Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."
Оценка 4.9

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка +2
Взрослым
15.02.2017
Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."
В данной работе рассматривается роль коллективного музицирование в становлении исполнителя-солиста, а именно --дисциплины « Ансамбль». Эта дисциплина представлена самостоятельным жанром. В статье рассматриваются не только образовательные задачи, но и воспитательные функции предмета « Ансамбль». Задачи и функции разбиты на три группы, роль каждой в становлении исполнителя-солиста рассматривается отдельно.В данной работе рассматривается роль коллективного музицирование в становлении исполнителя-солиста, а именно --дисциплины « Ансамбль». Эта дисциплина представлена самостоятельным жанром. В статье рассматриваются не только образовательные задачи, но и воспитательные функции предмета « Ансамбль». Задачи и функции разбиты на три группы, роль каждой в становлении исполнителя-солиста рассматривается отдельно.
Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста..docx
преподаватель МБОУ ДО «Иловлинская  ДШИ» Гомзина Ирина Ивановна Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя­ солиста. Мы   привыкли   говорить   о   предмете   «Ансамбль»,   как   дисциплине воспитывающей   хорошего   исполнителя   в   музыкальном   коллективе   и   очень редко рассматриваем его роль в воспитании исполнителя­солиста.  Многие   могут   возразить   мне,   говоря,   что  развитие   технической   базы исполнения и музыкально­творческих способностей учащегося происходит на основе приобретенных им знаний на уроках специальности, а ансамбль это всего лишь продолжение и закрепление навыков полученных на этих занятиях. Да,  эти  предметы неразрывно связаны друг с другом,  но  ансамбль решает многие задачи предмета «Специальность», помогая, в том числе, воспитывать у обучающихся навыки исполнителя­солиста. Бесспорно,   дисциплина   «   Ансамбль»   или   так   называемое   коллективное музицирование, у учеников является самым любимым предметом в процессе обучения,   игре   на   инструменте.     Учитывая   потребности   нашего   времени, когда   слушатель   воспитан   на   популярной,   легкой   в   восприятии   музыки, выступление   ансамбля   на   сцене   более   востребовано   и     популярно,   чем сольные  выступления учащихся, т.к. эти выступления  ярче и эмоциональнее.  Но как может влиять участие в коллективе на формирование солиста? Давайте   рассмотрим   эту   дисциплину,   ее   роль   в   учебном   процессе   более детально. Для   музыкального   и   общего   развития   детей   значение   коллективного инструментального   музицирования,   достаточно   трудно   переоценить. Ансамбль   –   как   дисциплина   очень   многогранна.   Этот   предмет многофункционален   и  несет   на   себе   не   только   обучающую   нагрузку,  но   и психологическую,   воспитательную   (нельзя   забывать   о   том,   что   мы, преподаватели дополнительного образования, призваны не только обучать, но и   воспитывать   подрастающее   поколение).   Эта   дисциплина   является самостоятельным   жанром   исполнительского   искусства,   обладает   своей ценностью и  выполняет  функции  воспитания ансамблевого, а впоследствии оркестрового   исполнителя,     и   функцию   становления   исполнителя­солиста. Очень жалко, что в учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства (ФГТ), в обязательную часть ансамбль  вводится с 4 класса, при 8­летнем обучении, и со   2   класса,   при   5­летнем.   Правда,   в     вариативной   части,   коллективное музицирование, предусматривается с первого года обучения , но с оговоркой на имеющиеся финансовые ресурсы учреждения, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.  А   так   важно   начинать   эти   занятия   именно   с  1   класса,   ведь   этот   предмет решает множество задач, такие как:  расширение   кругозора   учащегося   путем   ознакомления   с ансамблевым репертуаром;   стимулирование   развития   эмоциональности,   памяти, мышления,   воображения и творческой активности при игре на инструменте;  формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   необходимых   не   только   для   ансамблевого навыков, музицирования;   развитие чувства  партнерства при игре в ансамбле, артистизма, музыкальности;   обучение   навыкам   самостоятельной   работы,   а   также   навыкам чтения с листа;   решение   коммуникативных   задач   (совместное   творчество обучающихся   разного   возраста,   влияющее   на   их   творческое   умение   общаться   в   процессе   