Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
25.12.2018
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)
Данный конспект занятия является очень актуальным в настоящее время, так как в нем широко раскрыты все тонкости прямого и переносного значения слов русского языка, что способствует активной познавательной деятельности обучающихся. Материал интересный, простой и занимательный. Обучающиеся нашего курса внеурочной деятельности очень хорошо восприняли данную тему.
Прямое и переносное значение слов.docx
Технологическая карта  внеурочного занятия по русскому языку  для обучающихся 4 класса на тему «Прямое и переносное значение слов» Цель: Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное  значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении. Задачи:организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно­ выразительных возможностей слова: содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением  (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную  функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся; создать благоприятные условия для  воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка. Тип урока: урок объяснения нового материала. Планируемые образовательные результаты: Предметные: (объем освоение и уровень владения компетенциями): знает  понятие «прямое и переносное значение  слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным  значением в художественных произведениях; уметнаходить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре;  определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять  ошибки в употреблении слов с переносным значением. Метапредметные:овладаетспособами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеет вести  самостоятельный поиск информации; способен  к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в  результате чтения или аудирования. Личностные: понимает определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. Этапы урока 1.Актуал изация и  пробное  учебное  действие. Обучающие развивающ и ие . компоненты , задания и упражнения Организует проведение. Осущест вляемая деятельн ость учащихс я. Формы организ ации взаимод ействия. Формируемые умения (универсальные учебные действия) Воспроизвед ение ранее  изученного,  установлени е  преемственн ых связей  прежних и  новых  знаний и  применения  их в новых  ситуациях.  Терминолог ический  диктант,  Терминологический диктант. ­ По толкованию определите слово и  запишите  его в начальной форме.  (Ключ на слайде) Наука, изучающая словарный состав  языка, называется…. (лексикология) Словарный состав языка называется…  (лексика) То, что обозначает слово, называется…  (лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое  значение, называется… (однозначное) Слово, имеющее два и более значений,  называется… (многозначное). Словарь, по которому определяется  лексическое значение слова,  Фронтал ьная. Выполня ют  задание,  оцениваю т работу  товарище й. Познавательные: осуществляют для решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивные:  принимают и  сохраняют  учебную задачу.  Коммуникативн Проме жуточ ный контро ль. Письмен ные  работы взаимо­ проверка.  называется… (толковый словарь). Работа с  текстом,  ответы на  вопросы. 2.Выявле ние  места и  причины  затрудне ния  Индивид уальная, группов ая. Обдумыв ают  ответы  на  вопросы  и   осознают , что  знаний не достаточ но для  полных  ответов.  Создает проблемную ситуацию, в  которой учащиеся обнаруживают  недостаток своих знаний и желание  активно преодолевать возникающие  противоречия в процессе учебной  деятельности (самостоятельно или  при незначительной помощи учителя). ­ Послушайте стихотворение (текст на  слайде): Мне не хватает теплоты, ­ Она сказала дочке. Дочь удивилась: ­ Мерзнешь ты И в летние денечки? ­ Ты не поймешь, еще мала,­ Вздохнула мать устало. А дочь кричит: ­ Я поняла! –  И тащит одеяло. ­ Почему дочь не поняла свою маму? ­О какой теплоте говорила мать своей  дочери? (О сердечном добром  отношении; отрадном чувстве). Устные  ответы. Вопросы для  уточнен ия  информ ации. ые: формулируют собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения.  Личностные:  осознают свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность  к  самооценке своих  действий,   поступков.  Познавательны е: Устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  вывод. Регулятивные:ос ознают  недостаточность  своих  знаний. ­Какое еще значение имеет слово  «теплота»? (Нагретое состояние чего­ нибудь:«В дом дали тепло» ­ прямое  значение слова.) ­Скажите, а это важно – понимать  другого человека? (Да). Физкультм инутка. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. 3.Целепо лагание и построен ие  проекта  выхода  из  затрудне ния. Составление связанных  рассказов об изученных  нормах.  Знакомство  с  теоретическ им  материалом  по теме. Формулирует цель учебной  деятельности вместе с учащимися,  принимающими ее на себя. ­ И в этом нам поможет знание  способности слова иметь наряду с  прямым и переносное значение. Это  удивительное явление, ведь слово – это  одно из самых необыкновенных чудес,  какие мы можем наблюдать в мире, как  говорил К.Ушинский. Чтение теоритического материала  учебника или доклада подготовленного  ученика. Коммуникативн ые: задают  вопросы с целью  получения  необходимой  информации. Личностные:  осознают  необходимость  заботы о здоровье Познавательные: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя,  высказываний  одноклассников,  систематизируют  собственные  знания. Регулятивные:  фронтал ьная Группов ая  Выполня ют  элемента рные  физическ ие  упражнен ия Восприни мают  теоритич ескую  информа цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины,  формули руют  Вопросы для  уточнен ия  информ ации 4.Творче ская  практиче ская  деятельн ость по  реализац ии  построен ного  проекта. Раскрытие  сущности  новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и  умственной  деятельност и учащихся.  