Хоровой класс
Оценка 4.9

Хоровой класс

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
музыка +1
Взрослым
26.02.2018
Хоровой класс
Учебная программа по предмету «Хоровой класс» дополнительной общеразвивающей программы «Общее эстетическое образование» (срок обучения 5 лет) - Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности до уровня самореализации самовыражения в сфере хорового искусства; хорового пения. - Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.Учебная программа по предмету «Хоровой класс»
Учебная программа.docx
Учебная программа по предмету «Хоровой класс» дополнительной общеразвивающей программы «Общее эстетическое образование» (срок обучения 5 лет) 2016 г. Аннотация   учебной   программы   по   предмету   «Хоровой   класс» дополнительной   общеразвивающей   образовательной   программы   «Общее эстетическое образование», срок обучения 5 лет.  Структура программы:  1. Пояснительная записка  2. Учебно­тематический план  3. Содержание учебного курса.  4. Методические рекомендации  5. Условие организации программы.  6. Используемая литература.  Цель обучения:  ­   Развитие   музыкально­творческих   способностей   учащихся,   образного   и ассоциативного   мышления,   фантазии,   музыкальной   памяти,   эмоционально­ эстетического   восприятия   действительности   до   уровня   самореализации самовыражения в сфере хорового искусства; хорового пения.  ­   Воспитание   слушательской   и   исполнительской   культуры,   способности воспринимать   образное   содержание   музыки   и   воплощать   его   в   разных   видах музыкально­творческой деятельности.  Основные задачи обучения:  Образовательные:  ­   вооружить   учащихся   системой   опорных   знаний,   умений   и   способов   в деятельности,   обеспечивающих   в   своей   совокупности   базу   для   дальнейшего Самостоятельного   общения   с   музыкой,   музыкального   самообразования   и самовыражения;  ­ научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении.  Развивающие:  ­ развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять её для самореализации в сценической деятельности;  ­   приобщить   учащихся   к   «золотому   фонду   народной,   классической   и современной хоровой музыки.  ­   всесторонне   развивать   музыкальный   слух   ­   мелодический,   ритмический, гармонический, динамический, тембровый.  Воспитательные: Коллективность   музыкального   действия, ­ формировать художественный вкус у обучающихся;  создать   условия   для   социального,   культурного   и   профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.  Формы и режим занятий:  Занятия проводятся 1 час в неделю; 34 ч. в учебном году.  Учебный   процесс   организован   всем   хоровым   коллективом,   по   партиям,   совместность ансамблями. индивидуальных   музыкально­эстетических   переживаний,   ответственность каждого за общее дело ­ все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально­исполнительской деятельности.  Контроль   за   учебным   процессом   предусмотрен   учебными   планами   и осуществляется в нескольких видах:  1. Текущий контроль ­ оценка работы на уроке.  2. Тематический контроль ­ мини­концерты (проверка программного материала).  3.   Итоговый   контроль   ­   оценка   результатов   обучения   за   определённый промежуток учебного времени (отчётные концерты, конкурсы, фестивали).  Традиционные формы контроля:  ­ индивидуальный опрос;  ­ опрос по партиям;  ­ опрос ансамблями;  ­ участие в концертах;  ­ участие в конкурсах, фестивалях.  В результате обучения хоровому пению ученик должен знать:  ­ специфику певческого искусства;  ­ основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;  ­ многообразие музыкальных образов и способов их развития.  Уметь:  ­   эмоционально   –   образно   воспринимать   и   выразительно   исполнять   хоровые произведения;  ­   узнавать   на   слух   изученные   хоровые   произведения   русской   и   зарубежной классики,   произведения современных композиторов;  ­ исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;    образцы   народного   музыкального   творчества, Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:  ­певческого инструментального музицирования; ­   музыкального   самообразования:   (посещение   концертов   музыкальных спектаклей).  Реализация программы обеспечивает развивающий эффект:  ­ Развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащегося.  ­   развитие   общих   способностей:   памяти,   внимания,   воли,   воображения, мышления.  ­ развитие навыка пения по нотам.  ­ развитие навыка ансамблевого пения.  ­ навыка исполнения 2­х, 3­х голосных произведений среди которых могут быть народные песни, сочинения композитов ­ классиков, современных композиторов, произведения духовной музыки с сопровождением и a’cappella. Пояснительная записка В   основу   образовательного   процесса   на   отделении   «Музыкальное   искусство» положена   концепция   развивающего   обучения,   согласно   которой   работа   над приобретением   и   совершенствованием   исполнительских   навыков   и   умений находится   в   неразрывной   связи   с   всесторонним,   универсальным   развитием личности   ученика,   расширением   его   художественного   и   общекультурного кругозора. Данная   программа   направлена   на   выполнение   одной   из   важнейших   задач музыкального образования ­ обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических   и   современных   музыкальных   произведений.   Учебно­ воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания. Основным отличием данной программы от типовой является ее ориентация на общекультурные цели развития учащихся, в части развития интереса к музыке, к хоровому   пению;   развития   музыкальных   способностей,   достаточных   для самостоятельной деятельности в сфере музыкального искусства. Цели и задачи: ­ обогащение опыта эмоционально­ценностного отношения к хоровой музыке в период   обучения   осуществляется   в   первую   очередь   за   счет   изучаемых произведений жанрово­стилевом отношении. Важной составляющей изучаемого учащимися  хорового  репертуара  становятся образцы современной популярной хоровой музыки; ­ освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров   фольклорных   сочинений,   использование   народных   песен   в   обработке композиторов классиков; ­   включение   в   программу   произведение   духовной   музыки   базируется   на культурологическом   подходе,   который   дает   возможность   учащимся   осваивать духовно­нравственные ценности как неотъемлемую часть хоровой музыкальной культуры. При отборе и выстраивании хорового репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся; на раскрытие интонационной природы хоровой музыки, ее содержательного смысла. На первый план выступают умения представлять каким должно быть звучание данного   конкретного   произведения   в   определенном   характере,   жанре,   стиле. Воспринимать   музыкальную   интонацию   эмоционально   откликаться   на содержание исполняемого произведения. Наряду с умениями в программе очерчивается круг вокально­хоровых навыков,   формируемых   в   певческой   деятельности:   певческой   установки, звукообразования,   певческого   дыхания,   артикуляции,   вокального   строя   и ансамбля,   координация   деятельности   голосового   аппарата   с   основными свойствами   певческого   голоса   (звонкостью,   полётностью   и   т.д.),   навыки следования   дирижерским   указаниям.   Особую   группу   составляют   слуховые навыки,   среди   которых   основополагающее   значение   имеют   навыки   слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания. ­   установка   на   подготовку   учащихся   к   музыкальному   самообразованию, реализующую в программе в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования. На сегодняшний день данная программа востребована, удовлетворяет интересы детей, родителей. Эффективность программы оценивается повышением интереса к обучению качеством знаний, умений, навыков. Цель обучения: ­   Развитие   музыкально­творческих   способностей   учащихся,   образного   и ассоциативного   мышления,   фантазии,   музыкальной   памяти,   эмоционально­ эстетического   восприятия   действительности   до   уровня   самореализации   и самовыражения в сфере хорового искусства; хорового пения; ­   воспитание   слушательской   и   исполнительской   культуры,   способности воспринимать   образное   содержание   музыки   и   воплощать   его   в   разных   видах музыкально­творческой деятельности. Основные задачи обучения Образовательные: ­   вооружить   учащихся   системой   опорных   знаний,   умений   и   способов   в деятельности,   обеспечивающих   в   своей   совокупности   базу   для   дальнейшего самостоятельного   общения   с   музыкой,   музыкального   самообразования   и самовоспитания; ­ научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении; Развивающие: ­ развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание   слушать   и   исполнять   ее   для   самореализации   в   сценической деятельности; ­   приобщить   учащихся   к   «золотому»   фонду   народной,   классической   и современной хоровой музыки; всесторонне   развивать   музыкальный   слух   ­   мелодический,   ритмический, гармонический, динамический, тембровый. Воспитательные: ­ формировать художественный вкус у учащихся; ­   создать   