совместного развитие, музицирования)  приобретение   опыта   творческой   деятельности   и   публичных выступлений;   формирование   у   наиболее   одаренных   выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста  Практически   все   задачи   совпадают   с   направлениями   в   воспитании индивидуального солиста на уроках специальности. Можно сгруппировать задачи данного предмета в три группы, по обучающим технологиям: 1. собственно обучающие  2. коммуникативные 3. подготовка солистов Давайте  разберем свами  каждую группу с той точки зрения, что она дает в воспитании исполнителя­солиста. Первая группа—обучающая. Думаю,   никто   не   будет   спорить   с   утверждением,   чем   больше   ребенок­ исполнитель, будущий музыкант,   слушает и играет музыкальных пьес, тем значительно   расширяется   его   музыкальный   кругозор.   Через   исполняемый репертуар,   происходит   знакомство   с   различными   музыкальными   стилями, манерой исполнения.  Мы  сейчас   отмечаем,  что  по  настоящему  музыкально­одаренных  детей,  на данный момент, в школах — единицы. Основным контингентом являются так называемые   «   середнячки»   (и   в   лучшем   случае   если   эти   «середнячки» трудолюбивы).   Наша   задача   «   подтянуть»   этих   детей   до   сравнительно «высокого среднего исполнительского уровня». Занимаясь   в   коллективе,   дети   обучаются   не   только   у   педагога,   но   и   в результате взаимодействия друг с другом. Здесь действует психологическая сторона: « Если может кто­то, то значит так играть, могу и я!» На основе коллективного   музицирования   соподчинения   друг   другу,   достижения   развития   музыкально­технических   навыков, единства   исполнения, формируется и индивидуальный стиль.           Я   еще   раз   хочу   подчеркнуть,  что   очень   важно   включать   дисциплину «Ансамбль» в программу обучения с первого класса.          Первоклашка   не   владеющий   нотной   грамотой,   играя   на   шумовых инструментах в сопровождении педагога, начинает накапливать свой слуховой опыт,   идет  формирование   основных   исполнительских   качеств,   развитие музыкально   –   творческих   способностей   учащегося.   Играя   на   шумовых инструментах   (перкусиях),   инструментах   оркестра   К.Орфа   в   составе большого ансамбля или дуэта, учащийся познает многообразие музыкального мира.  Происходит первое знакомство с метро­ритмом—одним из значимых элементов музыки. Приобретение метро­ритмической основы в исполнении и для   коллективного   музицирования   и   для   солиста,   не   менее   важно,   чем развитие технического исполнения и музыкальности.       Игра   в   ансамбле,   не   только   у   первоклашек,   но   и   у   всех   учащихся вырабатывает   ряд   необходимых   музыкальных   качеств:   дисциплинирует   в отношении   ритма,   вырабатывает   чувство   нужного   темпа,   способствует развитию мелодического, полифонического и гармонического слуха. Происходит понимание и чувство музыкальной формы.       Ребенок   познает   изобразительные   (технические)   возможности   своего   музыкального   инструмента,   знакомится   с   новыми   средствами   музыкальной выразительности,   приобретает   навыки   в   выражении   эмоций   (с   помощью динамики) и правильной фразировке музыкального материала.  Закрепляется   владение   средствами   артикуляции,   изученными   штрихами. Происходит открытие новых музыкальных звуков, тембров ( особенно если ансамбль   состоит   из   различных   инструментов)   и   знакомство   с   новыми приемами   звукоизвлечения.   Активизируются   музыкальная   память   и творческое   воображение.   Сравнение   игры   разных   участников   ансамбля помогает   сделать   выводы   о   манере   игры,   вырабатывать   свой   стиль исполнения. Приобретённые новые навыки и закрепленные старые, помогают ребенку в работе над сольными произведениями.  Эта   функция   ансамбля   решает Вторая   группа—коммуникативная. проблемы   не   только   общения   детей   ,взаимопонимания,   объединения   их   в   она   помогает   преодолеть достижении   заданной   цели, нерешительность,   неуверенность   в   своих   силах.   Коллективное   творчество   задачи, учит ответственности и дисциплинированности, развивает организованность, а также решает ряд психологических проблем: застенчивый ребенок, участвуя в музыкальном коллективе, чувствует себя в «центре жизни», а музыкальный, творческий, технически подготовленный ребенок —  проявляет свои навыки и фантазию на деле.        