Форма проведения занятия определяется в соответствии с уровнем воспитательного результата и методическим конструктором «Внеурочная деятельность», в случае отсутствия формы проведения вашего занятия, определяете форму проведения занятия самостоятельно, например, литературная гостиная, тренинг, практикум, лабораторная работа, устный журнал, викторина и т.д. Цели занятия определяются как конкретный результат, который возможно оценить за период занятия ВД и содержат ответы на вопросы « Достигнуты ли цели занятия?» При формулировке целей требуется единообразие формулировок (им.сущ-Знакомство, или главная форма Познакомить) во всем тексте технологической карты (целеполагание на каждом этапе занятия)
технологическая карта.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Белоярского района
«Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
Педагог дополнительного образования Трапезникова Галина Николаевна
(Технологическая карта составлена на основе методических рекомендаций по заполнению
технологической карты занятия внеурочной деятельности Боловцовой Ю. А., методист кафедры
педагогики и коррекционной работы ГАОУРХ ДПО «ХакИРОиПК», опубликованных в журнале
«Методист». – № 1.– 2015 год.)
Область знаний,
класс
Тема занятий
Автор
Уровень
воспитательного
результата
Направление/вид
внеурочной
деятельности
Шахматы, Ходы и взятие фигур,2 класс
Ферзь
Трапезникова Галина Николаевна
Уровень воспитательного результата (первый Приобретение школьником
социальных знаний, второй Формирование ценностного отношения к
социальной реальности, третий Получение опыта самостоятельного
общественного действия)
В соответствии с рекомендациями: первый год обучения (1кл)
соответствует первому уровню воспитательного результата, второй, третий
год обучения (2,3 кл) соответствует второму уровню воспитательного
результата, третий, четвертый год обучения (4 кл) соответствует
третьему уровню воспитательного результата.
Следует помнить о соответствии уровня воспитательного результата с
формой проведения занятия. Например, вид внеурочной проблемно
ценностного общения, представлен следующими формами: как этическая
беседа – первый уровень воспитательных результатов, дебаты, тематический
диспут – второй уровень
воспитательных результатов, проблемно
ценностная дискуссия с участием внешних экспертов – третий уровень
воспитательных результатов.
Второй
общеинтеллектуальное,
Направление ВД (спортивнооздоровительное,
определяется
общекультурное,
программой ВД и планом ВД ОУ, вид деятельности определяется из
содержания занятия.
Игровая;
Познавательная;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
Трудовая (производственная) деятельность;
Спортивнооздоровительная деятельность;
Туристскокраеведческая деятельность.
Общеинтеллектуальное/ Познавательная
духовнонравственное)
социальное, Форма
проведения
занятия
Цель занятия
Форма проведения занятия определяется в соответствии с уровнем
воспитательного результата и методическим конструктором «Внеурочная
деятельность», в случае отсутствия формы проведения вашего занятия,
определяете форму проведения занятия самостоятельно, например,
литературная гостиная, тренинг, практикум, лабораторная работа, устный
журнал, викторина и т.д.
Практическая игра
Цели занятия определяются как конкретный результат, который возможно
оценить за период занятия ВД и содержат ответы на вопросы « Достигнуты
ли цели занятия?» При формулировке целей требуется единообразие
формулировок (им.сущЗнакомство, или главная форма Познакомить) во
всем тексте технологической карты (целеполагание на каждом этапе
занятия)
Предметный результат
Личностный результат
Метапредметный
результат
Познакомить с
правилами ходов
ферзя на шахматной
доске.
Знать названия
шахматных фигур:
ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.
Знать правила хода и
взятия каждой
фигурой.
формирование умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее
реализации; определять
наиболее эффективные
способы достижения
результата;
Уметь выявлять
закономерности и
проводить аналогии.
Повысить уровень
мотивации к занятиям
по шахматам.
Развитие
дисциплинированности,
последовательности и
настойчивости в
выполнении учебных и
учебнотрудовых задач.
Основные виды
деятельности
Основные виды деятельности определяют УУД, которые были закреплены
программой ВД и уточнены под содержание занятия, например, из занятия
«Ферзь»
Личностные
Активное
включение в
общение и
взаимодействие
со сверстниками
на принципах
уважения и
доброжелатель
ности,
взаимопомощи и
сопереживания.
Познавательные
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели
и
задачи
учебной
деятельностью.
Овладевать
логическими
действиями,
устанавливать
аналогии,
строит
Регулятивные
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты.
Овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели
и задачи
занятия.
Находить
способы
решения и
Коммуникативные
Определение общей
цели и путей ее
достижения.
Активно
использовать
речевые средства в
процессе общения с
товарищами во время
занятий. Учится
слушать собеседника,
напарника по игре
быть сдержанным,
выслушивать рассуждения,
овладевать
новыми
понятиями.
осуществления
поставленных
задач.
замечания и мнение
других людей,
излагать и
аргументировать
свою точку зрения.
Учиться
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
За основу учебнометодического обеспечения берется дополнительная
образовательная (общеразвивающая) программа «Юный шахматист»,
А также иные источники учебнометодического обеспечения: методические
пособия, рабочие тетради и др.