условия   для   социального,   культурного   и   профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур. Мотивационные: ­   сформировать   стремление(потребность)   использовать   репертуар,   знания   и умения,   приобретенные   учащимися   на   уроках   в   деятельности   школьного коллектива, в быту, на досуге; ­   создать   комфортную   обстановку,   атмосферу   доброжелательности   и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность. Концептуальная часть В   основу   программы   легли   следующие   методологические   положения, разработанные в музыкальной педагогике: ­   тематика   занятий   носит   воспитательно­образовательный   характер   и соответствует самой музыки (Н. Л. Гродзенская, Ю. Б. Алиев); ­ систематическое развитие музыкально­слуховых представлений языка музыки и овладение   соответствующими   музыкальными   навыками   являются   базой   для развития личности ребенка (Т. JI. Беркман, М. А. Румер); ­ певческая культура ­ важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова). Программа опирается на принципы: ­  принцип  увлеченности, согласно  которому  в  основе  хоровых  занятий   лежит эмоциональное восприятие хоровой музыки; ­   принцип   «тождества   и   контраста»   реализуется   в   процессе   выявления интонационных,   жанровых,   стилистических   связей   хоровых   произведений   и освоения музыкального языка; ­ ­ принцип деятельности освоения хорового искусства; ­ ­ принцип незаменимости той или иной хоровой музыки для данного возраста. Формы и режим занятий. Занятия проводятся ­ 1 час в неделю; 34 урока в учебном году. Учебный   процесс   организован   всем   хоровым   коллективом,   по   партиям ансамблями. В детском хоре важны сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, использование общих распеваний и индивидуальной подготовки певцов   к   репетициям,  практика   работы   малыми   ансамблями   (группами   хора). Коллективность   музыкального   действия,   совместность   индивидуальных музыкально ­ эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело ­   все   эти   качества   присущи   хоровому   пению   как   виду   музыкально   ­ исполнительской деятельности. Формы контроля над результатом обучения. Показателем эффективности любого процесса служит конечный результат. Система оценки и контроля за процессом развития учащихся наполняется новым содержанием, появляется возможность анализировать рост навыков, 9 темпы развития ученика, объём проделанной работы. Контроль   за   учебным   процессом   предусмотрен   учебными   планами   и осуществляется в нескольких видах: Текущий   контроль   ­   наиболее   оперативная   проверка   результатов   (проверка домашних заданий, оценка работы на уроке), 1. Тематический  контроль ­ заключается  в  проверке   программного  материала (мини­концерты) 2.   Итоговый   контроль   ­   проводится   как   оценка   результатов   обучения   за определенный   промежуток   учебного   времени   (отчетные   концерты,   конкурсы, фестивали). Традиционные формы контроля ­ индивидуальный опрос ­ опрос по партиям ­ опрос ансамблями ­ участие в концертах ­ участие в конкурсах, фестивалях Виды концертных выступлений Концертные выступления являются результатом всего процесса обучения. Дают возможность   выступать   на   сцене   детям   с   разными   музыкальными   данными, делают их более уверенными в своих силах. 1. Участие в конкурсах, фестивалях, детско­юношеской ассамблеи (номинация «Хоровое пение») ­ 1 раз в 2 года. 2. Участие в отчетном концерте школы ­ хор старших классов ­ 1 раз в год. 3. Участие в отчетном концерте музыкального отделения школы ­ 1 раз в год. Выступают все хоровые коллективы отделения. 4. Выступление учащихся младшего хора в детских садах города ­ 2­3 раза в год. 5. Выступление учащихся подготовительного хора ­ 1 раз в год, в мае месяце перед родителями. Использование   разных   форм   открытых   концертов   дает   возможность   всем учащимся найти свою концертную площадку, своего слушателя, а следовательно способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей. Прогнозируемый результат Реализация программы обеспечивает Развивающий эффект: ­ Развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ­   Развитие   общих   способностей:   памяти,   внимания,   воли,   воображения, мышления. ­ Развитие навыка пения по нотам Обучающий эффект 10 ­   Умение   осознанно   применять   навыки   академического   звукообразования   для создания музыкального образа в зависимости от его эмоционально­нравственного содержания. ­ Навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть   народные   песни,   сочинения   композиторов­классиков,   произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella. Воспитательный эффект: ­   Формирование   желания   продолжить   заниматься   пением   в   хоре   как   в художественной самодеятельности, так и продолжая обучение в ССУЗах. ­   Способность   взаимодействовать   с   окружением   в   соответствии   с   принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения хоровому пению ученик должен: Знать и понимать: ­   специфику   певческого   искусства;   ­   возможности   музыкального   искусства   в отражении   вечных   проблем   жизни;   ­   основные   жанры   народной   и профессиональной   хоровой   музыки;   ­   многообразие   музыкальных   образов   и способов их развития. Уметь: ­   эмоционально­образно   воспринимать   и   выразительно   исполнять   хоровые   и вокальные произведения; ­   узнавать   на   слух   изученные   хоровые   произведения   русской   и   зарубежной классики,   произведения современных композиторов; ­ исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;   образцы   народного   музыкального   творчества, ­   устанавливать   взаимосвязи   между   различными   видами   искусства   на   уровне общих идей, художественных образов. Использовать приобретенные знания и умения s практической и повседневной жизни для: ­   певческого   и   инструментального   музицирования   дома,   в   кругу   друзей   и сверстников, на внеклассных мероприятиях; ­ музыкального самообразования: слушания хоровых и вокальных произведений в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач). Учебно­тематический план 11 Содержание учебного курса. Основные задачи: ­ Воспитывать интерес и любовь к хоровому искусству, художественный вкус, чувство музыки как основы музыкальной грамотности. Необходимо: ­ Научить слушать мелодию и аккомпанемент. ­   Научить   слушать   двухголосные   упражнения,   анализировать   направления движения того или иного голоса. ­ Разучить и исполнять произведения, где аккомпанемент не дублирует мелодию. ­ Исполнение канонов. ­ «Педальное» двухголосие. ­ Эпизодическое двухголосие. ­ Мелодия с самостоятельным движением голосов. ­   Создать   атмосферу   доброжелательности   и   сотрудничества   для   включения учащихся в активную творческую деятельность. Развитие певческого голоса. ­ Расширение звуковысотного диапазона до1 – ми 2. ­ Выработка высокой певческой позиции. ­ Формирование навыка кантиленного пения. ­ Развитие подвижности голоса, исполнение распевок с различным ритмическим рисунком в поступенном мелодическом движении и с небольшими скачками (б3, м3, ч4) ­   Развитие   у   детей   способности   к   анализу   качества   звука   и   исполнение музыкального произведения в отношении передачи нравственно­ эстетического содержания певческим голосом. В   упражнениях   постепенно   вводятся   подвижные   нюансы,   варьируется   темп исполнения (от среднего к медленному, затем подвижному) Работа над вокальными навыками. Продолжение работы над: ­ Певческим дыханием как выразительным элементом исполнения музыкальных фраз; совершенствование «цепного» дыхания. ­ Звукообразованием; единообразного звучания ч­гласных, четкое произношение согласных   при   сохранении   напевности,   кантилены.   Название   темы   теория практика 1. Развитие певческого голоса 2 6 / 2. работа над вокальными навыками 2 7 3. Развитие музыкального слуха 2 7 4. Развитие музыкальной грамотности 2 6 ИТОГО: 34 часа 12 ­   Совершенствование   навыка   пения   с   различными   штрихами,   исполнение акцентов. ­ Ансамблем и строем. ­  Формирование  согласованного  исполнения  вокальных  сочинений, работа   над частным   и   общим   ансамблем,   ритмической   и   темповой   слитностью, динамической одноплановостью партий. ­ Пение мелодических и гармонических интервалов. ­ Дикцией, выразительностью слов, развитием артикуляционного аппарата. Исполнение   напевной   музыки.   Пение   колыбельных   способствует   выработке красиво   льющегося   голоса.   Развитию   кантилены   помогают   русские   народные песни с распевами. Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется гармоническому слуху. Это необходимо в связи с углубленной   работой   над   строем   в   хоре.   Исполнение   многоголосия   требует гармонического способа интонирования. Развитие музыкальной грамотности. ­ Продолжение работы по формированию навыка пения по нотам. ­   Расширение   музыкально­слухового   опыта,   сообщение   сведений   о   стилевых особенностях певческого звука. На хоровых занятиях младшего хора дети учатся: ­ петь песни разного эмоционального содержания ­ проникаться настроением песни и передавать его в своем исполнении ­ петь двухголосные произведения ­   соблюдать   правила   пения   и   охраны   голоса   (петь   естественным,   красивым звуком, с мягкой атакой звука; правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова). ­ понимать основные дирижерские жесты: «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения). Методические рекомендации. Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые   можно   классифицировать   по   источнику   информации   и   характеру деятельности ­ словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим   задачам   ­   восприятие,   приобретение   знаний,   формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль. Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики: ­   соответствие   содержания   методики   обучения   и   воспитания   детей   уровню общественного развития; ­ постоянство требований и систематическое повторение действий; 13 ­ увлеченность и интерес; ­   учет   реальных   возможностей,   возрастных   и   индивидуальных   особенностей детей. Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как: ­зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий; ­ осознание целей обучения; ­ значимость для детей усваиваемого репертуара; ­ сложности произведения. Четкая   структура   занятии   имеет   в   детском   хоре   особое   значение.   Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными. Приемы и методы организации учебно­воспитательного процесса. Рекомендуется   опираться   на   классификацию   методов   разработанную   Ю.   К. Бабанским: ­ метод стимулирования и мотивации учебной деятельности A) создание ситуаций успеха в учении Б) поощрение и порицание B) разъяснение ­ метод организациии осуществления учебных действий А) словесные (рассказ, беседа) Б) наглядные (иллюстрация, демонстрация) A) практические Г) репродуктивные и проблемно ­ поисковые ( от частного к общему, от общего к частному) Д) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. ­ метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­ познавательной деятельности А) метод устного контроля и самоконтроля в обучении Методы   музыкального   образования   обуславливают   взаимодействие   с содержанием   музыки,   направлены   на   освоение   способов   музыкальной деятельности,   позволяют   проявиться   внутреннему   миру   ребенка,   наблюдать процесс самоизменения через музыку. Методы, вошедшие в группу стимулирования и мотивации учения, пробуждают у учащихся потребности, мотивы к общению с разнообразной хоровой музыкой, получений) новой информации; участвовать в коллективных формах творческой деятельности, нацеливают на продуктивный результат своей деятельности. Методы, вошедшие в группу организации и осуществления учебных действий и операций, позволяют понять содержание музыкального искусства, познакомиться с индивидуальным стилем композиторов, освоить 14 способы   действий,   помогающие   воссоздать   авторский   замысел   произведений, совершенствовать технические способы исполнения вокально­хоровой музыки. Методы,   вошедшие   в   группу   контроля   и   самоконтроля,   позволяют   ребенку научиться   регулировать   свои   действия,   определять   пути   продвижения, совершенствовать формы и способы собственной деятельности. Ориентация   на   результат,   ради   которого   был   выбран   тот   или   иной   метод является условием выбора приемов. Система приемов определяет не только содержание метода, но и его своеобразие в действии. Для   включения   детей   в   активную   и   приятную   для   них   деятельность   можно порекомендовать   ряд   эффективных   методических   приемов,   характерных   для каждого этапа обучения. ­ распевание. ­ разучивание и исполнение песен. ­ хоровое сольфеджио. ­ творческие задания. ­ слушание музыки. ­ игры. Распевание.   Его   назначение   ­   разогревание,   постройка   голосового   аппарата, развитие творческих навыков. Материалом   для   распевания   могут   служить   русские   народные   песни, специальные упражнения, фрагменты из разучиваемых на уроках произведений. В процессе распевания проводится работа основным направлениям ­   развитию   звуковысотного   и   динамического   диапазона   голоса,   его   тембра   и подвижности. Обоснованная   последовательность   упражнений,   их   постепенное   усложнение, свободное. В меру активное неформируемое пение ­ таковы основные требования к проведению распевания. Разучивание и исполнение произведений. Целесообразно проводить работу сразу над несколькими различными по характеру и сложностями песнями. В процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на качество творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении, учить красоте и содержательной наполнености хорового звучания. Итогом   должно   стать   создание   убедительного   художественного   образа, выразительное осмысленное исполнение музыки. Хоровое сольфеджио. Под ним понимается совокупность упражнений и приемов, направленных   на  развитие   музыкальной   грамотности   детей,  в   первую   очередь умения петь по нотам. От пения по нотам одноголосной мелодии впоследствии хор перейдет к пению 2х, Зхголосных сочинений по партитурам. Творческие задания: нарисовать рисунок к песне, придумать названия к каждому куплету,   найти   подголосок   к   заданному   мотиву,   придумать   собственную мелодию   на   определенный   текст.   