Не   будем   забывать,   что   каждый   родитель,   да   и   учитель,   хочет   видеть результат обучения  своих детей, будь это выступления на сцене или участие в конкурсах.   Участие   в   концертной   деятельности   детей   с   различными музыкальными данными, с разным уровнем подготовки в одном коллективе, делают их более уверенными в своих силах. При этом педагог ­­ не только организатор учебного процесса и вдохновитель, но и участник совместного, творческого процесса. В процессе   работы над репертуаром, подготовки к выступлению, педагог  и ученики  предстают  как  равные   партнеры,  ищущие совместное решение поставленных задач как музыкально­творческих, так и задач технического плана.    Такая совместная работа приносит удовлетворение в эмоциональном плане всем участникам ансамбля. Пробуждает интерес к самостоятельным занятиям дома, интерес к своему инструменту, а успешные выступления на сцене, в составе   коллектива,   приносят   радость,   раскованность   в   исполнении   и поведении на сцене. Появляется желание исполнять сольные партии. А затем уже и выходить на сцену самостоятельно с сольными произведениями. Причем нужно подчеркнуть, что участие в концертах это один из мощнейших стимулов   поддержания   интереса   к   дальнейшему   обучению,   особенно   для учеников младших классов.  Для учащихся старших классов выступление на сцене — это самоутверждение, неосознанное стремление подтвердить свои артистические способности. Мы подошли к третьей обучающей технологии — сольное исполнение.    Как правило, нотный материал для малых форм ансамблей строится таким образом, что сольная партия зачастую, располагается в первой партии или есть   небольшие   сольные   фрагменты   в   каждой   партии.   Очень   мало музыкальной   литературы   для   малых   форм   ученического   ансамбля произведений   с   солистом,   а   проявить   свою   индивидуальность   хочется нескольким участником ансамбля. В этом случае приходят на помощь новые технологии   или   как   их   называют   технологии  IP.   Другими   словами фонограммы.        Игра   под   фонограмму—это   та   же   игра   в   ансамбле,   только   более профессиональном.   Звучит   очень   ярко.   Это   настоящий   современный концертный номер. Всегда очень хорошо воспринимается зрителем. Играть   под   фонограмму   нравиться   всем   обучающимся.   Обладая   навыками коллективной   игры,   умением   слушать   и   слышать   окружающих   ребята   без труда   овладевают   этим   навыком.   Вопрос   в   сценическом   репертуаре   и возрасте,   в   котором   ребенок   может   выйти   с   сольным   исполнением   под фонограмму.        По своему опыту работы, могу сказать, что хорошо выглядят на сцене ребята от 13 лет. Они уже хорошо физически сложены ( могут играть стоя), более   ярко   проявляется   артистизм,   могут   хорошо   себя   «преподнести» зрителю (т.к. в этом возрасте уже заканчивается формирование личности и приходит   четкая   осознанность   желаний   и   обязательств).   Именно   с   этого возраста подросток хочет проявить свою индивидуальность. Немаловажную роль   играет   приобретенный   опыт   коллективных   выступлений   —   ребенок более комфортно чувствует себя на сцене, может «общаться» со зрителем.     Что   касается   репертуара.   Здесь   немного   сложнее   в   том   плане,   что   большинство   профессиональных   фонограмм,   которые   можно   найти   в интернете,   рассчитаны   на   музыкально­технически   хорошо   подготовленного исполнителя­солиста.   В   этом   случае   можно   поработать   над   исходным материалом, т.е. как говорят «обрезать», а можно поступить по другому…    Как уже говорилось выше, наш слушатель настроен на популярную музыку. Именно она востребована и воспринимается с успехом. И я в своей работе очень часто использую фонограммы песен. Популярные, известные мелодии песен и саундтреки из кинофильмов дети исполняют с удовольствием, т.к. они легки   в   исполнении   и   запоминании,   а   само   ощущение   приобщения   к современной эстраде приносит удовлетворение. Можно сказать ­­ музыкант открывает себя заново. Он становится солистом, индивидуальностью…  В данном виде творчества (игре под фонограмму) учащиеся получают первые навыки импровизации, вариативности, транспонировании…  Но это уже другая тема и другая статья. Литература. 1. http://www.iroski.ru/sites/default/files/PO01UP02_3.pdf       Проект примерной программы по учебному предмету ансамбль.­­ М.2012

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста."

Технологии образования "Роль дисциплины «Ансамбль»  в становлении исполнителя- солиста."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017