Технологии логопедического обследования

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет логопедического обследования Выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений удетей с различными отклонениями в развитии. Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфереФормирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов: - протекания когнитивных процессов; - сохранности речедвигательной сферы; - сохранности слухового и зрительного гнозиса.
Иконка файла материала Технологии логопедического обследования (2).ppt
Выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений удетей с различными отклонениями в развитии
Речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы
Человек (ребенок), страдающий нарушением речи
Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере
Ориентировочный; Дифференцировочный; Основной; Заключительный(уточняющий).
Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Изучение медицинской и психолого-педагогической документации; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями.
Формирование деятельности взаимовлияния многих факторов: зависит речевой от - протекания когнитивных процессов; речедвигательной - сохранности сферы; - сохранности слухового и зрительного гнозиса.
Доски Сегена; Сбор пирамидки, матрешки; «Четвертый лишний»; Лабиринты; Загадки; «Нелепицы»; Сбор конструктора; Элементарные математические задания.
Обследование мимической мускулатуры; Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата; Обследование произвольной моторики пальцев рук; Обследование развития общей моторики.
Обследование звуковой стороны речи; Обследование понимания речи; Обследование лексического запаса; Обследование грамматического строя языка; Обследование связной речи
Обследование общей моторики; Обследование тонкой моторики рук; Обследование мимики лица и моторики артикуляционного аппарата.
Общая (корпоральная) моторика; Мелкая моторика; Мимическая моторика; Артикуляторная моторика; Праксис; Координация движений; Статическая координация; Динамическая координация; Серийно-последовательная координация; Пространственная координация; Ритмическая и темпоральная координация; Силовая координация.
Возраст 0­1,5 мес. Новообразование Безусловно­рефлекторная  сфера Моторное развитие Беспорядочное движение  руками, ногами 2 мес. 3­4,5 мес. Начало ориентировочной  деятельности (включение  элементарных уровней коры  мозга) Развитие ориентировочной  деятельности (включение  двигательных систем мозга:  пирамидных, стволовых,  подкорковых) Приподнимает головку, лежа  на спине, подносит руки ко  рту, хватает предметы,  прикасающиеся к рукам,  осматривает движения рук Лежа на животе, высоко  поднимает головку, опираясь  на предплечья, играет с  руками, вытягивает вперед,  осматривает, шире охват  окружающего пространства
4,5­5 мес. Совершенствование  функционирования  двигательных систем,  тенденция к принятию  вертикального положения,  начало предметной  деятельности (начало  созревания коры мозга) 5­5,5 мес. Начало освоения схемы тела,  продолжение развития  предметной деятельности  (активизация созревания  теменных структур мозга) Пытается сесть, когда  тянут за руки, сидит и  держит головку прямо при  поддержке поясницы,  способность извлекать  звуки из погремушки,  вложенной в руку Лежа на спине, трогает  руками колени,  перекатывается со спины  на бок, попытки взять  увиденный предмет двумя  руками, одной рукой,  провести пальцем по  поверхности игрушки
5,5­6,5 мес. Формирование отдельных поз тела  и конечностей (созревание  функций постцентральных и  премоторных зон мозга),  усложнение ориентировочной  деятельности, подготовка к более  сложной предметной деятельности 6,5­7,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела  (активизация теменных долей  мозга) Лежа на животе, опирается на  вытянутые руки, кисти  раскрыты, грудь поднята,  подбородок опущен, смотрит  вперед, сидит с опорой,  поворачивает голову в стороны,  кисти рук часто раскрыты, поза  руки соответствует предмету,  который он берет Лежа на спине, поднимает ноги  вверх, трогает ступни руками,  сидит без поддержки, легко  теряет равновесие,  перекладывает предмет из руки  в руку, вращает кистью с  игрушкой