Развитию   творческого   навыка   у   детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные, ритмические. 15 Слушание   музыки.   Пение   и   слушание   музыки   ­   две   взаимосвязанные, обогащающие друг друга формы постижения музыкального искусства. Слушаются   песни,   которые   разучиваются   в   классе   (в   исполнении   педагога,   в записи), другие хоровые и инструментальные сочинения, доступные и интересные детям. Особенно   внимательно   дети   воспринимают   музыку   в   исполнении   специально приглашенных на хоровое занятие музыкантов ­ учащихся более старших классов ДШИ. Такие встречи могут носить эпизодический характер, но планировать их обязательно. Игра   ­   эффективное   средство   развития   у   детей   интереса   к   пению   (пение   по ролям,   соединение   пения   с   движением   и   танцам),   введение   простейших музыкальных инструментов, Главное   в   хоровых   занятиях   ­   увлеченность,   заинтересованность,   светлый мажорный тон занятий. Пение представляет собой наиболее доступный для детей вид   музыкальной   деятельности,   являясь   в   то   же   время   достаточно   сложным творческим процессом. Методические   приемы   обучения   пению   обуславливаются   общими воспитательными   задачами,   особенностями   коллективного   и   индивидуального пения школьников на всех этапах обучения. Педагогические   приемы   связанны   с   последовательным   разучиванием   песен   и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. Одним   из   необходимых   условий   правильного   певческого   звучания   голоса является певческая установка. Певческая установка ­ это правильное, удобное и естественное физическое положение ребенка во время пения: прямое положение корпуса и головы создает благоприятное условие для естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. При   прямой   осанке,   свободной   шеи   грудная   клетка   сама   собой   принимает положение вдоха и плавного выдоха. При прямом положении головы голосовой аппарат так же освобождается от напряжения. В процессе вокально­певческого воспитания детей младшего школьного возраста уделяется особое внимание формированию и развитию певческой артикуляции и дикции.   Детям   предстоит   научиться   управлять   своими   органами   речи, воспринимать   вокальную   речь,   осуществлять   контроль   за   собственным исполнением. Правильное произношение гласных звуков в процессе пения очень важно. Нередко у детей в процессе пения возникает мышечная напряженность в органах   артикуляции,   что   оказывает   отрицательное   влияние   на   процесс формирования звукопроизношения. Для демонстрации правильной артикуляции полезно звуки произносить утрированно. Закрепление правильного произношения звука   рекомендуется   производить   в   звукоподражаниях,   слогах,   текстах   и скороговорках.   Большое   значение   имеет   работа   над   распевами.   Сначала исполняется упражнения ­ попевки, с целью достичь легкого и чистого звука. Этому помогаю слоги «га­ка­ку­го­гу». Звучащие согласные «г­к» 16 упражняют мягкое нёбо, «зи­зе» ­ переднеязычные  слоги, делают голос более эластичным.   Обучение   пению   начинается   с   небольших   попевок­интонаций, состоящих   из   двух­трех   разновысотных   звуков.   Попевки   основаны   на нисходящем   движении.   ЭТО   позволяет   во­первых   сохранить   головное резонирование,   во­вторых   ­   высокий   звук   лучше   отражается   в   сознании, следовательно чище интонируется. Нужно стремиться к тому, чтобы звук при пении   был   мягкий   негромкий,   динамика   меццо­форте.   Важнейший   навык   ­ правильность   и   чистота   исполнения   мелодий   в   хоровом   пении   (строй).   Все приемы развития этого навыка связанны с формированием музыкально слуховых представлений, слухового самоконтроля. В вокальной работе с детьми необходимо придерживаться следующих принципов: 1.   Развивать   голос   из   примарных   тонов,   постепенно,   не   спеша,   расширяя диапазон. 2.   Главным   методом   вокальной   работы   является   устное   объяснение   и   пение учителя и лучших учеников. 