Предмет логопедического обследования Выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений удетей с различными отклонениями в развитии. Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфереФормирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:
- протекания когнитивных процессов;
- сохранности речедвигательной сферы;
- сохранности слухового и зрительного гнозиса.
Выявление особенностей
формирования речи и
речевых нарушений удетей
с различными отклонениями
в развитии
Речевые и тесно связанные
с ними неречевые процессы
Человек (ребенок),
страдающий нарушением
речи
Определение путей и средств
коррекционно-развивающей
работы и возможностей обучения
ребенка на основе выявления у
него несформированности или
нарушений в речевой сфере
Ориентировочный;
Дифференцировочный;
Основной;
Заключительный(уточняющий).
Сбор анамнестических данных;
Выяснение запроса родителей;
Выявление предварительных данных
об индивидуально-типологических
особенностях ребенка.
Изучение медицинской и
психолого-педагогической
документации;
Изучение работ ребенка;
Беседа с родителями.
Формирование
деятельности
взаимовлияния многих факторов:
зависит
речевой
от
- протекания когнитивных процессов;
речедвигательной
-
сохранности
сферы;
- сохранности слухового и
зрительного гнозиса.
Доски Сегена;
Сбор пирамидки, матрешки;
«Четвертый лишний»;
Лабиринты;
Загадки;
«Нелепицы»;
Сбор конструктора;
Элементарные математические задания.
Обследование мимической
мускулатуры;
Обследование состояния моторики
артикуляционного аппарата;
Обследование произвольной
моторики пальцев рук;
Обследование развития общей
моторики.
Обследование звуковой стороны
речи;
Обследование понимания речи;
Обследование лексического запаса;
Обследование грамматического
строя языка;
Обследование связной речи
Обследование общей моторики;
Обследование тонкой моторики
рук;
Обследование мимики лица и
моторики артикуляционного
аппарата.
Общая (корпоральная) моторика;
Мелкая моторика;
Мимическая моторика;
Артикуляторная моторика;
Праксис;
Координация движений;
Статическая координация;
Динамическая координация;
Серийно-последовательная координация;
Пространственная координация;
Ритмическая и темпоральная координация;
Силовая координация.
Возраст
01,5 мес.
Новообразование
Безусловнорефлекторная
сфера
Моторное развитие
Беспорядочное движение
руками, ногами
2 мес.
34,5 мес.
Начало ориентировочной
деятельности (включение
элементарных уровней коры
мозга)
Развитие ориентировочной
деятельности (включение
двигательных систем мозга:
пирамидных, стволовых,
подкорковых)
Приподнимает головку, лежа
на спине, подносит руки ко
рту, хватает предметы,
прикасающиеся к рукам,
осматривает движения рук
Лежа на животе, высоко
поднимает головку, опираясь
на предплечья, играет с
руками, вытягивает вперед,
осматривает, шире охват
окружающего пространства
4,55 мес. Совершенствование
функционирования
двигательных систем,
тенденция к принятию
вертикального положения,
начало предметной
деятельности (начало
созревания коры мозга)
55,5 мес. Начало освоения схемы тела,
продолжение развития
предметной деятельности
(активизация созревания
теменных структур мозга)
Пытается сесть, когда
тянут за руки, сидит и
держит головку прямо при
поддержке поясницы,
способность извлекать
звуки из погремушки,
вложенной в руку
Лежа на спине, трогает
руками колени,
перекатывается со спины
на бок, попытки взять
увиденный предмет двумя
руками, одной рукой,
провести пальцем по
поверхности игрушки
5,56,5 мес. Формирование отдельных поз тела
и конечностей (созревание
функций постцентральных и
премоторных зон мозга),
усложнение ориентировочной
деятельности, подготовка к более
сложной предметной деятельности
6,57,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела
(активизация теменных долей
мозга)
Лежа на животе, опирается на
вытянутые руки, кисти
раскрыты, грудь поднята,
подбородок опущен, смотрит
вперед, сидит с опорой,
поворачивает голову в стороны,
кисти рук часто раскрыты, поза
руки соответствует предмету,
который он берет
Лежа на спине, поднимает ноги
вверх, трогает ступни руками,
сидит без поддержки, легко
теряет равновесие,
перекладывает предмет из руки
в руку, вращает кистью с
игрушкой
7,58,5
мес.
8,59,5
мес.
