Технологии логопедического обследования обследование звукопроизношения артикуляционный – выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи;
2. фонологический – выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
артикуляционный – выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи;
2 аспекта (Г.В. Чиркина):
1. артикуляционный – выяснение особенностей
образования ребенком звуков речи и
функционирования произносительных органов в
момент речи;
2. фонологический – выяснение различения
ребенком системы речевых звуков (фонем) в
различных фонетических условиях.
1. обследование произношения звуков
по подражанию:
изолированно,
в слогах (прямых, обратных, со стечением),
в словах (начало, середина, конец слова),
во фразах, скороговорках, потешках;
в самостоятельной речи:
в словах по предметным картинкам,
во фразах по сюжетным картинкам,
в связной речи;
2. обследование звукослоговой структуры слова,
3. обследование фонематического восприятия.
Гласные а э и ы о у
Свистящие и шипящие согласные (+ аффрикаты)
с с’ з з‘ ц ш щ ж ч
Сонорные р р’ л л’ н н’ м м’ й
Парные глухие и звонкие
пб тд кг фв
Их мягкие варианты
п’б’ т’д’ к’г’ ф’в’
Сочетание мягких согласных звуков с гласными
пи пе пя пю пё д’ м’ т’ с’
1 серия заданий
Обследование произношения слов
различной структурной сложности
Задачи:
Определение уровня доступности слоговой структуры слова
для спонтанного изолированного воспроизведения,
определение характера и количества возможных искажений;
Исследование возможностей детей использовать слова
простой и сложной слоговой структуры в составе
минимального контекста, определение характера и
количества возможных искажений при различных вариантах
употребления слов.
Ведущий прием: называние предъявляемых
предметных картинок.
Инструкция: Скажи, что это (кто это) ?
Задание 1. Произнесение односложных слов.
Речевой материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов.
Речевой материал: а) слова типа СГСГ – муха, лиса, вода, вата,
коты, ноты; б) слова типа СГСГС – петух, банан, диван, лимон,
веник, вагон.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями
согласных звуков.
Речевой материал: а) в начале слова – гном, хлеб, стул, блин,
клен, внук; б) в конце слова – бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями
согласных звуков.
Речевой материал: а) на стыке слогов – банка, банты, кофта,
майка, тапки, танки, медведь; б) в начале слова – знаки,
гномы, столы, слоны, шкафы, ступа.
Задание 5. Произнесение трехсложных слов.
Речевой материал: а) слова типа СГСГСГ – панама, кубики,
бананы, собака, машина, лопата; б) слова типа СГСГСГС –
самолет, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями
согласных звуков.
Речевой материал: яблоко, автомат, автобус, апельсин,
виноград, карандаш, пистолет, цыпленок, конфеты,
клубника, скакалка, будильник.
Задание 7. Произнесение многосложных слов.
Речевой материал:
а) без стечений согласных звуков – Буратино, помидоры,
самолеты, кукуруза, гусеница, макароны, пуговица,
пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) со стечениями согласных звуков – светофоры, сковородка,
полотенце, космонавты, учительница, воспитательница.
Ведущий прием: повторение слов за логопедом (или
совместно) со зрительной опорой на картинки.
Инструкция: Посмотри, послушай, повтори.
Задание 1. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных
слов.
Речевой материал: мох, мех, пух, бак, Бим, бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных
слов.
Речевой материал: боты, дети, ива, кофе, киты, дома; венок, гамак,
газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных
слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных
слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: а) на стыке слогов – овца, индюк, тыква, нитки,
зайка, кактус, миска, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) в начале и середине слова – клюква, плитка, звезда, гнездо,
кнопка, спутник; в) с несколькими стечениями конверт,
проспект, Москва, Кремль, пингвин, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных
слов.
Речевой материал: дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, калина,
воробей, петушок, соловей, молоток, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных
слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: а) с одним стечением – комната, гантели, аптека,
осьминог, охотник, памятник; б) с двумя стечениями – квартира,
звездочка, продукты, футболист, спутники, космонавт.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение
многосложных слов.
Речевой материал:
а) без стечений согласных звуков – водолазы, чемоданы,
самолеты, самокаты, бегемоты, телефоны, капитаны,
тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) со стечениями согласных звуков – космонавты, выключатель,
холодильник, экскурсовод, велосипедист, фотоаппарат.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на образец.
Инструкция: Послушай, повтори три-четыре раза.
Речевой материал:
Банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок,
апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на образец.
Инструкция: Посмотри, назови, повтори
несколько раз.
Речевой материал:
Лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама,
голова, самолет, паровоз, аптека, футболист, Буратино,
гусеница, учительница.
Задание 1. Завершение предложений с опорой на картинку.
Инструкция: Я начну говорить, а ты закончишь,
тебе поможет картинка.
Речевой материал:
а) без изменения грамматической формы – желтый (лимон), Катина
(панама), летит (самолет), колючий (кактус); б) с изменением
грамматической формы – я рисую (гусеницу), мы кормили (Бима),
мы летим на (самолете).
Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих
слова различной структурной сложности.
Речевой материал:
а) Бим дома. Бим спит. Лохматый Бим. б) Бим едет на грузовике. Бим
играет на пианино. Бим увидел пингвина.
Задание 1. Многократное воспроизведение конструкции с
предъявлением образца.
Инструкция: Послушай, повтори.
Речевой материал:
Скачет зайчишка. Едут танкисты. Комнатный цветок. Гном ест
хлеб. Садовник поливает шиповник.
Задание 2. Многократное воспроизведение синтаксической
конструкции без постоянного предъявления эталона.
Инструкция: Послушай, повтори несколько раз.
Речевой материал:
а) Катина панама. Цветная бумага. Едет машина. Знаки на
перекрестке. Под кустом лиса.