Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Педагогический институт
_____________________________________________________________
Кафедра начального, дошкольного образования и социального управления
Технологии и методы профессиональной деятельности социального педагога
Реферат по УЭМ 3 «Социальная педагогика»
по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование
(профиль «Начальное образование»)
Руководитель
Доцент кафедры педагогики
___________ С. В. Ваторопина
«___»___________ 2024 г.
Студент группы 3251 зо
___________ И. И. Александрова
«___»____________2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… |
3 |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………. |
5 |
2.1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…… |
5 |
2.2 СИСТЕМА МЕТОДОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА………. |
8 |
2.3 ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………. |
13 |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. |
19 |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от научной работы и практики исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы и выявляются различные направления научных исследований этой практики.
Работа социального педагога, в последнее время стала одной из самых востребованных и престижных профессий, не только в связи с нехваткой высококвалифицированных специалистов, но и необходимости участия социальных педагогов в воспитательных и образовательных процессах в образовательных учреждениях. В настоящий момент в социальной помощи нуждаются не только учащиеся, но и родители.
Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде и нацелена на решение его проблем. Практическая деятельность социального педагога должна быть обоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек или группа.
Методику работы социального педагога можно рассматривать как прикладную систему научных знаний, включающую совокупность форм, методов, средств, приемов, технологий социальной и воспитательной помощи, поддержки индивида, и как систему взаимосвязанных действий социального педагога и клиента, обеспечивающих эффективное решение проблемы личностного или социального плана последнего, то есть это и теория, и практика социального воспитания.
В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед специалистом стоит проблема – как обеспечить ее оптимальность и эффективность. Надо уметь выбрать именно те социально-педагогические методы и технологию, которые в данной ситуации наиболее целесообразны, и, главное, обеспечить высокую действенность их реализации в работе с клиентом, группой.
Все большую актуальность приобретают разработка и грамотное использование социально-педагогических методов и технологий в деятельности специалистов в различных учреждениях, позволяющих оптимально использовать научно-практический потенциал специалистов и имеющиеся ресурсы для эффективности и целесообразности социальной работы.
Цель: выявить теоретические аспекты технологий и методов, которые может использовать социальный педагог в своей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности деятельности социального педагога;
2. Дать представление о методах и технологиях работы социального педагога как одной из отраслей социально-педагогической науки;
3. Раскрыть условия использования методов и технологий социально-педагогической работы.
В данной работе рассматриваются особенности деятельности социального педагога, классификации методов и технологий работы социального педагога с личностью, теоретическое обоснования их использования в социально-педагогической деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В 1990 г. было принято решение Коллегии Комитета гособразования о введении специальности «Социальный педагог». Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.
Было бы ошибочным считать социального педагога одной из разновидностей социального работника или сводить его функции к деятельности в рамках общеобразовательной школы или какого-либо другого учреждения.
В работе А. В. Мудрика представлено следующее определение: «Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией» [6, с. 8].
Целью деятельности социального педагога, по мнению П. А. Шептенко, является «создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве» [10, с.6].
Главной сферой деятельности социального педагога является социум. При этом приоритетной является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением. В интересах растущей личности деятельность социального педагога ориентируется на различные категории населения, на работу с человеком в социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом решения воспитательных задач.
Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом оздоровить окружающую социальную микросреду.
В центре внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. При этом социальный педагог призван обеспечить педагогический компонент в общей системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями, фондами, добровольными помощниками.
По мнению Ю. В. Васильковой «основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления» [1, с. 62].
Структура деятельности социального педагога предполагает наличие следующих компонентов [2, с. 32]:
· субъекта (того, кто ее осуществляет),
· объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена),
· цели (к чему она стремится),
· функций (какие при этом функции выполняются),
· средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).
Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.
В деятельности социального педагога можно выделить следующие функции: диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную [9, с. 12].
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
Для оказания помощи социальный педагог должен владеть теоретическими знаниями и умениями, а также знать и использовать различные методы и технологии в своей социально-педагогической деятельности при работе с различными категориями детей в разных социумах.
СИСТЕМА МЕТОДОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
По мнению С. С. Пиюковой «методы социально-педагогической работы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые содействуют накоплению позитивного социального опыта, способствующего социализации ребенка» [9, с. 27].
Н. И. Никитина рассматривает понятие «методы работы социального педагога» как способ взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы [7, с. 19].
Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность.
Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство».
Каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами.
Средства социально-педагогической работы – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое [4, с. 54].
Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. При выборе методов воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на ребенка влияют следующие факторы: природа; семья, школа, среда; собственная деятельность; средства массовой информации; литература, искусство; образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.
Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Данный подход позволяет выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов в процессе взаимодействия [3, с. 7].
1. Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:
· Специалист – это методы, которые применяют социальные педагоги для внешнего действия, воздействия, взаимодействия;
· Сам клиент – это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой);
· Специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие – это методы, обусловливающие совместные действия специалиста и самого человека.
Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.
2. Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные и обеспечивающие. Основной функциональный метод – это метод, который включает объект в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели. Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий.
3. Предметный уровень обусловливает путь реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный путь реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода.
К настоящему времени накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий сущность методов социально-педагогической деятельности.
Классификация методов работы социального педагога – это выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению [7, с. 20].
Н. И. Никитина считает, что классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру [7, с. 20]:
· Методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой);
· Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж);
· Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы);
· Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
· Социально-педагогической помощи и поддержки;
· Психолого-педагогической коррекции;
· Социальной адаптации;
· Профилактики;
· Реабилитации;
· Исследовательские методы.