3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении. 4. Вся певческая работа должна быть тесно связанна с развитием музыкального слуха и развитием личности ребенка. 5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки. 6. Работать без торопливости. Главное не количество, а качество выученного. 7. Повторение выученного ­ фундамент для последующей работы. В работе с детьми этого возраста возможно использовать творческие задания ­ сюжетные этюды, небольшие игры, в которых эпизод за эпизодом раскрывается содержание песни с помощью интонации голоса, взгляда, движений, жестов. Музыкальная   деятельность   осваивается   детьми   младшего   возраста   на   основе подражания   педагогу   и   возникающее   эмоциональное   состояние   создает благоприятное условие для развития личности ребенка в данной деятельности. Подражание Должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать. Педагогу следует набраться терпению хвалить детей и радоваться каждой, даже незначительной, удаче. Доброжелательный настрой ­ залог совместного успеха. Певческая установка На занятиях хоровых пением на этом этапе чередуется пение сидя и стоя. 17 Стоя петь удобнее. Стоять надо чуть расставив ноги, для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять могут дети 5­10 минут, потом сесть или подвигаться. Певческую   установку   надо   закреплять   постоянно,   пока   не   выработается устойчивый навык. Одним из самых распространенных недостатков у детей этого возраста является зажатость нижней челюсти. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о   неправильном   положении   гортани,   о   нарушениях   физиологии   певческого процесса Необходимо   так   же   следить,   чтобы   учащиеся   во   время   пения   не   наклоняли головы   в   разные   стороны,   так   как   важно   сохранить   вертикальное   положение гортани. Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, т.е. стремление выразить   ярко*   и   правдиво   характер   и   содержание   музыки   заставляет преподавателя и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит осваивать технические основы певческого процесса. Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально­хоровые упражнения.  Их   цель   ­  выработка   вокальных   навыков,   позволяющих   овладеть певческим голосом. Музыкальный материал, исполняемый в качестве вокально­хоровых упражнений, делится на две категории: 1   ­   упражнения,   которые   применяются   вне   связи   с   каким­либо   конкретным произведением.   Они   содействуют   последовательному   накоплению   вокально­ хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения. 2 ­ упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направлены они на преодоление конкретных трудностей какого­либо произведения. Развитию гармонического слуха учащихся немало способствует пение канонов. «Часы»,  «Братец   Яков»,  «Здравствуй,  Петя­петушок».  Каноны   рекомендуется заканчивать   большим   фермато,   с   замиранием   голоса,   это   воспитывает   навык цепного дыхания, филировки. Особое внимание обращается на выработку основных певческих свойств голоса ­ звонкости, полётности. Чтобы научить детей естественному, красивому пению необходимо   привить   им   определенные   г?ев4ёские   навыки:   дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки. Основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы и таким образом делают прием понятным. Выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: «вдохни глубоко, с   удовольствием,   как   будто   нюхаешь   душистый   цветок».   Умение   экономно расходовать выдыхаемый  воздух, распределять его на целую фразу в пении ­ важная задача в выработке навыков певческого дыхания. 18 Научить   детей   правильно   взять   дыхание   и   протянуть   звук,   спеть   небольшую фразу на одном дыхании ­ первое требование в обучении пению. Умение петь легато   составляет   важнейшее   качество   голоса.   На   базе   имеющихся   навыков певческого дыхания прививаются навыки цепного дыхания (упражнение: гамма целыми нотами, в нисходящем движении. Возобновлять дыхание следует тихо, не нарушая общей стройности звучания) В детском хоровом пении применяется и мягкая и твердая атака звука. Мягкая атака   ­   основа   певческого   звучания.   