Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через учебно- воспитательный процесс
Оценка 4.7

Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через учебно- воспитательный процесс

Оценка 4.7
doc
07.05.2020
Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации детей  с ограниченными возможностями здоровья через учебно- воспитательный процесс
социальная адаптация.doc

Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации

детей  с ограниченными возможностями здоровья

через учебно- воспитательный процесс

 

 

     Целью образования обучающихся является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь  максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

     Социализация - длительный, постепенный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

     Адаптация - кратковременный и интенсивный процесс, скорость которого позволяет быстрее или медленнее нормализовать социальное функционирование.

      Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

     Социальная адаптация  включает физиологическую, педагогическую, психологическую и бытовую  адаптацию. Факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние  физических недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для ребенка - инвалида, но и о дружественной или недружественной среде.  Прежде всего нужна подготовка общества к принятию детей с ОВЗ.

     Затрудняет социальную адаптацию детей к образовательному учреждению наличие таких факторов, как: эмоциональная неадекватность; социальная некомпетентность; несоциализированная агрессия; слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
     Ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.

     Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, быть социально адаптированными.

      У детей с нарушением интеллекта  неполное  представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Необходимо постоянно расширять бытовой и социальный опыт, связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью.

       В нашем образовательном учреждении второй год обучаются дети с  интеллектуальными нарушениями.  Работа по социализации обучающихся реализуется через следующие формы организации УВП: экстернальное интегрированное обучение в двух специальных классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.

      Свою деятельность мы стараемся осуществлять  в соответствии со следующими принципами:

- принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса);

- принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов,  классного руководителя, педагога-психолога и др.);

- принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей и ЗП в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами школы).

      Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР происходит благодаря:

- существенным изменениям содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использованию специфических методов и средств обучения;

- дифференцированному, «пошаговому» обучению;

- обязательной индивидуализации обучения.

      Процесс обучения должен содействовать всестороннему развитию. Адекватность поведения и приспособления к жизни в значительной степени определяются уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями, умениями.

      Для детей, обучающихся по второму варианту,  вводится обязательная предметная область «Язык и речевая практика» предмет «Речь и альтернативная коммуникация». 

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

Нарушение  интеллектуальной  деятельности  умственно  отсталых  детей  приводит  к  неполноценности  их речевой  практики.  В  свою  очередь,  недоразвитие  речи  задерживает  формирование  логического  мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной формы. Разорвать  этот  замкнутый  круг  можно  прежде  всего  в  области  речи.  Как  справедливо  отмечал  Н.И. Жинкин, «речь — это канал развития интеллекта», доступный для внешнего воздействия.

        Формируя  речь,  мы  работаем  над  обогащением,  точностью,  выразительностью  на  любом  уровне  -  будь  то слово,  предложение  или  текст.  Развитие  качеств  речи  положительно  влияет  на  коррекцию недостатков  и  совершенствование  мыслительной  деятельности.  Возросшие  возможности  словесной  системы  мышления  создают  условия  для  лучшего  понимания  умственно  отсталыми  детьми  основных  языковых  закономерностей,  содействуют  более  осознанному пользованию речью.

       Альтернативная коммуникация - все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Многоканальная коммуникация - процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.

       Большой проблемой является  отсутствие УМК для обучающихся данной категории.  Приходится постоянно подбирать материал  для проведения уроков в разных источниках, индивидуализировать его под каждого ребенка.

       Важной задачей является поддержание и укрепление здоровья детей. Для этого я использую здоровьесберегающие технологии:

1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.

2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы.

3. Элементы музыкотерапии. Использование музыки на занятиях может способствовать успокоению, либо активизации ребенка.

4. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

5. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

6. Мимическая гимнастика.

7. Кинезиологические упражнения - активизация межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), активизирование различных отделов коры головного мозга.

      При обучении особенно важны игровые технологии, что подтверждается словами Ш. Амонашвили «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

     Детям нравятся игры:  «Корзинка добрых слов», «Мешок хороших качеств» (говорят слова-признаки  хороших  качеств человека), «Мне нравится, что ты…» (передают друг другу мяч, продолжая фразу). Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.

При выполнении заданий ребенку оказывается необходимая помощь,  выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

    Подбор текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и познавательными текстами, систематизация и сохранение личных методических наработок  позволяют получать видимые существенные результаты.

      В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей сводиться к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, позволит детям  занять свое место в жизни.

 

 

 


Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через учебно- воспитательный процесс

Технологии комплексной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через учебно- воспитательный процесс

У детей с нарушением интеллекта неполное представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям

У детей с нарушением интеллекта неполное представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики

Детям нравятся игры: « Корзинка добрых слов» , «

Детям нравятся игры: « Корзинка добрых слов» , «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020