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы [3, с. 5]:
· Диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод)
· Профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций);
· Организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными);
· Социально-экономические (денежная помощь; установление льгот, единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание);
· Организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Наряду с традиционными методами в работе социального педагога используются и методы социального воспитания.
Ю.В. Василькова методы социального воспитания подразделяет на следующие группы [1, с. 79]:
· В зависимости от направленности: методы формирования сознания; методы формирования эмоциональных проявлений и стремлений; методы самовоспитания; методы формирования социально приемлемого поведения;
· В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: методы организации деятельности; методы общения; методы и приемы опеки; методы самореализации и индивидуальной коррекции действий;
· В зависимости от характера влияния среды на личность: методы изменения стиля поведения (приучение, тренировка, переучивание, диалог и т.д.); методы создания новой среды (включение в новую деятельность, создание новой жизненной ситуации);
· По содержанию проводимой работы: социально-экономические (обеспечение определенной категории воспитанников льгот, материальных выплат семьям); организационные (организация помощи ребенку, семье; организация работы клубов и кружков; организация деятельности в микрорайоне, организация деятельности общественных молодежных объединений, организация коллективного творческого дела); диагностические психолого-педагогические (наблюдение, психологический диагноз, беседа, тестирование, оценка кризисного состояния ребенка, метод генерации настроений); диагностические социологические (интервью, опрос, исследование, социометрия); диагностические социально-педагогические (мониторинг, биографический метод, анкетирование, наблюдение); методы коррекционно-профилактической работы (социально-педагогические тренинги, социально-педагогические консультации, методы арт-терапии, метод взрыва, метод переключения, метод поддержки личности в кризисной ситуации).
Таким образом, в реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы XX века. Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. Исходя из такого понимания, К. Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях, представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.
Под «технологией социально-педагогической работы» понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы [7, с. 23].
По мнению Р. В. Овчаровой «Социальная технология – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.» [8, с. 259].
Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема; алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата; наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста; непрерывность контакта с клиентом социальной работы; динамизм содержания, форм и методов социальной работы.
Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных аспектов профессиональной деятельности социального педагога неизбежна. В каждой конкретной ситуации социальный педагог либо действует по алгоритму хорошо зарекомендовавшей себя традиционной технологии, либо моделирует новую технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; условия ее реализации; особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; особенности места реализации цели; возможности по времени для реализации цели; возможные формы реализации; особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности [5, с. 37].
Классификация социальных технологий может осуществляться по самым разным основаниям [3, с. 9]:
1. По масштабам решаемых социальных проблем: социальные технологии (например, социальная диагностика, социальная терапия); частные социальные технологии – конкретные технологии, используемые при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
2. По уровню социальной деятельности: глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона; национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета; государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; муниципальные и другие.
3. По характеру решаемых задач: социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни; инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы: формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект; стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта; сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта; разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств: распорядительные и административные социальные технологии; правовые технологии; социальные технологии; психологические технологии; педагогические технологии.
6. По направленности на преобразование окружающей подопечного: средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных).
Как любая другая наука, социальная педагогика интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии или заимствует их из других дисциплин: социальной работы, социологии, социальной психологии, педагогики. В связи с этим в арсенале работы социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно-социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические [8, с. 261].
1. Технологии собственно-социальной работы:
· Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется мини-исследование. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследуемого социального явления.
· Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
· Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
· Социальный контроль – механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (общество, социальные группы и отдельно взятая личность). Социальный контроль направлен на обеспечение функционирования системы в соответствии с социальными нормами и образцами. Осуществляется в официальной форме через правовые нормы и неофициальной через взаимоконтроль и общественное мнение.
· Социальная опека, как технология, включает выявление лиц, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, работу с опекунами, регулирование их отношений с опекаемыми, защиту прав и интересов последних. Патронаж предполагает проведение на дому профилактических, оздоровительных, санитарно-просветительских мероприятий, предоставление социальных услуг.
· Социальная реабилитация – процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.
· Социальное обеспечение – система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.
· Социальная терапия – целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан.
· Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
2. Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.
3. Социально-медицинские технологии – совокупность приемов методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.
4. Социально-педагогические технологии являются интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.
Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом и сферой социально-педагогического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами. Цель деятельности подчиняет себе и определяет вид технологии. Социальный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию социально-педагогической деятельности ему помогает владение технологиями. Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Целью деятельности социального педагога, является создание благоприятных условий для личностного развития человека, оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека в его жизненном пространстве.
Для оказания помощи социальный педагог должен владеть теоретическими знаниями и умениями, а также знать и использовать различные методы и технологии в своей социально-педагогической деятельности при работе с различными категориями детей в разных социумах.
Методы социально-педагогической работы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые содействуют накоплению позитивного социального опыта, способствующего социализации ребенка.
Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога.
К настоящему времени накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий сущность методов социально-педагогической деятельности. В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.
Социальная технология – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.
Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации, условия ее реализации, особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности, особенности места реализации цели, возможности по времени для реализации цели, возможные формы реализации, особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.
Социальная педагогика интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии или заимствует их из других дисциплин: социальной работы, социологии, социальной психологии, педагогики. В связи с этим можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно-социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические.
Осуществить стратегию социально-педагогической деятельности специалисту помогает владение методами и технологиями. Внедрение их в деятельность социального педагога позволяет научно строить социально педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 160 с.
2. Галагузова М. А. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000 – 415 с.
3. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Архангельск, 2010 – 152 с.
4. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 368 с.
5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005 – 269 с.
6. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 388 с.
7. Никитина Н. И. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2007 – 399 с.
8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004 – 480 с.
9. Пиюкова С.С. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Самара: «Самарский университет», 2002 – 300 с.
10. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие/под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 208 с.
11.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.