Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Увальное Кировского района»
Планконспект урока по физике
в 8 классе
на тему «Удельная теплота парообразования и конденсации»
Разработала:
Учитель физики
Дементьева Людмила Яковлевна с.Увальное,
2016
Планконспект урока по физике
Тема урока. «Удельная теплота парообразования и конденсации»
Тип урока. Изучение нового материала.
Технология урока: групповая, информационно – коммуникативная (ИКТ).
Цель урока. Сформировать понятие «удельная теплота парообразования и
конденсации», познакомить учащихся формулой для вычисления количества
теплоты необходимого для парообразования и выделяющееся при конденсации,
с таблицей учебника и умение применять формулу при решении задач. Развитие
умений логически рассуждать, анализировать учебный материал, делать выводы.
Воспитывать познавательный интерес, культуру общения.
Задачи.
Образовательные: продолжить изучение процесса парообразования, ввести
понятие «удельной теплоты парообразования», формулу для расчета количества
необходимого для испарения жидкости, взятой при температуре
теплоты,
кипения. Закрепить полученные знания при решении задач.
Развивающие: формировать умение самостоятельно приобретать знания,
работать с текстом, проводить обобщения, строить логическую цепочку
рассуждений, применять формулы для решения задач; развитие мыслительной
деятельности учащихся, речи, с применением физических терминов.
Воспитательные:
воспитание
взаимопомощи,
внимательности,
познавательного интереса к предмету, аккуратности ведения записей.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: понимают и определяют понятия «парообразование»,
«Удельная
«удельная теплота плавления»,
«испарение»,
«кипение»,
теплоемкость»,
количество теплоты,
формулы для нахождения соответствующих физических величин, умеют применять на практике; называют
виды парообразования.
Регулятивные: самостоятельно ставят цель, учебные задачи
путем задавания вопросов о неизвестном; планируют собственную
деятельность, определяют средства для её осуществления
Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; умеют
выполнять практические задания – самостоятельное выполнение действий в
условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные: эффективно сотрудничают, ведут диалог в группе.
Личностные: осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,
своего отношения к содержанию темы.
Метапредметные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию, находить в тексте ответы на
поставленные вопросы. Показать связь физики с другими предметами.
Соотнесение теоретических и практических знаний
Основные термины и понятия: испарение, кипение, конденсация,
парообразование, удельная теплота парообразования, количество теплоты.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Удельная теплота
парообразования». Карточки с заданиями: №1 «Разгадай кроссворд», №2
«Составь логическую цепочку», №3 «Реши задачи» (по уровням), карточки –
образцы для проверки решения задач, листы рефлексии.
План урока
№п/п Название этапа
1
2
3
4
Организационный момент
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. Определение темы, целей
урока.
Создание проблемной ситуации. Повторение основных
формул.
время
(2 мин).
(4 мин).
(2 мин).
(5 мин). 5
6
7
8
9
Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
Работа с учебником
Применение полученных знаний
Закрепление
Итог урока. Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание.
(8 мин).
(15 мин).
(3 мин).
(3 мин).
(3 мин). № Название
этапа
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организаци
онный момент
Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим
подниматься по лестнице знаний в мире тепловых
Восприятие слов учителя. Включение в
деятельность. Проверяют принадлежности.
(2 мин).
явлений.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам ничто не повториться.
За мигом миг, за часом час, впадайте в изумленье,
Все будет и все не так через одно мгновенье.
В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока нам
Отвечают самостоятельно на поставленные
необходимо вспомнить основные понятия, изученные на
прошлых уроках. Разгадаем кроссворд. [3 с.125]
Мы разгадали кроссворд. По горизонтали в нем
вопросы (См. Приложение 1). Решают
кроссворд.
Отвечают на наводящие вопросы.
2 Актуализация
знаний.
(4 мин)
3 Постановка
учебной задачи.
Определение
выделено два слова. Определите тему урока. Запишите
ее в тетрадь.
Определяют тему урока и записывают в
тетрадь
теплота
«Удельная
целей
темы,
урока.
Оцените, как вы справились с выполнением первого
задания. На листе самооценки (См. Приложение 7), в
парообразования». Оценивают на листах
самооценки в виде знаков «!», «?», «»
прямоугольнике с цифрой 1 поставьте соответствующий
выполнение первого задания. (2 мин.)
