Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения
Оценка 4.8

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения

Оценка 4.8
docx
26.02.2020
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.  Виды резьбы по дереву и технология их выполнения
2.13 Резьба по дереву.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

УФИМСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: 2.13 «Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»

 

Предмет: Технология 6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель технологии:

Мурзакамалов Алмаз Агзамович

__________________

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА – 2019

Тема занятия: «Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»;

Тип занятия: комбинированное;

Цель: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины;

Задачи занятия:

·         продолжить формирование основных технологических понятий;

·         приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;

·         приобретение навыков резьбы по дереву;

·         развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;

·         приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии;

·         ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной;

Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

извлечение необходимой информации из беседы, рассказа;

выработка алгоритма действий;

самостоятельное проведение исследования и аргументация;

умение анализировать, сравнивать, обобщать, использовать информацию;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

умение вести диалог;

умение сотрудничать на уроке и в жизненных ситуациях;

поиск и сбор информации;

точное выражение своей мысли;

целеполагание;

умение планировать и регулировать свою деятельность;

 

 

Этапы занятия:

Организационный момент

Цель: настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, создать условия для мотивации внутренней потребности включения в процесс.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

- Приветствие

- Проверка готовности к занятию

- Настройка на работу

- Приветствуют учителя

- Визуально контролируют свою готовность

- Рассаживаются на рабочие места

Личностные: самоорганизация

 

Регулятивные: способность контролировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

 

Актуализация знаний, мотивация к деятельности

Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; выявить уровень знаний и систематизировать их.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Так сложилось, что Русь – страна лесов. Древесина всегда была под рукой. С помощью топора, ножа и других инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: жилища, мосты, крепости, орудия труда, корабли, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

 

Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)?

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о необходимости знаний, высказывают своё мнение, помогают сформулировать цели.

Личностные: осознание своих возможностей.

 

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

 

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

 

Первичное усвоение новых знаний

Цель: Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Деятельность учащегося: Участвуют в беседе, формулируют выводы.

УУД: Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование последовательных действий

Деятельность учителя: Виды резьбы по дереву и технология их выполнения

Ажурная резьба

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Называют её так за кажущуюся воздушность, лёгкость и схожесть с кружевом. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 40) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/40.jpg

Рис. 40. Ажурная прорезная резьба

 

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой настоящее произведение искусства. Прорезную резьбу стали наклеивать (или прибивать) к деревянной основе. Резьба, выполненная в такой технике, получила название накладной.

Для ажурной резьбы используют древесину липы, берёзы, ольхи, клёна, ореха и др. Для её изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила-ножовка с узким полот-ном, ручная дрель, свёрла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.

Технология выполнения ажурной резьбы

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 41, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/41.jpg

Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

 

Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 41, б)у после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 41, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 41, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 41, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 42 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/42.jpg

Рис. 42. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

 

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/43.jpg

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

 

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/44.jpg

Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

 

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/45.jpg

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

 

Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/46.jpg

Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

 

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/47.jpg

Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

 

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

 

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/48.jpg

Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

 

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4...5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/49.jpg

Рис. 49. Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура

 

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).

http://tepka.ru/tehnologiya_6m/50.jpg

Рис. 50. Богородская игрушка

 

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

 

Первичная проверка понимания

Цель: Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Задает вопросы по пройденному материалу. Направляет учащихся, координирует их действия, подсказывает.

Анализируют пройденный материал, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

 

Контроль

Цель: Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Организует взаимопроверку выполнения заданий.
Консультирует, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Выполняют проверку выполнения заданий, делают выводы по критериям оценки. Оценивают свои действия и действия партнёров.

Регулятивные:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: 

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Рефлексия деятельности

Цель: организовать самооценку учениками собственной деятельности и подвести итог проделанной работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Чему вы научились на занятии? Где можно применить полученные знания ? Какие затруднения у вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности.

Учитель консультирует,  формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Анализируют свою деятельность. Осуществляют самооценку.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема занятия : «Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»;

Тема занятия : «Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»;

Деятельность учителя Деятельность учащегося

Деятельность учителя Деятельность учащегося

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление…

Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление…

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6…

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6…

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными

Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными

Рис. 49. Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и…

Рис. 49. Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и…

Рис. 50. Богородская игрушка

Рис. 50. Богородская игрушка

Деятельность учителя Деятельность учащегося

Деятельность учителя Деятельность учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020