Письменная  работа по  группам. ­ Как происходит перенос значения с  одного предмета на другой? (На основе  сходства по определенному признаку) Задания по группам: ­ Укажите, в каких примерах выделены  слова имеют переносное значение, а в  каких – прямое. Ледяная глыба – ледяной взгляд  (перен.) Море пшеницы (перен.) – голубое море. Копирует чертеж – копируем походку (перен.). (В первом примере перенос значения  произошел на основе ощущений; во  втором – размера, величины; в  третьем – подобного действия.) ­ Теперь предлагаю вам самим заняться  поиском. Для работы даны слова:  звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача  – составить с данным словом  словосочетание так, чтобы оно  употреблялось и в прямом и в  Устные  ответы.  Выполне ние  письмен ной  работы. Фронтал ьная,  индивид уальная цель  урока в  диалоге с учителем Выделяю т главное, устанавл ивают  причинно ­ следствен ные связи между  отдельны ми  языковым и  явлениям и планируют  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану Познавательные: читают и  слушают,  извлекая нужную  информацию, а  также  самостоятельно  находят её в  материалах  учебников,  рабочих тетрадей. Регулятивные:ко нтролируют  учебные действия, замечают  допущенные  ошибки; осознают правило контроля и успешно  используют его в  решении учебной  задачи. переносном значении. Если мы затрудняемся, нам поможет  толковый словарь, где указаны все  значения слов. Организует и сопровождает  деятельность учащихся,  контролирует правильность  выполнения заданий.  Индивид уальная, группов ая. 5.Первич ное  закрепле ние с  коммент ирование м. Обобщение  и  систематиза ция знаний и формирован ие  рациональны х способов  применения  их на  практике.  Обучающая  игра. Анализ работ  ­ А теперь поиграем. На столе перед  вами карточки со словосочетаниями,  записанными в две колонки: слова с  прямым значением и слова с  переносным значением. Наша задача –  проверить классификацию, правильно  ли заполнена таблица. Может быть,  какие – то слова включены неверно.  Работаем в командах: 1­я половина класса – «Знайки»  (выписывают словосочетания со  словами с прямым значением); 2­я половина класса – «Почемучки»  (выписывают словосочетания со  Принима ют  участие в обучающ ей игре,  формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  Коммуникативн ые:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах с учётом  конкретных  учебно­ познавательных  задач, умеют  задавать вопросы  для уточнения  последовательнос ти работы. Личностные:осва ивают новые виды деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном   процессе.  Познавательные: осуществляют для решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  Листы  обратно й связи. обучающихс я.  свою  точку  зрения. словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть  таблицы. По одному представителю от команды  работают у доски, все остальные  самостоятельно. Кто первый справится  с заданием? Материал для работы: Т..желый ч..модан; твердый грунт;  свежий хле(б,п); пл..сти венок;  осл..пительная красота. С..ребро волос; з..лотая пшеница;  мягкая похо(д,т)ка; ст..клянный  графин; х..лодный ветер; ж..лезный  характер. 6.Самост оятельна я работа  с  самопров еркой по  эталону. Обобщение  и  систематиза ция знаний и формирован ие способов  применения  их на  практике.  Выполнение  обучающих  на основе  ­ Запишите предложения, объясняя  орфограммы и постановку знаков  препинания. Определите, в каких  предложениях слово колючий  употреблено в прямом значении, а каком – в переносном. 1. Отец погладил колючую головку  сына. 2. На склоне оврага рос колючий  кустарник. 3. Закружилась метель, косой  колючий снег бил в лицо. Выполня ют  упражнен ия,  формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы Индивид уальная, группов ая. устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  вывод. Регулятивные:  адекватно  оценивают свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности, ищут  их причины и  пути преодоления Личностные:  оценивают  содержание с  нравственной  этической  позиции. Познавательные: самостоятельно  выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  Письмен ная  работа текстов  учебника  или книг для внеклассног о чтения вают  свою  точку  зрения ­ Прочитайте внимательно последнее  предложение. Что это – «закружилась  метель»? «Закружилась» ­ о ком можно  так сказать? (О девочке, которая  закружилась в танце). Что же – метель как живая? Использование слов в переносном  значении в литературе – особый  художественный прием, называемый  олицетворением.  Он заключается в наделении неживых  предметов признаками и свойствами  одушевленных, например, плачет  дождь, солнышко смеется, шепчет  камыш. ­ Поработаем с материалом упр.348. Организует и сопровождает  деятельность учащихся по освоению  лингвистического термина,  контролирует правильность  выполнения заданий. поиск  необходимой  информации (из  материалов  учебника учителя, по  воспроизведению  в памяти). Регулятивные:  самостоятельно  планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуникативн ые: формулируют собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения. 7.Включе ние в  систему  знаний и  повторен ие. Объяснитель ный диктант. Самопровер ка и  обсуждение  работ  учащихся.  Обобщение  полученных  на уроке  сведений,  оценивание. Фронтал ьная  работа. ­Объясните орфограммы,  подчеркните основы предложений  и укажите, в каком значении  употреблены глаголы (в прямом  или переносном). Найдите  олицетворения в тексте. Дождь уснул. От солнца же  поднялась суета ветра,  взъерошились деревья,  забормотали травы и кусточки.  И даже сам дождь снова встал  на ноги, разбуженный  щекочущей теплотой, и собирал  свое тело в облаках.(Ключ на  слайде). Создает условия для  устранения перегрузки учащихся  и овладения новым учебным  материалом непосредственно на уроке. Выполня ют  задание,  оцениваю т свои  работы с  помощью  ключа. В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  вывод Письмен ные  работы. Личностные:  понимают, в чем  значение знаний  для человека. Познавательные: приобретают  умения  использовать  полученные  знания и умения в практической  деятельности и  повседневной  жизни. Регулятивные:  оценивают свою  работу;  исправляют и  объясняют  ошибки. Коммуникативн ые: формулируют собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения.

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018