Цель урока Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся, обобщения и систематизации знания о художественном стиле речи.
Задачи урока
Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем.
Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка; формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стилеконспект
Технологическая карта учебного занятия
«Северная столица»
Урок развития речи
6 класс
Учебник «Русский язык» (под ред. Е.Быстровой)
Тема урока
Количество
Русский язык
Северная столица
1 час
Класс
Цель урока
Задачи урока
Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся, обобщения и систематизации знания о
художественном стиле речи.
Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем.
Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка
формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек.
урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинениюописанию в
художественном стиле
Планируемые образовательные результаты
Тип урока:
Предметные
Метапредметные
Предметные результаты
1)систематизация и обобщение знаний, полученных
на предыдущих уроках развития речи; умение
применять знания о тексте;
2)совершенствование коммуникативных умений и
творческих способностей;
3) обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; обучение нормам языка и их
использованию в речи;
4)обучать навыкам культуры речи и речевого
5)обучать лингвистическому и содержательному
анализу текста:
учить соотносить выбор языковых средств,
использованных в тексте;
определить систему языковых средств,
использованных в тексте;
Решаемые учебные проблемы
1)развитие основных видов речевой деятельности:
говорения, письма, слушания и чтения;
2)развитие мышления и формирование процессов
мыслительной деятельности (анализа и синтеза,
абстракции и обобщения) средствами языка,
используемыми в речи;
3)эмоциональное развитие учащихся, основанное
на привлечении музыки, живописи, литературы и
т.д. 4)развивать творческие возможности
школьников. Включать учащихся в творческую
деятельность, результатом которой будут их
сочинения.
5)развивать умение использовать знания по
истории города на уроках русского языка.
Личностные
1)формировать нравственные
представления учащихся;
формирование целостного взгляда на
окружающий мир и место человека в
нём.
2)повышать познавательный интерес
учащихся, проявляемый в желании
активной и самостоятельной работы
на уроке и во внеурочное время;
3)воспитывать уважительное и
бережное отношение к своему
городу, к людям, живущим в нём, к
памятникам архитектуры;
Закрепление имеющихся знаний по теории литературы, развитию речи; развитие понятий:
текст, типы речи, стили речи; формирование орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся; диалог о Петербурге.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКАМикроцель этапа
урока
Организационный этап
Ход занятия
Деятельность учащихся
Учитель приветствует учащихся
Включение в
деятельность
II. Элемент неожиданности. Постановка цели и задач урока.
Учитель выставляет на стол макет корабля
определение
содержательных
рамок урока
Как мы свяжем с темой урока?
А какова цель такого урока?
. Словарная работа
Изобразить
Романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, басни
Художественность, Образность,
Эмоциональность
Средства выразительности речи
1+1+2+3+4=10+1
. Проблемный диалог.
Что такое художественный стиль речи
Обогащение
активного и
пассивного
. Выразительное чтение наизусть.
Люблю тебя, Петра творенье…
Мы будем описывать Петербург по фотоиллюстрации в
художественном стиле.
. Повторение теории литературы(художественновыразительные средства)
Выявление
места и причины
затруднения
Построение
проекта выхода из
затруднения
Начнем с повторения теории Индивидуальные задания на
компьютере получают (2 человека): определить художественно
выразительные средства в строчках о городе на Неве.
1. СанктПетербург гранитный город… (Эпитет.)
2. Звезды падают с неба
К миллиону миллион.
(Гипербола.)
3. Всюду бело и пусто,
Снегом все замело,
И так веселогрустно… (Оксюморон.)
4. Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой! (Метафора.)
5. Два факела, как две звезды,
Горят, чтоб освещались волны
2
Ученики стараются узнать тему и
цель урока.
Вставляют буквы, затем объясняют
правописание, показывая
результаты магнитными
карточками
Читает наизусть заранее
подготовленная ученица
Записывают ответыМоей сверкающей Невы (Сравнение.)
Два ученика готовятся представить свой проектрассказ «Моя
встреча с Петербургом»
. Определение художественновыразительных средств.
В это время каждая группа выполняет одно из этих заданий и
находит свои примеры из строк стихотворений.
Группы дают ответ и приводят свои примеры.
Ответы по карточкам
Систематизация
выразительных
средствах речи
Физкультминутка
Забота о
Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно)
Занятие проводят дежурные
учащиеся
учащихся.
IX. Проекты «Встреча с Петербургом»
Творческий
отчет по проекту
1 группа – художники
2 группа – математики
3 группа – историки
4 группа – архитекторы
Ситуация неожиданности
Выступление заранее
подготовленной ученицы.
В это время дети выполняют
задания по группам:
Рисуют, каким они представляют
город.
Город в цифрах.
С какими историческими
событиями связано имя города.
Из пазлов собирают фотографию
памятника Петру I
Учитель роняет цветные карандаши (роль цветовых
прилагательных в описании картины)
Дети поднимают и дают карандаш
каждой группе
Активизация
деятельности
Проблемный вопрос
Умение
рассуждать и
делать выводы
Какие цветовые прилагательные чаще других используются при
описании картин или фотоиллюстраций.
Дети должны назвать, что это
сложные прилагательные,
обозначающие оттенки цвета.
. Творческая работа
3Развитие
воображения,
творческого
мышления.
Умение слушать
Выполняется в группах и индивидуально
1. Первая, третья группы.
Игра "Соревнование с поэтом".
Введите в стихотворение свои худ.средства
Выполнение творческого задания.
Дети получают карточки со
стихотворением (с пропусками).
Здесь воздух будто бы искрится,
Асфальт от листьев золотой,
А солнцу хочется умыться
Студеной невскою водой.
Еще мгновенье и потонет
Октябрьский медленный закат....
С.Скаченков
2. Вторая, четвертая группы.
Игра "Я писатель!" Дети получают прозаический текст на
карточках (с пропусками).
Нева одарила Петербург особой мощью, широким дыханием,
пространственным размахом, гордой морской душой,
величественной красотой.
. Минутка релаксации.
Забота о
Звучит спокойная классическая музыка.
учащихся, отдых,
спокойствие
. Рабочий материал
Умение
систематизироват
ь материал,
оформлять
устную речь в
письменную
Вспомнив рассказы и ответы своих товарищей, используя свои
знания, подбираем рабочий материал:
Река
Город (здания)
Небо
Сфинкс
. Задание на дом.
Дети получают прозаический текст
на карточках (с пропусками).
Одна группа отвечает, а другие
дети принимают удобное
положение и отдыхают
Дети записывают эпитеты,
сравнения, метафоры, составляют
короткие предложения,
Проговаривают из в классе.
Написать сочинение в художественном стиле
«Город на Неве» или сочинениеописание в художественном
стиле иллюстрации или выполнить упражнение 52.
Дети сами выбирают задание
нацелить на
выполнение
творческого
домашнего
. Рефлексия
4Подведение
итогов урока,
оценка своей
деятельности на
генератор идей
Урок подошёл к концу!
Он знаний прибавил!
Ответы нашёл!
Мы стали умнее!
Мы стали дружнее!
У нас появилась мечта?
Какая?
Ученики высказывают свои мнения
по уроку.
Подошёл?
Прибавил!
Нашёл!
Да!
Да!
Да!
Спасибо за урок!
А если у когото поменялось настроение, подойдите к дереву
настроения и поменяйте свой листочек.
Используемая литература:
1.
2004.
Г.П. Лазаренко Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа,
2.
3.
4.
5.
6.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / автор
составитель С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2006
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
Горбачевич И.Н. Нормы современного русского языка. М., 1981.
Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М., 1948.
Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1995.
5