Материальнотехническое обеспечение определяется из уточнения:
Место проведения (учебный кабинет)
Оборудования и оснащения занятия (шахматные доски с фигурами,
демонстрационная доска, компьютер, проектор, файлы со слайдами и
мультфильмами)
Учебно
методическое
обеспечение
Материально
техническое
обеспечение
Организационная структура занятия определяется 6 этапами занятия ВД, из которых 3 этапа
являются обязательными, остальные три могут быть использованы педагогом в соответствии
с педагогической целесообразностью:
Мотивационноцелевой этап
Информационноаналитический этап
Плановопрогностический этап (коллективное планирование (под руководством педагога),
определение этапов деятельности, объяснение логики выполнения деятельности)
Организационноисполнительский этап
Контрольнодиагностический этап (организация обсуждения результатов работы, выводов;
самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия (выявление сложностей, возникших у учащихся в
процессе работы, их причин и способов ликвидации)
Регулятивнокоррекционный этап (регулирование образовательного (воспитательного)
процесса, внесение коррекции в деятельность учащихся, эмоциональная рефлексия)
В случае, когда педагогически нецелесообразно, использование 2 этапов рефлексии на занятии,
возможно их объединение в один рефлексивный этап.
Занятие ВД длится в 1 классе 35 мин, 24 классе – 45 минут, сдвоенное 90 минут.
На каждом этапе занятия определяется длительность, целеполагание, деятельность педагога
во время работы, деятельность учащихся во время работы, деятельность педагога и учащихся
после окончания работы.
Домашнее задание на занятиях ВД не делается, возможно, использование педагогом задания
творческого характера на выбор и усмотрение учащихся.
Технологическая карта занятия призвана отразить технологию (методику проведения форм
занятий, методическую последовательность реализации планируемых УУД) и не предполагает
сценарного варианта отражения всех слоев педагога и учащихся.
При использование на занятии ИКТ, следует отражать длительность использования
электронных изображений, для соблюдения норм и требований СанПиН для каждой возрастной
категории.
Этап 1. Мотивационноцелевой Цель
Длительность этапа
Деятельность педагога
во время работы
Формирование познавательной мотивации по данной теме
10 минут
Создание положительного эмоционального настроя на занятии (Игровое
упражнение «Шахматная коробочка»
(угадать какие фигуры спрятались в коробке, слайды с загадками и
ребусами) Отгаданные фигуры выставляются на магнитной доске
Создание проблемной ситуации
Игровое упражнение « Кто на свете всех сильнее»
Внимательно слушают. Активно отвечают на вопросы. Слушают
объяснение педагога. Делают вывод нового знания.
Мотивационная установка на знакомство, как ходит по шахматной доске
ферзь.
Деятельность учащихся
во время работы
Деятельность педагога
и учащихся после
окончания работы
Этап 2. Организационноисполнительский
Цель
Длительность этапа
Деятельность педагога
во время работы
Знакомство детей с шахматной фигурой, как выглядит и как грамотно
называется шахматная фигура (королева, ферзь). Изучить силу ферзя на
шахматной доске. Познакомить с правилами ходов ферзя на шахматной
доске.
30 минут
Напоминаю детям, почему шахматного ферзя называют королевой. Показ
сюжета из игры «Динозаврики» для получения нового материала, каким
образом ходит ферзя. Организую игры упражненияпутешествие по
шахматной доске ферзем. игра за компьютером «Один в поле войн» (игра
«Аладдин волшебные шахматы» 2 часть)
(Пошаговое задание, которое формирует способность достигать конечной
цели посредством конкретных, заранее продуманных "шагов" (ходов).
В пошаговых заданиях на доске находятся фигуры обеих сторон (белые и
черные), при этом игровые действия выполняет только ребенок, а фигуры
второй стороны недвижимы, играют роль маяков.)
Работа на магнитной доске «Кратчайший путь»
часовых»
(задания, которые формируют способность выбирать оптимальное решение
из большого количества альтернатив. В заданиях на доске находятся
фигуры обеих сторон, при этом игровые действия выполняет только
ребенок, и хотя фигуры второй стороны недвижимы, свои фигуры ставить
под удар ему нельзя.)
Самостоятельная работа «Лабиринт» (выполняют на распечатанных
листах)
(данное задание формирует способность выбирать оптимальное решение из
небольшого, ограниченного количества альтернатив в условиях статичной,
четко детерминированной цели)
«Игра на уничтожение» выполняется на магнитной доске
(Динамические задания, которые формируют способность выбирать
оптимальное решение в условиях подвижной, перемещающейся цели.
В динамических заданиях игровые действия проводятся обеими сторонами
поочередно, как это и принято в шахматах. Это такие игры "Игра на
уничтожение", "Ограничение подвижности", "Захват контрольного поля".)
Предлагаю детям поучаствовать в обучающих играх. Даю самостоятельное
задание «Лабиринт». Проверка задания.
«Перехитри
, Деятельность учащихся
во время работы
Деятельность педагога
и учащихся после
окончания работы
Этап 3. Рефлексивный
Цель
Длительность этапа
Деятельность педагога
во время работы
Деятельность учащихся
во время работы
Деятельность педагога
и учащихся после
окончания работы
Игра на уничтожения выполняется на магнитной доске.
Овладевают логическими действиями, устанавливают аналогии, строят
рассуждения, овладевают новыми понятиями.
Участвуют в обучающей игре.
Выполняют самостоятельное задание.
Анализируют и высказывают свои предположениях.
Формирование навыков рефлексии у обучающихся
5 минут
Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и
детей. Эмоциональная оценка работы детей.
Игровое упражнение «Данет»
Нарисовать смайлик на шахматной фигурке (веселый если занятие
понравилось, грустный – не понравилось)
Осознание стремления к успеху через труд на основе изучения шахматной
игры.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение,2011.
2. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
7. Боловцова Ю. А. Методические рекомендации по заполнению технологической
карты занятия внеурочной деятельности. – Журнал «Методист». – № 1.– 2015 год.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ «ФЕРЗЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.