знак: «!» – я все знаю, у меня все получилось, «?» – я
знаю, но не все; «» у меня не получилось, потому что я
Формулируют цели урока
Варианты ответов: узнать,
какая
не знаю
Итак, тема сегодняшнего урока «Удельная теплота
физическая величина называется удельной
теплотой парообразования, какой буквой
парообразования». Какие цели вы перед собой
поставите?
обозначается, в каких единицах измеряется;
по какой формуле ее можно найти.
Совершенно верно! Мы выясним, какая физическая
величина
теплотой
называется
удельной
4
Создание
проблемной
ситуации.
Повторение
основных
формул
(5 мин.)
парообразования, узнаем: какой буквой обозначается
удельная теплота парообразования, в каких единицах
измеряется, формулу для ее нахождения.
Мы с вами поднялись на первую ступеньку нашей
лестницы знаний.
Чтобы пойти дальше нам
понадобиться вспомнить изученные формулы по теме
«Тепловые явления». Следующее задание «Составьте
логическую цепочку». Работа в парах. Вставьте
пропущенную букву, затем соедините стрелкой с
формулой, по которой ее можно найти. Будьте
внимательны: есть неверные формулы. Выполнив
задание,
последовательно впишите в клетки
соответствующие буквы. Получите ключевое слово. Все
Работают в парах.
Составляют
формул,
логическую цепочку из
клетки
вписывают
в
соответствующие буквы и получают слово.
Сравнивают его с ключевым словом:
«Знаем!» или «Знаем». (Под «!» знаком
новая формула). Варианты ответа: «У
меня последняя клетка пустая».
«А у меня на последней клетке ли клетки у вас заполнены? Что у вас находиться на
последней клетке? ... Правильно! Это новая формула.
восклицательный знак, я считаю это новая
формула.
Мы с ней сегодня
Мы с ней познакомимся позже! Молодцы! Вы
справились с заданием, я вижу, что вы знаете изученные
познакомимся».
Оценивают, как справились с заданием,
формулы. Оцените, как вы справились с заданием. На
листах самооценки, в прямоугольнике №2 поставьте
поставляя на листах самооценки
соответствующий знак «!», «?», «»
соответствующий знак: «!» – я все знаю, у меня все
получилось; «?» – я знаю, но не все; «» у меня не
5 Построение
проекта выхода
получилось, потому что я не знаю
1. Как называется процесс обратный парообразованию?
2. При конденсации количество теплоты (энергия)
Отвечают на вопросы. Варианты ответы:
1.Процесс
обратный
процессу
из проблемной
ситуации.
выделяется или поглощается?
3. А при парообразовании?
парообразования называется конденсация,
переход из газообразного состояния в
Работа
учебником
с
4. Как найти количество теплоты, полученное при
парообразовании или отданное при конденсации?
жидкое состояние.
2. При конденсации происходит выделение
(8 мин.)
Где мы можем получить ответ на этот вопрос? Верно, в
учебнике. Для этого откройте страницу 60 в учебнике,
количества теплоты.
3. При парообразовании происходит
изучите § 20 [5 c. 6062]. Выполните задания. (См.
Приложение 3). Оцените, как вы справились с заданием.
поглощение энергии
4. Вопрос вызывает затруднения, т.к. еще
В прямоугольнике №3 поставьте соответствующий знак:
«!» – я все понял, со всем справился
не изучался.
Работа с учебником. Изучают §20, «?» – я понял, но не все.
«» я не справился, потому что не понял.
выполняют задания. Ответы фиксируют в
тетради, сверяются по образцу (см.
6 Применение
Следующая ступень нашей лестницы «Решение задач» [4
Приложение 3). Оценивают, как
справились с заданием.
Решают задачи в группах по карточкам
полученных
знаний
(15 мин)
c. 26,27]. Выясним, как вы примените полученные
знания практически [5 с. 7375] (См. Приложение 4).
(См. Приложение 4). Группы по уровням
или смешанные. Сверяют решения с
А теперь сверим ответы с образцом и проверим,
правильно ли вы оформили задачи (См. Приложение 5).
