«Технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования»
Аннотация
Статья
раскрывает некоторые особенности саморазвития педагога в условиях инклюзивного
образования, при работе с умственно отсталыми обучающимися. В статье
представлены компоненты, формы саморазвития педагога, технология
организации процесса саморазвития педагога
в условиях инклюзивного образования состоящая из четырех этапов.
Ключевые слова: технология, технологии саморазвития, технологии саморазвития педагога, инклюзивное образование, обучающиеся с ОВЗ, умственная отсталость.
Сегодня необходимость саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования обусловлена самой жизнью, необходимостью, потребностью личности систематически повышать свой профессиональный уровень, постоянно совершенствоваться [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 г. Статья 48]
Саморазвитие педагога является
одной из основной потребностью личности, однако формы и пути саморазвития индивидуальны
и своеобразны. Саморазвитие педагога в условиях инклюзивного образования – это
необходимая составляющая современного образования, показатель субъектности
педагога на всех этапах его непрерывного педагогического образования.
Целью саморазвития педагога является: освоение профессионального мастерства, нового уровня профессиональной компетенции педагога работающего с обучающимися с ОВЗ, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность, но главное - «это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к новому способу и строю его жизнедеятельности».
Совершенствование
профессионального мастерства осуществляется,
в большей части, в практической деятельности педагога, за счёт экспериментальной
работы, общения с коллективом [2, с. 43], когда происходит осмысление и применение
полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической
деятельности в работе
с обучающимися с ОВЗ, а именно с умственно отсталыми.
Главным компонентом в саморазвитии педагога в условиях инклюзивного образования выступает внутришкольная методическая служба, т.к. направлена на оказание помощи педагогам в использовании многообразия методов, форм, средств, технологий образовательной деятельности при работе с умственно отсталыми обучающимися [1, с. 4]
Основной формой
саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, на мой взгляд, является
изучение современной
научно-методической и учебной литературы, психолого-педагогической информации.
Источниками самообразования служат консультации коллег, мастер-классы, доклады,
семинары, круглые столы участие
в научно-практических конференциях, различные виды практической деятельности.
Каждый педагог образовательной организации должен разработать свой план по саморазвитию, качественно работать над своей проблемой исследования: изучать различные информационные ресурсы, выступать на заседаниях методического объединения, педсоветов, проводить внеклассные мероприятия, открытые занятия, посещать уроки коллег.
Основными
элементами технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования,
являются диагностирование и самоанализ профессиональной подготовленности педагога
и уровня развития личностных качеств [ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 г. Статья
47]
Разработанная мною технология организации процесса саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования состоит из четырех этапов:
1.
Диагностический этап – анализ затруднений педагога при работе
с детьми с ОВЗ, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации;
2. Подготовительный этап – постановка цели, установка сроков, прогнозирование результатов. Распределение педагогов по группам:
- педагоги, испытывающие затруднения в знании теории науки;
- педагоги, испытывающие затруднения в работе с детьми с ОВЗ;
- педагоги, испытывающие затруднения методического характера;
- педагоги, которым требуется совершенствование личностных качеств.
3.
Практический этап – реализация индивидуального маршрута через разнообразные
формы саморазвития. Конференции, научные семинары, круглые столы, психолого-педагогические
семинары, мастер-классы,
практико-ориентированные формы, тренинги, деловые игры;
4.
Аналитический этап – анализ достигнутых результатов педагога
в процессе работы в условиях инклюзивного образования.
Представленная
технология саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, а именно
при работе с обучающимися
с умственной отсталостью, даёт педагогу возможность реализовать путь своего
дальнейшего профессионального роста как путь самообразования,
самосовершенствования и саморазвития.
Схема
Технология
организации процесса саморазвития педагога
в условиях инклюзивного образования
1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Самоанализ
Учитель Диагностика
Выявление затруднений в педагогической деятельности
при работе с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость)
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Целеполагание
![]() |
Распределение педагогов по группам
![]() |
Педагоги,
испытывающие затруднения в знании теории науки
Педагоги, испытывающие
затруднения в работе с детьми с ОВЗ
Педагоги, испытывающие
затруднения методического характера
Педагоги, которым
требуется совершенствование личностных качеств
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
ЭТАП
Конференции, научные
семинары, круглые столы
Психолого-педагогические
семинары, мастер-классы
Практико-ориентированные
формы
Тренинги, деловые игры,
круглые столы
4. АНАЛИТИЧЕКИЙ ЭТАП
Анализ
достигнутых результатов педагога в условиях инклюзивного образования
Список использованной литературы:
1.
Акимова,
О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт
перспективы: Материалы Всероссийск.
научно-практич. конф., 1 февраля 2011 г. – Мурманск: МГГУ, 2012. С. 4-7.
2.
Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования /
С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения.
2009. № 1. С. 42-54.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года. Статья 47
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года. Статья 48
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.