Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"
Оценка 4.9

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
музыка
Взрослым
05.03.2018
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"
Цель урока: Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; Задачи урока: Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр. Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки
Конспект урока.docx
Организационная  структура  урока № Этапы урока         Деятельность учителя Приветствие в форме вокальной попевки : « Здравствуй, солнце  золотое».   Формируемые умения  ( УУД)  Метапредметные УУД Познавательные: Коммуникативные:  учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками.  Исполнение всем классом Регулятивные: восприятие  информации учителя I II Организационны й момент   ( самоопределен ие к учебной  деятельности) Этап  актуализации и  пробного  учебного  действия Метапредметные УУД Познавательные:  постановка и решение  проблемы. Коммуникативные: умение слушать других  учащихся. Регулятивные: умение  обнаружить проблему ­ Мы отправимся с вами в удивительное волшебное  путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно  вспомнить, где мы были на прошлом уроке? «Мозговой штурм». У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые  пригодятся нам на уроке.  Сколько ладов в музыке мы знаем? Назвать их? Будем себя  оценивать сегодня при помощи цветных карандашей. Синий  ­мажорный лад(веселый), красный – минорный лад (грустный) ­ Что такое музыкальный театр? ­Что можно увидеть в театре? ­ А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается  Деятельность  учащихся Приветствие учителя  Фиксируют проблему,  рассуждают. III Постановка  проблемы: Цель: вызвать у  учащихся  эмоциональную  реакцию  затруднения Метапредметные УУД Познавательные: учатся  выдвигать цели и делать  выводы. Формулировка  целей и задач. Коммуникативные:  обсуждая проблему со  сверстниками, высказывают  собственное мнение,  оказывают помощь друг  дугу. Регулятивные: следят за  ответами одноклассников Вступают в диалог  совместно с учителем,  отвечая на вопросы:  «Большой состав  музыкантов­оркестр,  руководит оркестром  дирижер»/ Высказывают  свою точку зрения, что  без руководителя  оркестра сложно  исполнять музыкальное  произведение волшебство.   Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» сцена рождественского праздника ­ Кто исполнил эту музыку? Симфонический оркестр. ­Что такое оркестр? Оркестр­это коллектив музыкантов, играющих на различных  инструментах. ­ Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят,  кто где захочет или есть определенный порядок? Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для  того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей. ­  Взгляните, какой большой оркестр, как много разных  инструментов. Как называется место для оркестра?  ­  Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в  состав симфонического оркестра. – Если мы сейчас попробуем изобразить свой оркестр. Все ли у  нас получилось?  ­ Интересно, как им удается играть так согласованно? – Может, есть главный в оркестре? Взмахнет волшебной палочкой, И музыка звучит. Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, Кому пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная оркестром  управляет. А как назвать волшебника, кто, ребята, знает? (Дирижер) ­ Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит  дирижерскую палочку ­О ком мы будем говорить  сегодня на уроке ? Правильно  о  дирижере, о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных  инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  Тема урока  называется «Волшебная палочка дирижёра». Цель:  Задачи ­ А кто из вас знает, почему палочка дирижера называется  волшебной? ­Эту палочку иногда называют волшебной.  Почему? ­Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.  ­Не   только   у   дирижера   есть   волшебная   палочка,   давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку. ­   У   сказочных   героев   –   фея.   В   мультиках   –   волшебники, звездочеты.   У   меня   тоже   есть   такая   волшебная   палочка. Посмотрим в конце урока станет ли она волшебной от ваших голосов. А пока узнаем о ней подробнее. ­ История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна. Сообщение (Катя)       В   18   веке   в   опере   дирижера   называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 Фиксируют, участвуют в  беседе, работают с  источником, выполняют  записи в тетрадях IV История  возникновения  дирижерской  палочки. метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». ­ И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту. ­ Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки? (Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки) Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился   первый   скрипач   оркестра,   который   отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась   необходимость   в   более   четкой   ритмической организации   оркестра.   Возникло   «тихое   дирижирование» жестами рук. Чтобы   сделать   руки   дирижера   более   заметными, использовали   различные   предметы.   Чаще   всего использовали   скрипичный   смычок   (показ   смычка)   или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике   ­   показывать   ей   спину   считалось   неприличным. Небольшую   деревянную   палочку   для   дирижера   впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор. (фото на доске) Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который   стоит   к   ним   спиной.   Первым,   кто   повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.(фото на доске) Чтобы   дирижерская   палочка   была   более   заметной,   ее делают   светлой.   Палочка   явилась   как   бы   продолжением V Физкультминут ка руки дирижера.  Все   ли   вам   было   понятно   из   рассказа   Кати?   Просигнальте карандашами. Давайте проверим. ­   Как   звали   дирижера   в   18   веке?   (дровосек,   идет   запись   в тетради) ­Что он использовал вместо палочки? (батута) ­Как называлось такое дирижирование? ­Что стали использовать вместо палочки в 19 веке? ­ Кто впервые применил палочку? ­Кто первый повернул дирижера к оркестру? ­ Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.(СЛАЙД ) Организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте  (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем  играют с помощью учителя – дирижера.) Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. Просмотр видеофрагмента работа дирижера. ­Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? дирижер направляет и управляет оркестром.  Правильно, в переводе с французского Дирижер ­  направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его  волшебная палочка. Учитель   показывает   музыкальные   инструменты   за   спиной   у одного   из   учеников   по   очереди.   Дети   при   помощи   жестов   и мимики   показывают   участнику   тот   или   иной   музыкальный Дети записывают понятия в тетради. Дети при помощи жестов  показывают чтобы  ведущий отгадал что это  за инструмент. VI Открытие  новых знаний Цель:  формирование  представления о  роли дирижера в  симфоническом  оркестре и роль  тамбурмажора в  военном духовом оркестре Метапредметные УУД Познавательные:  формулирование проблемы  и поиск решения. Умение отличить дирижера  симфонического оркестра  от тамбурмажора военного  оркестра Коммуникативные Регулятивные: Целеполагание, оценка,  самооценка Коммуникативные: умение слушать собеседника,  обосновать собственное  мнение. Задавать вопросы. инструмент. Учитель предлагает познакомиться с возникновением  оркестра  и  о роли дирижера в оркестре. Просмотр видеофрагмента работы дирижера с  симфоническим оркестром. Фиксируют, участвуют в  беседе, работают с  источником, выполняют  записи в тетрадях Рассказ учителя о роли тамбурмажора в военном оркестре:  «Ближайшим родственником симфонического оркестра  является военный духовой оркестр.   Для него также требуется  дирижер. Когда оркестр стоит или сидит, перед ним находится  дирижер. А как только оркестр отправится на марш, перед ним  появляется помощник дирижера­ тамбурмажор. В своих руках  он держит жезл. Он машет жезлом вверх и вниз, указывая темп и размер Просмотр видеофрагмента работы тамбурмажора в  военном оркестре. Задает вопрос: какими способностями  должен обладать  дирижер? Продолжите фразу: « Чтобы быть дирижером,  нужно….»  ­ Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде   всего   это:   хороший   музыкальный   слух,   память, коммуникабельность,   жизненная   активность,   великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все   вместе   они   дают   облик   профессионального   дирижера. Отсутствие какого­либо из них – уже изъян». ­   В   нашей   стране   много   выдающихся   дирижеров,   которые внесли   огромный   вклад   в   развитие   дирижерского   искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие VII Этап включения  новых знаний и  повторений Метапредметные УУД  познавательные; формулирование проблемы  и поиск решения. Коммуникативные: умение слушать, участвовать в  обсуждении,  договариваться, проявлять  активность во  взаимодействии Регулятивные: планировать действия, выполнять  музыкально­ творческое  задание дирижеры нашей страны.  Приём “ Речетворчество ”.  Задание : На вашей парте лежат листы с разной  информацией по теме. Каждая группа внимательно читает  информацию  и продолжает фразу которая указана. Одна  группа отвечает остальные группы внимательно слушают  информацию. И готовят свой вопрос на понимание  сказанного. С каких слов начинается вопрос на понимание?  ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ Продолжите фразу «Когда и кто был первым  дирижером…..» В 19 веке появился первый дирижер. Раньше дирижеры  стояли лицом к публике –показывать ей спину было  неприличным. В наше время дирижеры стоят спиной к  публике управляя оркестром. Небольшую деревянную  палочку для дирижера впервые применил композитор и  дирижер   Людвиг Шпор. Правильно ли я поняла …..что Людвиг Шпор не только  дирижер ,но и композитор? Продолжите фразу «Чтобы руководить оркестром  дирижеру нужно….» слайд 10  Чтобы сделать руки дирижера более заметными,  использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок  или нотные листки, свернутые в рулон,  некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.  Современными инструментами дирижера являются   партитура и палочка. Правильно ли я поняла ,чтобы руководить оркестром   раньше использовали скрипичный смычок ? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик  профессионального дирижера. Но прежде всего это:  хороший музыкальный слух, память, жизненная активность,  хорошая физическая форма, громадная сила воли, широкий  кругозор знаний в самых разных областях.. Правильно ли я поняла, чтобы быть дирижером нужно  обладать широким кругозором знаний в разных  областях?  Продолжите  мысль « Зачем…. в оркестре дирижер».  Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или  хором, а помогает дирижерская палочка. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами  дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит  инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Правильно ли я поняла, что Все музыканты внимательно  должны следить за жестами дирижера, чтобы сыграть  красивую мелодию? VIII Рефлексия  учебной  деятельности Метапредметные УУД Познавательные: учатся  правильно строить свои  высказывания. Коммуникативные: Проявляют активность во  взаимодействии Регулятивные:  осуществляют итоговый  контроль Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какая  группа инструментов является фундаментом оркестра?  Перечислите названия произведений, которые сегодня звучали  на уроке. В чем вы испытывали затруднения? Оценивают себя,  выставляя отметки,  делают выводы.

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"

Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Волшебная палочка дирижера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018