Технологическая карта урока по русскому языку «Однородные члены предложения» (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок проводится в 4 классе по УМК "Планета знаний". Тип урока: урок «открытия» нового знания.. На уроке использовалось мультимедийное оборудование для демонстрации материала. Также представлены дидактические материалы, которые помогают учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются активные методы и приемы для формирования УУД.Технологическая карта урока русский язык 4 класс "Однородные члены предложения"
Иконка файла материала 4 класс русский язык Технологическая карта урока.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа № 9 Костромская область город Буй Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 А классе по теме: «Однородные подлежащие и сказуемые» УМК «Планета знаний» Подготовила  учитель начальных классов Петрова И.А.Технологическая карта урока Учитель:  Петрова И.А. Предмет: Русский язык     Класс: 4 А Тема:  «Однородные подлежащие и сказуемые». Тип урока: Открытие нового знания. Тема Цели Основное содержание темы,  термины и понятия Развитие УУД на уроке Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах. Знать,   какие   знаки   препинания   ставятся   между   однородными   членами   предложения, Однородные подлежащие и сказуемые. Познакомить   с   понятием   «однородные   подлежащие»,   «однородные   сказуемые».   Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами. Обогащать словарный запас учащихся. Однородные   подлежащие,   однородные   сказуемые,   запятая   при   однородных   членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные. Предметные:    когда есть союз «и» и когда его нет. УУД: Личностные:  Регулятивные:      Коммуникативные:   уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать алгоритм  действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, вгруппе и следовать им. Познавательные:  уметь   отличать   от   других   предложений   предложение   с   однородными   членами уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми;  учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений,  воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы,  предложения;      возникающей в практической  жизни ребенка. литературное чтение Русский язык. 4 класс: Учебник «Русский язык» 4 класс  Желтовская Л.Я. (1 часть),   Толковый словарь  Презентация по теме урока. 1) 2)       Материалы для выполнения самостоятельной   работы ( в паре и группе), тест, карта личного контроля  Межпредметные связи: Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Организация пространства фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.Этапы  урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД Личностные УУД:  самоопределение. Регулятивные  УУД:   целеполагание. Коммуникативные  УУД:  планирование учебного  сотрудничества. урока 1.Самоопределени е   к   деятельности (орг. момент) Цель: Создать условия  для возникновения у ученика  внутренней  потребности  включения в  учебный процесс Метод организации начала   «Подари «здравствуйте». Цель: активизация внимания  учащихся,  воспитание  коммуникативных  качеств,  доброжелательнос ти 2.Актуализация  знаний и фиксация затруднений в  деятельности. Цели:  ­ актуализировать к требования ученику со стороны   учебной деятельности;     Эмоциональный настрой на урок.  Слайд 1  Садитесь  на свои места удобно, успокойтесь,  прислушайтесь к  своему дыханию. Мы начинаем урок.  Слайд 2  Скажем «здравствуйте» глазами, Скажем «здравствуйте» руками, Скажем «здравствуйте» мы ртом, Будет добрым всё кругом! . Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил,  и знания новые открыл,  научился применять,  задания теперь легко мне выполнять»  Слайд 3 – записать число, классная работа Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!» Как вы понимаете это высказывание? ­Всю жизнь человек учится,  добывает знания, пополняет  свой багаж знаний. Слайд 4  ­ Возьмите жёлтые листы. На них  записаны  слова с  орфограммами.  Ваша задача  вставить  пропущенную  букву и прочитать, получившееся слово.  Работать  будете в парах.  Получилось слово: ПРЕДЛОЖЕНИЕ А..етит, .оссия, д.льфин,  в.руг, тро..ебус, в.скресенье,  молодё.ь, др.ссировщик,  анте..а,юб.лей, в.ликан. Устное комментирование слов.   Личностные УУД: формировать  мотивацию к обучению  и целенаправленной  познавательной  деятельности. Познавательные  УУД: формировать умение определять признакив ­ создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения учебную деятельность;. Метод «Парный выход»  Цель:   развитие умения вставить орфограмму Приём»Кластер» ­ Мы много знаем о предложении. Все  наши знания можно представить в виде кластера.  ( Составление 1 –й нижней части кластера.  2 – ая часть составляется одновременно с рассказом.) однородных членов  предложения Второстепенные ??? Главные е Члены  предложения ПРЕДЛОЖЕНИЕ По интонации По цели высказывания Регулятивные  УУД:  целеполагание. Коммуникативные  УУД:  постановка  вопросов. Познавательные  УУД: ­общеучебные –  самостоятельное   выделение  и  формулирование  познавательной цели, ­логические ­  формулирование  проблемы3.