Технологическая карта урока "Зачем творить добро?" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?» Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры». Класс - 4 Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?» Задачи: - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода; -метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; -предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; Тип урока - урок «открытия» нового знания.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока­проекта по предмету  ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?» Предмет ­ «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль   «Основы православной культуры». Класс ­ 4 Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21                                  Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд­во  Просвещение, 2010 г   Цель   урока:  создание   условий   формирования   нравственных   ценностей, сформировать   представление   учащихся   о   добре   и   зле   как   этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»  Задачи: ­ личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои  поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность  терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе  ситуационного метода; ­метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и  задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих.  ­овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  ­овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;  ­предметные:  –  знание,   понимание   и   принятие   личностью   моральных 1ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества; Тип урока ­ урок  «открытия» нового знания. Формы работы учащихся ­ беседа, словарная работа, анализ  легенды,   работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах,  составление буклетов,  участие в учебном диалоге. Необходимое техническое оборудование ­ компьютер, проектор.     Перечень  используемых на уроке ЭОР: 1. Презентация к уроку. 2. Музыкальный файл (песня «Дорогою добра»).                                                                                                                               ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА Этапы  урока Действия учителя Действия  учащихся Планируем ые Вре мя Результаты  (личностные ,  метапредме тные,  предметные ) Самоопредел ение 2  мин  2 1.Орган изаци­ онный  момент Приветствие  учителем  обучающихся.  Настрой на  необычность урока: Обучающиеся  рассаживаются на  свои места по  заранее созданным творческим1. Гости на уроке. группам. 2. Урок ­ проект ­  работа в группах. 3. Повторение правил  работы в группе   ( работать нужно  дружно, быстро,  сообща). 2.   Мотива ция  учебной деятель ности.  Учитель подводит  учащихся к  осознанию целей и  задач урока,  корректирует  учащихся. Инсценируют  сказку 3 учеников, остальные  смотрят. 5  мин Умение  сотрудничать с учителем,  умение  слушать и  слышать… Сказка Л.Н.Толстого  «Белка и волк»:   Белка прыгала с  ветки на ветку и  упала прямо на  сонного волка. Волк  вскочил и хотел ее  съесть. Белка стала  просить: ­Пусти меня. Волк сказал: ­ Хорошо, я пущу  тебя, только ты  скажи мне, отчего  вы, белки, так  веселы. Мне всегда  скучно, а на вас  смотришь, вы там  наверху все играете и 3прыгаете. Белка сказала: ­Пусти меня  прежде на дерево, я  оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и  оттуда сказала: ­ Тебе оттого  скучно, что ты зол.  Тебе злость сердце  жжет. А мы веселы оттого, что мы  добры и зла никому  не делаем.  О чем эта сказка?  ­Верно, ребята! Тема  нашего разговора ­  ДОБРО и ДОБРЫЕ  ДЕЛА.  ­Сегодня нам  предстоит с вами  ответить на вопрос:  Зачем творить добро? 3.Форм ирова­ ние  темы и  целей  урока. Учащиеся  высказывают свои  мнения. (­О добре и зле.) ­Как вы думаете, для  того, чтобы ответить  Высказывают свои  3  мин Умение  сотрудничать с учителем и  сверстникам и. Умение  планировать  собственную  деятельность , ставить  задачи и  искать  средства её  4на этот вопрос, что  мы должны  вспомнить? мнения: (Что такое добро? Что такое зло?  осуществлен ия. Что такое  совесть? Что такое  милосердие? Что такое  добродетель?) Записывают тему  урока в тетрадь. Мама, дом,  здоровье, красота,  мир, Бог … 5  мин. Установка  аналогий,  отнесения к  известным  понятиям. ­Что для вас добро?  ­ Кто из вас желает  прочесть  стихотворение о  добре, добрых делах? По одному  ученику от группы декламируют  стихотворения,  остальные  слушают. ­Чему учат нас все  эти стихотворения?   5 4.Актуа лиза­ ция  знаний  и  пробног о  учебног о  действи я­Вспомните хорошо  известное всем людям золотое правило  этики (морали)?  Формировани е навыков  смыслового  чтения. Ответы детей. Вспоминают  правило  нравственности: « Как хотите,  чтобы с вами  поступали, так  поступайте и вы с ними.»  (То есть: «Не  делай людям того,  чего не хотел бы  себе»). 5.  Открыт ие нового  знания. Словарная работа. ­ Кто такие эгоисты? Ответы детей. Себялюбивые люди,  заботятся об одном  лишь себе, а до  других ему нужды  нет. ­Определение  понятия «эгоизм»: ЭГОИЗМ­  себялюбие,  предпочтение своих,  личных интересов  интересам других,  пренебрежение к  Запись  определения в  словарь. ЭГОИЗМ­  Себялюбие,  предпочтение  своих, личных  интересов  10  мин Умение  осуществлят ь  информацион ный поиск,  сбор  информации. 6интересам общества и окружающих.  интересам других.    Благодарность. ­Что противостоит  эгоизму? ­ Благодарность ­   какое удивительное  слово. Из каких слов  оно состоит?                                                