..водство     песн..пение    чест..любие          о      е    е     о   о    е    о   о

вод..пой     язык..знание    стал..вар   гряз..лечение    хлеб..резка     газон..косилка

птиц..лов     пеш..ход     о    о    е   е    о    о    е

Работа с карточками.

 

Проверка, оценивание.

 

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Творческая работа

Завуч школы уже давно составляет расписание, и оно ей порядком надоело. И она решила сделать его весёлым. Используя сложные имена сущечствительные, вместо чтения  - написала буквосложение, вместо рисования - краскомазюкание.
Поможем ей и придумем  и запишем названия других учебных предметов предметов.
Математика - цифросложение,   русский язык - буквописание, литература - книгоперелистывание, физкултура - бегопрыгание, технологие - бегопрыгание, полкоприбивание, английский - иноизречение, биологие — живознание.
Дополнительный материал.
Лингвистическая задача: в слове водопад безударная гласная, проверочное слово вода, поэтому пишем букву А; в слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

 

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Рефлексия деятельности

 

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

Итоги урока - устная рефлексия «Закончи высказывание»(на слайде) (1 мин.)

Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?

- Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.

 

Поставьте себе  общую оценку за урок.

- Продолжите предложения «Я считаю, что…».

Сегодня я узнал…                            Я понял, что…                                  Было трудно…                 

Было интересно…                            Я научился…                                    Я смог…

 

 

 

1. Выучить правило.

2. а) упр. 137 (п), 138 (у);

б) составить диктант для соседа на изученное правило из 10 слов.

 

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Ход урока Этап Деятельность учителя

Ход урока Этап Деятельность учителя

Карточка Итоговая оценка

Карточка Итоговая оценка

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Сильный ученик. Составление алгоритма

Сильный ученик. Составление алгоритма

Слова какой части речи вам встретились?

Слова какой части речи вам встретились?

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017