Технологическая карта урока "Стыд. Вина. Извинения" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока Формы организации урока Урок открытия нового знания Формы организации: групповая, парная, фронтальная Цель урока Задачи урока Создание условий для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие нравственных ценностей учащихся. 1. Формировать представления о понятиях «стыд», «вина», «извинения» 2. Организовать обсуждение вариантов извинения 3. Развитие эмпатии.Технологическая карта урока "Стыд. Вина. Извинения" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ (модуль светская этика)   класс 4  Тема урока Стыд. Вина. Извинения Тип урока Урок открытия нового знания Цель урока Формы организации: групповая, парная, фронтальная Создание условий для формирования этических норм поведения в  обществе и общения друг с другом, развитие нравственных ценностей  учащихся. 1. Формировать представления о понятиях   «стыд», «вина», «извинения» 2. Организовать обсуждение вариантов извинения 3. Развитие эмпатии. Предполагаемый результат Знать Знают что такое стыд, вина, извинения УУД Личностные  (ориентация на моральные  нормы и их выполнение) Регулятивные (умение определять тему  урока,  задачи, проводить рефлексию,  умений контроля и оценки) Коммуникативные (работать в малой группе, строить устное высказывание) Познавательные (моделировать) Работа с текстом (понимать текст) Умеют определять ситуацию, в которой необходимо извиниться Выбирают адекватный ситуации способ извинения  Объясняют пословицы по теме, работают с текстами по теме Педагогические технологии Технология деятельностного подхода (организация  целеполагания,  рефлексии, оценки результатов) Технология формирования действий контроля и  оценки Источники  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/22/konspekt­uroka­po­kursu­orkse­styd­vina­izvinenie­4­klass http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654770/ Цель этапа Деятельность учителя ХОД УРОКА Создает ситуацию для целеполагания,  задает вопросы, фиксирует тему урока и  задачи  Предлагаю вам познакомиться с  г а л о п е л е Ц е и н а ь т а д з о с ( Деятельность ученика Учащиеся предполагают, что на  коллаже собраны изображения  «плохих» эмоций, грустных,  уточняют, что люди на них  Формирование и  развитие  УУД  (регулятивных) Умение определять  1о   я и н е л в а т с д е р п   ь т а в о р и м р о ф с (     и м я и т я н о п   с   а т о б а Р ) и з я в с о м и а з в   х и     ,   х я и т я н о п х ы н н е в т с в а р н Организует работу с текстом  Для того, чтобы разобраться,  как наука  этика объясняет понятия по теме нашего  урока, я предлагаю вам ознакомиться с  текстами. Каждая группа  изучает текст по одному  понятию, потом  рассказывает всем  ребятам (см. Приложение 1) Учащиеся изучают текст в группе,  готовятся рассказать классу  о  таких понятиях, как стыд, вина  раскаяние, извинение, прощение  Предлагает   расположить понятия  в  правильном порядке Давайте еще раз назовем те, понятия,  с  которыми мы  работали по теме нашего  урока  Расположите их   по порядку, как это  происходит с человеком в жизни Называют понятия, с которыми  работа ли – стыд, прощение,  раскаяние, извинение, вина Располагают слова по порядку Предлагает собрать пословицы и  объяснит   их значение Тема нашего урока очень важная, народ  всегда был к ней неравнодушен и у него  есть пословицы. Давайте их соберем и  объясним. Работаем в группах.   (См. Приложение 2) Собирают пословицы и  объясняют их смысл Формирование и  развитие УУД  (коммуникативных,  умений работать с  текстом) Умение  взаимодействовать  в малой группе Умение строить  устное  высказывание Умение понимать  текст Развитие  УУД  (познавательных) Умение  моделировать,  работать с  понятиями Развитие УУД (познавательных,  коммуникативных  умений работать с  текстом) Умение строить  устное  высказывание,  взаимодействовать  в малой группе,  понимать текст ,   х я и т я н о п х ы н н е в т с в а р н   о   я и н е л в а т с д е р п   ь т я р и ш с а р (   е и н е щ б о б О с   х и     я и н е с е н т о о с   я л д   я и в о л с у   ) й е т е д м о т ы п о м ы н н е н з и ж     ь т а д з о с   , е к о р у   а н   х ы м е а ч у з и Игра «Сундучок» Предлагает  обсудить тему урока, играя в игру Ученик, или по желанию пара учеников,   выходят, вытягивают  из сундучка вопрос  и  отвечают на него (см. Приложение 3) Принимают участие в игре,   актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим  жизненным опытом Развитие УУД  (личностные) Ориентация на  моральные нормы и  их выполнение 2с е ч и т к а р П ь т а д з о с ( а т о б а р   я а к   я и в о л с у а к р е в о р П г о н н е ч у з и а л а и р е т а м я и с о к е л ф е Р Предлагаю вам вспомнить, какие слова  употребляют, если нужно извиниться Предлагает учащимся выполнить тест,  чтобы понять, как они  поняли тему  урока, организует проверку (См. Приложение 5) Предлагает вернуться к теме урока и  поставить слова темы в нужном порядке,  добавить еще слово, которого не хватает  Называют слова (извините,  простите, извините, пожалуйста, я  так   больше не буду, такое больше не повторится и т.