Благодарность Ответы детей: ­Благо, дарить. Запись схемы в  тетрадь.  Благо                    дар  дарить Благо – это то, без  чего человек не  может жить в  радости.    Древняя легенда  7рассказывает, как  апостол Пётр пришёл  в Рим. Его рассказы о  Христе восхитили  многие сердца. А  кого­то, напротив  возмутили. Работа с текстом. (Давайте послушаем эту легенду.)   Вопросы на  восприятие. ­Понравилась  легенда? ­Кого обвинили в  поджоге города? ­Как с ними  поступили?  ­Почему Пётр решил  покинуть Рим?  ­Что это за странник  повстречавшийся  Двое учеников  рассказывают  легенду. ­Христиан. ­Арестовывали,  казнили. ­Он был  христианином. ­Христос.   ­Куда ты идёшь,  Господи? 8Петру?  ­Что спросил  поражённый Пётр у  Христа?  ­Что ответил  Христос? ­Я иду в Рим,  чтобы там умереть ещё раз. ­Однажды он уже  отрекся от своего  учителя. Теперь он бросал ещё и  своих учеников. ­Почему Пётр  содрогнулся от слов  Христа?  ­Вернулся в город.   ­ Как поступил Пётр в минуту тяжких  преследований?  ­Для чего, с какой  целью Пётр решил  вернуться в опасный  для жизни город?  ­Чтобы в минуту  тяжких  преследований  уберечь своих  учеников  от  трусости и  предательства,  поддержать их  словом и  примером…» 9­Можно сказать, что  Пётр подражал  Христу и благодарен  ему за его подвиг? ­Как вы считаете, кто  в этой легенде творил добро?  ­Возможно, даже  рискуя своей жизнью. ­Что говорил  Христос?      ­Да Пётр был  благодарен  Христу. ­Христос и Пётр. ­ Христос говорил, что Он «не для  того пришёл,  чтобы Ему  служили, но чтобы послужить». И  пояснил, что если  кто хочет быть  ему благодарным  за его жертву, то  пусть он сам будет добр к людям. ­Ученики Христа  10Ответы детей. Запись схемы подражая его жертве  стремились меньше  думать о себе,  отвергая порой даже явные опасности.  ­Такое состояние  человека называют  самоотверженность. ­Как вы понимаете  это слово? Словарная работа.                                      Самоотверженность. Сам              отверженность человек        жертвование Жертвование  своими интересами  ради других, ради  общего блага. 11Обратите внимание!  В православии слова  «святой» и «хороший, любящий,  самоотверженный» не считаются  синонимами. Ответы детей. Запись в словарь. ­Какого человека  можно назвать  святым?  Святой – такой  добрый человек, в  сердце которого  родился духовный  опыт.  Ответы детей: ­Добрым, а не  эгоистом. ­Какой вывод можем  сделать? ­ Каким человеком  нужно стремиться  быть? Выполняют  упражнения,  предложенные  учителем, под  музыку. Слушают учителя. ФИЗМИНУТКА. «Волшебный цветок  добра».  12Ответы детей. Рубрика: «Это  интересно». ­ Я расскажу вам о  том, что на памятнике Федору Петровичу  Гаазу  (1780 – 1853),  «святому доктору»  Москвы,  посвятившему свою  жизнь служению  добру выбито  изречение:  «Спешите делать  добро».  Ф.П. Гааз был одним  из первых врачей,  привлекших женщин к уходу за больными.  Начинание увенчалось успехом. Первая в  России гражданская  больница была  открыта в 1650 году  стараниями боярина  Федора Рилищева.  ­ Как вы понимаете  13это изречение? 6. Первич ное  закрепл ение с  прогова рива­ нием  вслух. ­Так что же такое  добро для  христианина? ­ ДОБРО­ все то, что помогает  христианину,  человеку и  обществу  жить, развиваться ,  процветать.    Ответы детей. (проговариваем  вслух) ДОБРО­ все то,  что помогает  христианину,  человеку и   обществу жить,  развиваться ,  процветать. ­ Понятие  многогранно:    добро­ хорошие  поступки, добрые  дела;    добро­ качества  человека.   ­Один мудрец  говорил, что  существует 3 типа  добра: полезное,  приятное, истинное ­  настоящее. (полезное­  посадил дерево;  приятное­ сделал подарок;  14­ Объясните, что  лично вы относите  к  полезному,  приятному и  истинному добру.  истинное­ помог  человеку в беде) Человек рожден  для добра, а не  для зла. ­Для чего рождён  человек? ­Приведите примеры,  когда зло выступает  под видом добра. Ответы детей по  совместным  работам после  изучения тем о  ДОБРЕ и ЗЛЕ,  которые  находятся на  доске в виде  стенгазет с  названиями групп.  ­Какие же добрые  дела вы уже  совершили в своей  жизни? 157.  Самост оятель­ ная  творчес кая работа.  Творческая  работа  в группах.  Составление  буклета. Защита. 8  мин   ­ Предлагаю  вам  составить по теме  нашего разговора  буклет с призывом ко  всем людям: Спешите делать добрые дела!    16Ответы   детей, самооценка   своей деятельности.  5 мин Умение   контролиров ать и  оценивать  свои  действия. 8.  Рефлек сия.  Анализ  и  оценка  итогов  урока.  ­  Ребята,   что   вы узнали нового? ­Какие цели и задачи  мы ставили на уроке?  Всех ли целей  достигли? ­ Какими качествами  должен обладать  человек?  ­Каким должно быть  его сердце? ­ Оцените свою  работу на уроке.   179.Дифф еренцир ованное домашн ее  задание. Прочитать текст  параграфа и ответить  на вопросы на стр 68­  69; Учитель предлагает  выбрать домашнее  задание из  предложенных на  выбор: ­1)расскажи близким  о пройденной теме и  придумай, что бы ты  мог сделать для своих близких; ­2)подбери пословицы о доброте; ­3)подбери притчу о  2 мин 18доброте. Заключительное  слово учителя.     Категории  «добро  » и «зло»­  вечные.  Мне хочется  закончить урок  стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, Как свет весенний,  как тепло  костра: Пусть для тебя  источником добра. Не станет то, что  для другого зло. По жизни ты иди  всегда  только дорогой  Добра. (звучит песня  «Дорогою добра») 1920