Постановка  учебной задачи Цель: Выявление места и причины  затруднения,  постановка цели  урока  Приём  «Сказка  приходит в  гости» Прием  «Мозговой  штурм» Воскл. Невоскл. Побуд. Вопр. Повест. ­ А вот , чтобы продолжить составление кластера,  мне хотелось бы вам рассказать одну историю. Но сначала ответьте:  ­ любите ли вы поспорить, похвастаться?  Вот и члены предложения собрались как­то всей дружною семьёй и стали хвастаться.  – Мы самые важные, наша роль в предложении самая  главная, мы основа предложения. ­Какие члены предложения могли так о себе говорить? ­ Мы тоже очень важные, мы распространяем  предложения, делаем его более полным и красивым. ­ Какие это члены предложения? ­ Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все  одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы  одного роду­племени. ­ Так могли сказать какие члены предложения?  Сегодня мы должны так поработать, чтобы заполнить это место. ­ Образуйте из слияния двух слов прилагательное,  которое характеризует эту группу: ОДНОГО РОДА ­ Так говорят о себе однородные члены  предложения ­ ГЛАВНЫЕ ­ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ­  версии детей Гипотезы детей  (записываются на доску) Регулятивные  УУД:   планирование,  прогнозирование. Познавательные  УУД: моделирование,  логические – решение  проблемы, построение  логической цепи  рассуждений,  доказательство,  выдвижение гипотез и  их обоснование. Коммуникативные  УУД:  инициативное  сотрудничество в  поиске и выборе  информации.­ Почему же их так называют? ­ Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ­ Тема нашего урока  “Однородные подлежащие и сказуемые”. СЛАЙД №4 Какие цели поставим, чему нам надо научиться на уроке? СЛАЙД №5 ­ Какой исследовательский вопрос поставим? ­ Чтобы найти ответ на этот вопрос, вы проведёте  исследование в группах. ( Повторить правила работы в  группах.) План исследования. 1. Запиши предложение 2. Выдели грамматическую основу 3. Заполните рабочий лист. Рабочий лист 1. В предложении может быть несколько 2.Они отвечают 3.Они связаны с ______________ 4.Построение  проекта выхода из затруднения Цель: Организовать подводящий диалог   проблемному объяснению нового знания. по Метод «Ульи» Отчёт групп, вывешивают рабочие листы: группа № 1,2,3, 4,5 Обмен информацией Хорошо поработали, нашли много интересных фактов.  Можно ли навести в них порядок, классифицировать? По Ставят цели, формулируют тему урока  ­ выяснить, какие одинаковые признаки у однородных членов предложения ­ чтение правил работы в группе в  стихотворной форме ученицей Работа групп: 1 группа: Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке. 2 группа: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. 3 группа: Осенью солнце светит, но уже не  греет. 4 группа: На улице порхает и кружится снежок. 5 группа: Во дворе весело  бегали и прыгали мальчики и  девочки. Читают предложения,  называют грамматическую  основу 1,2 группа­ 2 подлежащих; 3,4  группа­ 2 сказуемых; 5 группа­ 2 подлежащих и  2сказуемых. Коммуникативные  УУД:  Формирование  умения  высказываться и  слушать. Регулятивные  УУД:   Умение  представлять  результаты своей  деятельности. Умение выделять  критерии для  классификациикакому признаку? (УЧИТЕЛЬ  называет тех, кто летает, а ребята, должны будут при  этом изображать полѐт, т.е. руками изобразить крылья. Когда  называется предмет, который не летает,  должны хлопнуть в  ладоши) Прилетли птицы:  Голуби, синицы Галки и вороны Кошки, макароны,  Ложки и тарелки Вкусные котлетки,  Ласточки, стрижи,  Кузнечики, Чижи Белки, поросята  Утки, медвежата Курочки, цыплята Тапочки, ребята,  Корабли, матросы,  Разные вопросы,  Буквари, тетради  Мячики, пингвины,  Воробьи и мошки,  Книги и картошки.  Всех их вместе взяли  В школу побежали Тихо сядем все  за стол И продолжим разговор  Поработаем редакторами. СЛАЙД № 6  Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые  недостатки заметили? Ласточки осенью улетают в тёплые края. Грачи осенью улетают в тёплые края. Дрозды осенью улетают в тёплые края. Классификация ФИЗКУЛЬТМИ­ НУТКА Метод эмоциональной разрядки и физической разминки Метод«Редактор» Игровая задача: побыть редакторами Дидактическая задача: исправить речевые недостатки, составив осмысленные предложения Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением  смысла передаваемой информации. 1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края. 1. Найдём грамматическую основу предложения. 2. Уточним сведения о главных членах предложения  3. 4. Каким членом предложения являются? (Являются   На какой   вопрос отвечают  подлежащие? 5. одним членом предложения.)  Какой частью речи выражены? (Выражены одной и  той же частью речи.) 6. С какой интонацией произносятся? (Произносятся с  перечислительной интонацией.) У.с.102 правило (1 часть)­ прочитайте правило Микроитог:  В предложении три подлежащих, отвечают на  один и тот же вопрос, выражены одной частью речи,     поясняют одно сказуемое.   Признаки однородных членов предложения СЛАЙД №7 Такие подлежащие называются однородными  подлежащими СЛАЙД 8 Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением  смысла передаваемой информации. Перед отлётом они волнуются.  Перед отлётом они кричат. Перед отлётом они суетятся. Ваш вариант исправленного текста: 1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.  – Найдём грамматическую основу предложения. Кто?   ониЧто делают?    волнуются, кричат, суетятся. 