«Технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования»

  • docx
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования.docx

«Технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования»

Аннотация

Статья раскрывает некоторые особенности саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, при работе с умственно отсталыми обучающимися. В статье представлены компоненты, формы саморазвития педагога, технология организации процесса саморазвития педагога
в условиях инклюзивного образования состоящая из четырех этапов.

Ключевые слова: технология, технологии саморазвития,  технологии саморазвития педагога, инклюзивное образование, обучающиеся с ОВЗ, умственная отсталость.

 

Сегодня необходимость саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования обусловлена самой жизнью, необходимостью, потребностью личности систематически повышать свой профессиональный уровень, постоянно совершенствоваться [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 г. Статья 48]

Саморазвитие педагога является одной из основной потребностью личности, однако формы и пути саморазвития индивидуальны
и своеобразны. Саморазвитие педагога в условиях инклюзивного образования – это необходимая составляющая современного образования, показатель субъектности педагога на всех этапах его непрерывного педагогического образования.

Целью саморазвития педагога является: освоение профессионального мастерства, нового уровня профессиональной компетенции педагога работающего с обучающимися с ОВЗ, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность, но главное - «это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к новому способу и строю его жизнедеятельности». 

Совершенствование профессионального мастерства осуществляется,
в большей части, в практической деятельности педагога, за счёт экспериментальной работы, общения с коллективом [2, с. 43], когда происходит осмысление и применение полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической деятельности в работе
с обучающимися с ОВЗ, а именно с умственно отсталыми.

Главным компонентом в саморазвитии педагога в условиях инклюзивного образования выступает внутришкольная методическая служба, т.к. направлена на оказание помощи педагогам в использовании многообразия методов, форм, средств, технологий образовательной деятельности при работе с умственно отсталыми обучающимися [1, с. 4]

Основной формой саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, на мой взгляд, является изучение современной
научно-методической и учебной литературы, психолого-педагогической информации. Источниками самообразования служат консультации коллег, мастер-классы, доклады, семинары, круглые столы участие
в научно-практических конференциях, различные виды практической деятельности.

Каждый педагог образовательной организации должен разработать свой план по саморазвитию, качественно работать над своей проблемой исследования: изучать различные информационные ресурсы, выступать на заседаниях методического объединения, педсоветов, проводить внеклассные мероприятия, открытые занятия, посещать уроки коллег.

Основными элементами технологии саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, являются диагностирование и самоанализ профессиональной подготовленности педагога и уровня развития личностных качеств [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 г.
Статья 47]

Разработанная мною технология организации процесса саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования состоит из четырех этапов:

1. Диагностический этап – анализ затруднений педагога при работе
с детьми с ОВЗ, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации;

2. Подготовительный этап – постановка цели, установка сроков, прогнозирование результатов. Распределение педагогов по группам:

- педагоги, испытывающие затруднения в знании теории науки;

- педагоги, испытывающие затруднения в работе с детьми с ОВЗ;

- педагоги, испытывающие затруднения методического характера;

- педагоги, которым требуется совершенствование личностных качеств.

3. Практический этап – реализация индивидуального маршрута через разнообразные формы саморазвития. Конференции, научные семинары, круглые столы, психолого-педагогические семинары, мастер-классы,
практико-ориентированные формы, тренинги, деловые игры;

4. Аналитический этап – анализ достигнутых результатов педагога
в процессе работы в условиях инклюзивного образования.

Представленная технология саморазвития педагога в условиях инклюзивного образования, а именно при работе с обучающимися
с умственной отсталостью, даёт педагогу возможность реализовать  путь своего дальнейшего профессионального роста как путь самообразования, самосовершенствования и саморазвития.

 

Схема

Технология организации процесса саморазвития педагога
в условиях инклюзивного образования

 


1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Самоанализ                    Учитель                    Диагностика


Выявление затруднений в педагогической деятельности
при работе с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость)


2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целеполагание

 



Распределение педагогов по группам

 

 


Педагоги, испытывающие затруднения в знании теории науки

Педагоги,  испытывающие затруднения в работе с детьми с ОВЗ

Педагоги, испытывающие затруднения методического характера

Педагоги, которым требуется совершенствование личностных качеств

 


3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Конференции, научные семинары, круглые столы

Психолого-педагогические семинары, мастер-классы

Практико-ориентированные формы

Тренинги, деловые игры, круглые столы

 

 


4. АНАЛИТИЧЕКИЙ ЭТАП

Анализ достигнутых результатов педагога в условиях инклюзивного образования


Список использованной литературы:

1. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск.
научно-практич. конф., 1 февраля 2011 г. – Мурманск: МГГУ, 2012. С. 4-7.

2. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования /
С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года. Статья 47

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года. Статья 48

 


 

Скачано с www.znanio.ru