7,5­8,5  мес. 8,5­9,5  мес. Более зрелый  кинестетический  (афферентный) и  кинетический  (эфферентный) праксис  (более зрелые теменные доли  мозга, усложнение  двигательных координаций,  укрепление «вертикали» Усложнение двигательных  актов (включение лобных  долей), появление  произвольности, владения  телом, начало жестовой  коммуникации  (непредметные действия) Предмет – объект  спонтанного внимания,  сидит без поддержки, сам  занимается игрушкой,  поднимает предмет двумя  руками, когда ставят на  ножки, упирается и  пружинит Переворачивается со  спины на живот, с живота  на спину, ползает на  животе, хлопки в ладоши
9,5­11 мес. 11­12 мес. 1­1,5 года Совершенствование пальцевого  праксиса (развитие широкой  сенсомоторной доли мозга),  усложнение предметной  деятельности Стремление к вертикальному  положению, совершенствование  кистевого и пальцевого праксиса Активно осваивает ползание,  встает на четвереньки,  раскачивается вперед­назад,  сидит, «пинцетный захват» Встает с поддержкой,  присаживается, держась за  опору, осваивает бросание Совершенствование  корпорального праксиса,  манипуляции, координация  движений (созревание  подкорковых структур мозга,  мозжечка), Тяга к образу в  предметной деятельности, начало  развития элементарной  конструктивной деятельности Стоит без опоры, напряженно  делает несколько шагов,  вытянув руки вперед,  манипулирует предметами,  внимательно смотрит, сам  встает с пола, попытки  рисовать («каракули»), ставит  на кубик 1­2 кубика,  разворачивает завернутый  предмет
1,5­2 года 2­3 года Начало освоения рельефа  (выработка ассоциативных связей  между теменно­премоторными  зонами и затылочными (зрение)),  появление мелкой моторики рук  (совершенствование стриальной  системы мозга) Осваивает ровный и неровный  рельеф, приставным шагом  поднимается по ступенькам,  держась за перила и руку  взрослого, опускает предмет в  маленькое отверстие Сложные двигательные  координации, возраст новых  навыков (активное развитие  подкорковой (экстрапирамидной)  и мозжечковой двигательных  систем совместно с пирамидными  и стволовыми) Встает со стульчика без опоры,  ходит задом наперед,  перешагивает через  препятствия, сам спускается по  лестнице приставным шагом,  пытается поймать катящийся  мяч, строит башенку из 4  кубиков, переливает жидкость  из одного сосуда в другой
3 года Выработка первых  двигательных  автоматизмов  (значительная степень  зрелости двигательной  сферы) Стоит на одной ноге 2­3  секунды, встает на  цыпочки, поднимается  по лестнице сам  приставным шагом,  подталкивает мячик  ногой, ударяет по нему  с размаху, пытается  подпрыгнуть, крутит  педали трехколесного  велосипеда, раскатывает  пластилин, пытается  резать бумагу  ножницами
1 – 1,5 года – зажатие карандаша в ладони, нет попыток изобразить что-то определенное; 2 – 3 года –зажатие карандаша сверху; С 3 лет – определенные линии, неровные овалы; 3,5 – 4 года - свободное манипулирование карандашом, копирование, передача пропорций; 5 лет – выполнение горизонтальных и вертикальных штрихов, четкие линии; 6 лет – копирование геометрических фигур, завершенные овалы, доступны любые графические движения.
Общая двигательная активность; Объем движений; Способность к переключению движений; Координация движений рук, ног; Чувство равновесия; Равномерность работы мышц; Тонус мышц вовремя движения и при удержании позы; Темп движения; Точность движения; Двигательные замены; Синкинезии; самостоятельность выполнения.
Движения рук и плечевого пояса; Движения туловища; Движения ног и сохранение равновесия; Статическая координация; Динамическая координация; Пространственная ориентация.
Пальцевые пробы Графические пробы Предметные пробы Инструментальные пробы
Асимметрия лица, сглаженность носогубных складок, Нарушение тонуса лицевой мускулатуры, Гипомимия, Гиперкинезы лица, Оральные синкинезии.
Мышцы лба Мышцы глаз Мышцы щек Статическая координация Динамическая Пространственная Серийно-последовательная Ритмическая Мимический праксис.
Общая двигательная активность; Способность к удержанию позы; Объем движений; Способность к переключению движений; Равномерность работы мышц; Тонус мышц вовремя движения и при удержании позы; Темп движения; Точность движения; Двигательные замены; Синкинезии; самостоятельность выполнения.