д. Выполняют тест, проверяют по  образцу, оценивают результаты  своей работы, предлагают  критерии для оценивания Переставляют слова по порядку,  добавляют слово – извинение,  раскаяние Развитие УУД  (личностных) Ориентация на  моральные нормы и  Развитие УУД (регулятивных) Умение   проверять  результаты по  Развитие УУД (регулятивных) Умение проводить  рефлексию Приложение 1.  Тексты для работы в группе Стыд присущ только людям. Это способность сопоставлять свои поступки и мысли  в соответствии с нормами общепринятой морали и собственной совести. Это чувство  смущения от осознания совершенного проступка или попадания в унизительную ситуацию.  В словаре можно найти такое определение: «Стыд – чувство, возникающее у человека при  совершении им поступков, которые противоречат нормам морали, или унижающих  достоинство личности». Синонимами слова «стыд» являются такие слова, как бесчестье, застенчивость,  замешательство, неловкость, позор. Чувство стыдливости можно испытывать из­за  совершенных поступков, из­за сказанных слов, из­за нетипичной внешности. Так же стыд  может вызвать поведение других людей, чаще всего близких.  ВИНА – противоположность стыда. стыд – ответственность за проступок перед  другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека.  Если эти чувства не развиты, человек бессовестный.  Ребята, чувства вины – очень тяжёлое  переживание, иногда не даёт спокойно жить человеку. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием, т.е. с сожалением о происшедшим Чтобы избавиться от чувства вины, нужно извиниться. Это сделать непросто.  Извинение – основание для оправдания. Кто просит извинение,  это не признак слабости,  унижения, а наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и  восстановить добрые отношения Раскаяние ­  это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с  желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Прощение – это  отпущение вины, освобождение от кары, обязанности, примирение  сердцем (в. Даль). Прощение – общеславянское простить буквально ­ «освободить». Приложение 2. «Собери пословицы»   Жили, жили,    За совесть да за честь   Не смерть страшна   Без совести и  хоть голову снесть  и при большом уме не проживешь.  а стыда не нажили.  стыд страшен 1. Приложение 3. Игра «Сундучок» 2. Доводилось ли вам просить прощения?  3. Почему люди просят прощения друг у друга?  4. Просить прощения – это хорошо или плохо?  5. Просить прощения – стыдно?  6. Что чувствует человек, которого простили?  37. Что значит выражение “заслужить прощение”?  8. Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?  9. Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?  10. Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?  11. Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он  поступал хорошо?  12. Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?  13. Как нужно просить прощения?  14. Легко ли просить прощения?  15. Зачем человеку нужно, чтобы его простили?  16. Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других  детей?  17. Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?  18. Почему нам бывает стыдно?  19. Стыдиться – хорошо или плохо?  20. Ты стыдишься, если не умеешь чего­то сделать?  21. Что значит искупить свою вину?  22. Как можно искупить свою вину?  Приложение 4. «Как правильно извиниться» Ты в автобусе нечаянно наступил на ногу пассажира  На уроке Света   разговаривала с Таней, из  за чего   та получила замечание  от учителя. Чтобы не ходить на контрольную работу, Саша притворился больным. Мама  испугалась и вызвала врача.  Вскоре   все стало известно и мама поняла, что  сын ее обманул Мама, извини. Я поступил очень плохо, я не подумал, как ты   расстроишься, я больше так не буду делать Извините! Извини, я   не подумала о результатах. Приложение 5. Отметь правильные на твой взгляд ответы. Что значит прощать других людей?  Это значит не держать обиды на другого человека, понять его Это значит помогать друзьям по учёбе Это значит уметь правильно наказывать людей за их проступки Верны все варианты Что может вызвать у человека чувство стыда? Ссора Верны все варианты Обман Невыполненное обещание Чтобы избавиться от чувства вины, надо: Почитать интересную книгу Забыть о плохом поступке Найти нового друга Извиниться перед тем, кого обидел Если человек прощает других, то: Этот человек просто глупый Он заслуживает наказания Его тоже будут прощать Этот человек слабый и беспомощный 4Какие из приведённых ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства  стыда? Хорошо подготовиться к уроку Помочь отстающему ученику Обмануть родителей Обидеть младшего Затеять ссору Простить обидчика 5