образцом, определяют затруднения
(См. Приложение 5).
Оцените выполнение этого задания.
«!» – я умею решать задачи, у меня все получилось.
Оценивают свою работу, проставляя на
листах самооценки в прямоугольнике №4
7 Закрепление
(3 мин)
«?» – я умею решать задачи, но у меня не все
получилось. «» у меня не получилось, потому что я не
умею решать задачи.
Мы оказались на вершине нашей лестницы. Давайте
вспомним, что мы сегодня узнали, выполним тест
(См. приложение 6). Поменяйтесь листочком с
соседом по парте, сверьте правильные ответы.
Оцените выполнение задания на листах самооценки
в прямоугольнике №5 поставьте один из знаков:
«!» – все понятно, у меня все получилось, нет ошибок!
«?» – понятно, но не все, одна ошибка.
соответствующий знак.
Выполняют тест. Индивидуальная работа.
Проводят взаимопроверку.
Верные ответы: 1.В 2. Б 3. В 4. Б 5.В.
Оценивают (каждый себя) ставя
соответствующий знак на листах
самооценки. «» мне многое не понятно, две ошибки.
«0» мне все непонятно, больше двух ошибок!
Наше сегодняшнее путешествие по лестнице знаний
8 Итог урока.
Рефлексия (3
мин)
закончилось. С чем мы сегодня познакомились?
Что нового узнали?
1. Мы познакомились с новой
физической величиной удельной теплотой
парообразования.
Ребята! Возьмите листы самооценки (См. Приложение
7). Оцените содержание урока. Над каждой ступенькой
2. Мы узнали, по какой формуле можно
найти количество теплоты при испарении и
проставьте «+», если вам понравилось, будет полезно.
«?», если было интересно, но есть вопросы к учителю.
конденсации.
используют в технике
И что энергию пара
«», если не понравилось, не будет полезным.
Оцените свою деятельность на уроке (подчеркните):
Заполняют лист самооценки (См.
Приложение 7). Оценивают содержание
9 Выставление
оценок
Домашнее
задание.
(3 мин)
понял все,
не понял ничего,
понял, но остались вопросы.
Вы активно поработали. Переведите, проставленные
вами, в течении урока, символы, в баллы: «!» – 2 балла,
«?» – 1 бал, «» – 0 балов, выставьте отметку 10 Б. –
«5»; 89 Б. – «4», 57 Б. – «3», 04 Б. – «2».
Запишите домашнее задание §20 –прочитать, выучить
записи в тетради. Ответить на вопросы, стр. 62. Упр.16.
1 уровень – 1 3 письменно в тетради. 2 уровень 3,4 или
3,5. 3 уровень – 4,5 или 5,6. Задание на стр. 63 по
урока, свою деятельность на уроке. Свое
отношение к уроку (понял все, не понял
ничего, понял, но остались вопросы).
Переводят символы в баллы и выставляют
оценки. Записывают домашнее задание в
дневник. желанию. Список использованной литературы.
1.
Волков В. А., Полянский С. Е., «Поурочные разработки по физике. 7
класс», 2005. – 367с.
2.
Волков В.А. Универсальные поурочные планы по физике 8 класс. – 3е
изд., перераб. и доп. М.: ВАКО, 2015. 368 с.
3.
Громов С.В. Физика: Учеб. Для 8 класса общеобразовательных
учреждений /С.В. Громов, Н.А. Родина. – 4е изд. – М.: Просвещение, 2002. 185
с.
Контрольные работы по физике. 78 классы. – Волгоград: Учитель, 2004. –
4.
55 с.
Сборник задач по физике: 79 классы/авт. Сост. Е.Г. Московкина, В.А.
5.
Волков. М.: ВАКО, 2011. 176 с.
Перышкин А.В. Физика, 8 класс: учебник/А.В. Перышкин. – 2е изд.,
6.
стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 237с.
Физика. 79 классы: рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина,
7.
Е.М. Гутник/ авт.сост. Г.Т. Телюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 82 с.
8. Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для
индивидуальной работы). 8 класс. 2е изд., стереотип. Волгоград: учитель,
2008г.124 с.
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Технологическая карта урока с презентацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.