Более зрелый
кинестетический
(афферентный) и
кинетический
(эфферентный) праксис
(более зрелые теменные доли
мозга, усложнение
двигательных координаций,
укрепление «вертикали»
Усложнение двигательных
актов (включение лобных
долей), появление
произвольности, владения
телом, начало жестовой
коммуникации
(непредметные действия)
Предмет – объект
спонтанного внимания,
сидит без поддержки, сам
занимается игрушкой,
поднимает предмет двумя
руками, когда ставят на
ножки, упирается и
пружинит
Переворачивается со
спины на живот, с живота
на спину, ползает на
животе, хлопки в ладоши
9,511 мес.
1112 мес.
11,5 года
Совершенствование пальцевого
праксиса (развитие широкой
сенсомоторной доли мозга),
усложнение предметной
деятельности
Стремление к вертикальному
положению, совершенствование
кистевого и пальцевого праксиса
Активно осваивает ползание,
встает на четвереньки,
раскачивается впередназад,
сидит, «пинцетный захват»
Встает с поддержкой,
присаживается, держась за
опору, осваивает бросание
Совершенствование
корпорального праксиса,
манипуляции, координация
движений (созревание
подкорковых структур мозга,
мозжечка), Тяга к образу в
предметной деятельности, начало
развития элементарной
конструктивной деятельности
Стоит без опоры, напряженно
делает несколько шагов,
вытянув руки вперед,
манипулирует предметами,
внимательно смотрит, сам
встает с пола, попытки
рисовать («каракули»), ставит
на кубик 12 кубика,
разворачивает завернутый
предмет
1,52 года
23 года
Начало освоения рельефа
(выработка ассоциативных связей
между теменнопремоторными
зонами и затылочными (зрение)),
появление мелкой моторики рук
(совершенствование стриальной
системы мозга)
Осваивает ровный и неровный
рельеф, приставным шагом
поднимается по ступенькам,
держась за перила и руку
взрослого, опускает предмет в
маленькое отверстие
Сложные двигательные
координации, возраст новых
навыков (активное развитие
подкорковой (экстрапирамидной)
и мозжечковой двигательных
систем совместно с пирамидными
и стволовыми)
Встает со стульчика без опоры,
ходит задом наперед,
перешагивает через
препятствия, сам спускается по
лестнице приставным шагом,
пытается поймать катящийся
мяч, строит башенку из 4
кубиков, переливает жидкость
из одного сосуда в другой
3 года
Выработка первых
двигательных
автоматизмов
(значительная степень
зрелости двигательной
сферы)
Стоит на одной ноге 23
секунды, встает на
цыпочки, поднимается
по лестнице сам
приставным шагом,
подталкивает мячик
ногой, ударяет по нему
с размаху, пытается
подпрыгнуть, крутит
педали трехколесного
велосипеда, раскатывает
пластилин, пытается
резать бумагу
ножницами
1 – 1,5 года – зажатие карандаша в ладони, нет
попыток изобразить что-то определенное;
2 – 3 года –зажатие карандаша сверху;
С 3 лет – определенные линии, неровные овалы;
3,5 – 4 года - свободное манипулирование
карандашом, копирование, передача пропорций;
5 лет – выполнение горизонтальных и
вертикальных штрихов, четкие линии;
6 лет – копирование геометрических фигур,
завершенные овалы, доступны любые
графические движения.
Общая двигательная активность;
Объем движений;
Способность к переключению движений;
Координация движений рук, ног;
Чувство равновесия;
Равномерность работы мышц;
Тонус мышц вовремя движения и при
удержании позы;
Темп движения;
Точность движения;
Двигательные замены;
Синкинезии; самостоятельность выполнения.
Движения рук и плечевого пояса;
Движения туловища;
Движения ног и сохранение равновесия;
Статическая координация;
Динамическая координация;
Пространственная ориентация.
Пальцевые пробы
Графические пробы
Предметные пробы
Инструментальные пробы
Асимметрия лица, сглаженность
носогубных складок,
Нарушение тонуса лицевой мускулатуры,
Гипомимия,
Гиперкинезы лица,
Оральные синкинезии.
Мышцы лба
Мышцы глаз
Мышцы щек
Статическая координация
Динамическая
Пространственная
Серийно-последовательная
Ритмическая
Мимический праксис.
Общая двигательная активность;
Способность к удержанию позы;
Объем движений;
Способность к переключению движений;
Равномерность работы мышц;
Тонус мышц вовремя движения и при
удержании позы;
Темп движения;
Точность движения;
Двигательные замены;
Синкинезии; самостоятельность выполнения.