Технологии развития связной речи дошкольников и школьников с ОВЗ
(семинар-практикум).
Задачи:
1)Уточнить знания воспитателей о видах работы по развитию связной речи
у детей.
2)Познакомить с новыми технологиями развития связной речи, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
3)Практически освоить игры и творческие задания для освоения алгоритмов
работы с картиной.
Предварительная работа: провести анкетирование для оценки и самооценки профессионализма педагога по разделу «Развитие речи».
План проведения
1.Информационная часть.
Теоретическое введение в проблему. Знакомство с методическим пособием по технологии развития связной речи детей на основе приемов ТРИЗ и РТВ.
2.Практическая часть.
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной.
Работа в малых группах и индивидуально.
3.Свободная дискуссия.
Участники делятся своими впечатлениями, опытом в проведении игр в работе с картиной.
4.Подведение итогов.
1. Информационная часть.
В последние годы образовательные учреждения работают по разным образовательным программам. В процессе их реализации возникают определенные трудности. Выяснилось, что недостаточное внимание уделяется решению таких задач, как: обучению пересказу, составлению описательного рассказа, рассказа-описания по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Использование готового материала из методического пособия невозможно без переработки его с учетом возможностей современного ребенка.
Создание условий для развития умственных способностей детей является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей детей, особую важность это приобретает, когда мы говорим о детях с ОВЗ.
Предлагаемые педагогам образовательных учреждений разработанные технологии для детей, направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Пособие включает в себя:
Методическое пособие включает в себя список литературы, который поможет педагогам расширить свое представление об использовании ТРИЗ и РТВ в развитии интеллектуально-творческих способностей дошкольников.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа взрослого. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят его рассказ с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим ученикам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Для детей с ОВЗ этот вид работы вообще практически недоступен. Закономерно возникают вопросы:
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
2.Практическая часть.
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Базовая информация
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).
Воспитателям предлагается поиграть в игру «Подзорная труба» с целью учиться выделять объекты, изображенные на картине.
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.
Воспитателям предлагается поиграть в игру «Волшебный гость» с целью учить устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.
Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.
Педагогами предлагается разделиться на малые группы и использовать способ вхождения в картину и превращение в волшебников: «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками», «Я все слышу», «Я все пробую на вкус», «Я все вижу».
Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).
Воспитателям предлагается заполнить заготовление таблицы для тренинга по составлению загадок. Совместно выбирается лучшее сравнение и составляется лучшая загадка.
Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.
Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования.
Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.
Предлагается объединиться в малые группы и прокатиться в «Машине времени» с целью составления рассказов-фантазий по выбранному объекту на картине.
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.
Проводится с одной группой игра «Да - нет», а с другой «Ожившая картина» с целью учиться активизировать слова в речи, обозначающие пространственные ориентировки.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.
А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях.
Б) О разнообразных чертах характера.
В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.
С воспитателями проводится игра «Кто о чем говорит» с целью учить составлять диалоги от лица объектов.
Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.
Педагогам предлагается составить каталог названий к картине, опираясь на знания пословиц и поговорок.
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
"Увеличение - уменьшение","Деление-объединение", " Оживление-окаменение" и т.д.
Воспитатели превращаются в волшебников и зарисовывают фантастические рассказы-зарисовки.
Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса.
Педагоги составляют монологи очеловеченного объекта по отношению к Случаю.
Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. ПР: дети…, семья…, посуда… Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.
Слова в высказываниях должны рифмоваться. Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…".
Воспитателям предлагается создать микрогруппы по два человека и составить по одной рифмовке к картине.
3.Свободная дискуссия.
Педагоги высказывают свое мнение по семинару, обсуждают варианты использования игр в работе, делятся своим опытом по использовании ТРИЗ в работе.
4.Подведение итогов.
Педагогам предлагается таблица игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной для использования в своей работе. Это необходимо для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине. Необходимо помнить, что одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Название игры, цель |
Методические рекомендации |
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. |
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для
имитации подзорной трубы. |
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. |
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. |
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. |
В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. |
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. |
Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. |
«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. |
Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов
устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе
место на сцене (трехмерное пространство). |
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. |
Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». |
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. |
Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там
можно ощутить, обозначить их словами. |
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. |
Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». |
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. |
Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение. |
«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. |
Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. |
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. |
Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.