1. Уточним сведения о главных членах предложения  2. На какой   вопрос отвечают  сказуемые? (Отвечают на один  3. и тот же вопрос.)  Каким членом предложения являются? (Являются одним  членом предложения.) 4. Каким  членом предложения являются? (сказуемым.) 5. Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же  6. частью речи.)  С какой интонацией произносятся? (Произносятся с  перечислительной интонацией.) У.с.102 правило ( 2 часть) – прочитайте  Микроитог: В предложении три сказуемых, отвечают на  один и тот же вопрос, выражены одной частью речи,     поясняют одно подлежащее.    Признаки однородных членов предложения СЛАЙД № 9 Такие сказуемые называются однородными сказуемыми.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Метод   развития мелкой моторики кистей и пальцев рук   “Кулак   – ребро ­ ладонь”   развитие Цель: осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействияКоммуникативные  УУД: 1.формировать умение  слушать и понимать  других 2.формировать умение  строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами; составлять  предложения с  однородными членами. 5.Первичное  закрепление.  Цели: Организовать усвоение учениками   нового способа   действий с   проговар.   во внешней речи. Продолжим работать с предложениями, содержащими  однородные подлежащие и сказуемое. – Учебник, стр. 102, упр. 229. – Чтение задания к упражнению. – Кто знает, кто такой натуралист? Слайд 11 Словарь иностранных слов русского языка так определяет  лексическое значение слова натуралист  Работа со словарём. Работа с  учебником Работа у доски Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий  и  изучающий природу, мир животных и растений. Натуралистом могут быть писатели, путешественники,  журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей. – Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как  вы понимаете слово зарисовка? Школьный толковый словарь объясняет значение слова  зарисовка     так: Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в  живописи, музыке, литературе. Познакомимся с зарисовкой писателя. – Чтение текста зарисовки.  – Назовите предложения, в которых употребляются при  одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2) – Назовите предложения, в которых употребляются при  одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4) – Обратите внимание на последнее предложение:  сказуемые в нём выражены именами  прилагательными:  Работа у доски. ­ С интонацией перечисления. ­ Запятой. С интонацией перечисления. Запятой Интонацией, союзом и. ­ Что?  Утро.   Утро какое?  Что о нём узнали?  Оно  свежее и ясное.Работа над  правилом  (обозначение  графически) 6. Стадия  осмысления Цель: Организовать повторение учебного содержания в решении   теста, необходимого   для обеспечения содержательной непрерывности.   1 ученик – 1предложение 2 ученик – 2 предложение 3 ученик – 3 предложение  Вывод: При одном сказуемом два и более подлежащих. При  одном подлежащем два и более сказуемых.  Слайд 12 У.с.102 – правило ( Ознакомление со схемами)  Разобрали правило, записали 2 предложения со схемами Рработа по составлению предложений по схемам  в группах. Слайд 13 А теперь давайте проверим, как вы усвоили урок.  Тест: 1. Однородные члены предложения…. а)  отвечают на разные вопросы. б) отвечают на один и тот же вопрос. 2. Однородные члены предложения…. а) зависят от одного и того же слова.  б) зависят от разных слов. 3. Однородные члены предложения…. а)  связаны интонацией перечисления. б)  связаны по смыслу. 4.Укажи  предложение с однородными сказуемыми. а) Ребята на уроке изучали новую тему. б) Ребята на уроке изучали, поняли новую тему. 5. Найди и отметь предложение с однородными подлежащими: а) В цирке выступали медведи, слоны, собачки. б) В цирке веселили и играли клоуны. Ничего страшного, если у кого­то не получилось справиться с  тестом. У нас сегодня только первый урок по этой теме. Учащиеся работают со схемами,   подчеркивают однородные члены  предложения. Познавательные  УУД: формировать умение определять признаки  однородных членов  предложения;  формировать умение  выделять однородные  члены в предложении; формировать умение  извлекать необходимую информацию из текста.7.Рефлексия  деятельности  (итог урока) Цели: ­Зафиксировать новое   содержание урока. ­ Организовать  рефлексию и  самооценку  учениками  собственной  учебной  деятельности. Домашнее задание. Слайд 14 Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? ­ Вернёмся к началу урока. Добавим в кластер табличку: ­ Оцените свою работу,  в картах личного контроля (+ , однородные ­  ) ­ Что нам помогло научиться находить однородные  члены предложения? – А если вы ещё в чём­то не уверены – не огорчайтесь.  Это тема  наших следующих уроков. У вас будет  возможность разобраться во всём.  – Спасибо за работу на уроке!. Слайд 17 Уч.стр 102 ­ 103 упр.231,232;  правило выучить Коммуникативные  УУД:  умение с  достаточной полнотой  и точностью выражать  свои мысли. Познавательные  УУД:  рефлексия. Личностные УУД:  формировать умение  выражать свое  отношение к теме, свои эмоции. ­ Мы узнали, что в предложении  могут быть однородные  подлежащие и сказуемые. ­Знание признаков однородных  членов предложения ­ Умение находить главные  члены предложения. Строить  схемы.

Посмотрите также