Технологии логопедического обследования обследование звукопроизношения

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологии логопедического обследования обследование звукопроизношения артикуляционный – выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; 2. фонологический – выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. артикуляционный – выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи;
Иконка файла материала Технология обследования звукопроизношения.ppt
2 аспекта (Г.В. Чиркина):  1. артикуляционный – выяснение особенностей  образования ребенком звуков речи и  функционирования произносительных органов в  момент речи;  2. фонологический – выяснение различения  ребенком системы речевых звуков (фонем) в  различных фонетических условиях.
1. обследование произношения звуков     ­ по подражанию:             изолированно,             в слогах (прямых, обратных, со стечением),             в словах (начало, середина, конец слова),             во фразах, скороговорках, потешках;      ­ в самостоятельной речи:             в словах по предметным картинкам,             во фразах по сюжетным картинкам,             в связной речи; 2. обследование звукослоговой структуры слова, 3. обследование фонематического восприятия.
­ Гласные        а     э     и    ы     о     у ­ Свистящие и шипящие согласные (+ аффрикаты) с      с’    з       з‘     ц   ш     щ     ж     ч ­ Сонорные     р     р’    л     л’     н     н’     м     м’    й ­ Парные глухие и звонкие п­б    т­д    к­г    ф­в ­ Их мягкие варианты п’­б’    т’­д’    к’­г’    ф’­в’ ­ Сочетание мягких согласных звуков с гласными пи    пе    пя    пю    пё       д’       м’       т’       с’
1 серия заданий Обследование произношения слов различной структурной сложности Задачи: ­ Определение уровня доступности слоговой структуры слова  для спонтанного изолированного воспроизведения,  определение характера и количества возможных искажений; ­ Исследование возможностей детей использовать слова  простой и сложной слоговой структуры в составе  минимального контекста, определение характера и  количества возможных искажений при различных вариантах  употребления слов.
Ведущий прием: называние предъявляемых  предметных картинок. Инструкция: Скажи, что это (кто это) ? Задание 1. Произнесение односложных слов. Речевой материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит. Задание 2. Произнесение двусложных слов. Речевой материал: а) слова типа СГСГ – муха, лиса, вода, вата,  коты, ноты; б) слова типа СГСГС – петух, банан, диван, лимон,  веник, вагон. Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями  согласных звуков. Речевой материал: а) в начале слова – гном, хлеб, стул, блин,  клен, внук; б) в конце слова – бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями  согласных звуков. Речевой материал: а) на стыке слогов – банка, банты, кофта,  майка, тапки, танки, медведь; б) в начале слова – знаки,  гномы, столы, слоны, шкафы, ступа. Задание 5. Произнесение трехсложных слов. Речевой материал: а) слова типа СГСГСГ – панама, кубики,  бананы, собака, машина, лопата; б) слова типа СГСГСГС –  самолет, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан. Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями  согласных звуков. Речевой материал: яблоко, автомат, автобус, апельсин,  виноград, карандаш, пистолет, цыпленок, конфеты,  клубника, скакалка, будильник.
Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой материал:  а) без стечений согласных звуков – Буратино, помидоры,  самолеты, кукуруза, гусеница, макароны, пуговица,  пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;  б) со стечениями согласных звуков – светофоры, сковородка,  полотенце, космонавты, учительница, воспитательница.
Ведущий прием: повторение слов за логопедом (или  совместно) со зрительной опорой на картинки. Инструкция: Посмотри, послушай, повтори. Задание 1. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных  слов. Речевой материал: мох, мех, пух, бак, Бим, бом. Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных  слов. Речевой материал: боты, дети, ива, кофе, киты, дома; венок, гамак,  газон, дымок, кабан, салат. Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных  слов со стечениями согласных звуков. Речевой материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных  слов со стечениями согласных звуков. Речевой материал: а) на стыке слогов – овца, индюк, тыква, нитки,  зайка, кактус, миска, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;   б) в начале и середине слова – клюква, плитка, звезда, гнездо,  кнопка, спутник; в) с несколькими стечениями ­  конверт,  проспект, Москва, Кремль, пингвин, актриса. Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных  слов. Речевой материал: дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, калина,  воробей, петушок, соловей, молоток, потолок, колосок. Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных  слов со стечениями согласных звуков. Речевой материал: а) с одним стечением – комната, гантели, аптека,  осьминог, охотник, памятник; б) с двумя стечениями – квартира,  звездочка, продукты, футболист, спутники, космонавт.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение  многосложных слов. Речевой материал:  а) без стечений согласных звуков – водолазы, чемоданы,  самолеты, самокаты, бегемоты, телефоны, капитаны,  тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;  б) со стечениями согласных звуков – космонавты, выключатель,  холодильник, экскурсовод, велосипедист, фотоаппарат.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на образец. Инструкция: Послушай, повтори три-четыре раза. Речевой материал:  Банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок,  апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница. Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на образец. Инструкция: Посмотри, назови, повтори несколько раз. Речевой материал:  Лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама,  голова, самолет, паровоз, аптека,  футболист,  Буратино,  гусеница, учительница.
Задание 1. Завершение предложений с опорой на картинку. Инструкция: Я начну говорить, а ты закончишь, тебе поможет картинка. Речевой материал:  а) без изменения грамматической формы – желтый (лимон), Катина  (панама), летит (самолет), колючий (кактус); б) с изменением  грамматической формы – я рисую (гусеницу), мы кормили (Бима),  мы летим на (самолете). Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих  слова различной структурной сложности. Речевой материал:  а) Бим дома. Бим спит. Лохматый Бим. б) Бим едет на грузовике. Бим  играет на пианино. Бим увидел пингвина.
Задание 1. Многократное воспроизведение конструкции с  предъявлением образца. Инструкция: Послушай, повтори. Речевой материал:  Скачет зайчишка. Едут танкисты. Комнатный цветок. Гном ест  хлеб. Садовник поливает шиповник. Задание 2. Многократное воспроизведение синтаксической  конструкции без постоянного предъявления эталона. Инструкция: Послушай, повтори несколько раз. Речевой материал:  а) Катина панама. Цветная бумага. Едет машина. Знаки на  перекрестке. Под кустом лиса.