Звук   воспроизводится   осторожно,   без толчка. При твердой атаке необходимо следить чтобы звук не был крикливым, форсированным. Условиями гармоничного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы. Обратить внимание на особенности звучания округлых гласных. Важным   методом   воспитания   правильного   певческого   звукообразования являются показ голосом самого педагога, демонстрация правильного звучания и ошибок. Интенсивному   развитию   музыкального   слуха   способствует   пение   а   capella. Хороший унисон в хоре ­ основа чистого многоголосного пения. Подвижность и неусидчивость ребят заставляет искать разные формы в работе над вокально­техническими навыками. Используя игровые моменты на хоровых занятиях педагог добивается атмосферы эмоциональной отзывчивости. Дети любят исполнять песни с игровым, задорным, комическим содержанием. Игровые формы исполнения ­ подражание педагогу ­ пение цепочкой ­ жестами, хлопками ­ соревнование групп и сольно ­ «зрители» и «артисты» ­ пантомимой (характер, исполнение) ­ использование звуковых фонаций ­ вокализация на слоги, гласные ­ использование шумовых инструментов ­ игры с пением (хороводные) ­ драматизация песни В процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому произведению. Важно  отметить,  что не  все  запланированные произведения   надо  доводить  до концертного состояния. Некоторые произведения хор изучает в рабочем порядке с целью ознакомления. За год надо выучить 8­10 произведений разной сложности. 3­4 вынести из них на отчетный концерт. Работа над хоровым произведением А) Разбор 19 Разбор текста и музыки в доступной форме. Средства выразительности: темп, размер, характер, ритм, динамика. Б) Исполнение Правильная   передача   художественного   образа,   фразировка   и   нюансы   в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация. Разучивать   произведения   можно   различными   методами:   учить   по   слуху,   с применением   высотного   тактирования,   с   опорой   на   нотную   запись, сольфеджируя. В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. Задачи самые разные: в одной песне ­ первое знакомство, в другой ­ работа над фразой,   в   третей   ­   соединение   мелодии   с   аккомпанементом,   в   четвертой   — работа над элементами двухголосия и т.д. Работа   над   несколькими   произведениями   разной   сложности   и   объема стимулирует вокальное и музыкальное развитие учеников. В   старших   классах   продолжается   работа   над   развитием   музыкальных способностей, освоением вокала, расширением навыков многоголосного пения, исполнительских навыков. Каждое   занятие   начинается   с   распевания.   Рекомендуется   использовать фонопедические упражнения В. Емельянова. Целью фонопедических упражнений является расширение координационных и тренажных задач работы над голосом, стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач: 1) голосовые сигналы доречевой коммуникации; 2) управление артикуляционной мускулатурой; 3) произвольное управление регистрами; 4) выработка певческого вибрато; 5) формирование механизма прикрытия; Также   используются   распевания   А.Яковлева.   Они   состоят   из   специальных вокальных упражнений и представляют собой материал на котором у поющих целенаправленно   развиваются   определенные   качества   певческого   голоса.   Они носят   универсальных   характер,   имеют   относительную   стабильность, периодически пополняют группу приемов. Распевание в старшем хоре включает элементы хорового сольфеджио. Вся работа ведется только по партитурам. «Концентрический» метод М. Глинки является функционалом вокальной школы и основой методики певческого воспитания. Сущность метода такова: 1. Развивать голос следует из примерных звуков. 2. Диапазон ­ всего лишь несколько тонов. 3. Работать надо постепенно, без торопливости. 4. Петь на умеренном звучании. 20 5. Уделять внимание качеству звучания и свободе при пении. Работа над воспитанием звука неотделима от работы над развитием певческого дыхания. Требование к хоровому певцу ­ уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая   плеч   и   сохраняя   вдыхательную   установку,   экономно   расходовать взятый воздух, Столько, сколько требует фраза, предложение. Дыхание   развивается   постепенно:   мышечное   чувство   формируется   по   мере укрепления дыхательной мускулатуры. Певческое   дыхание   вырабатывается   в   процессе   самого   пения   с   осознанием музыкальной фразировки. Для работы над развитием певческого дыхания хорошо использовать русские народные песни, отличающиеся от кантиленности звучания. Ведь   для   достижения   широкой   напевности   и   устойчивой   выразительной интонации и пользуется «цепным» дыханием. При воспитании «цепного» очень важно научить хористов делать вдох в середине выдержанного звука. Быстрый, но вместе с тем спокойный, не судорожный вдох обеспечит четкую работу   дыхательного   аппарата,   а   значит   и   образование   так   называемого «опертого звука». Одним из важнейших принципов вокального воспитания является осуществление постоянной органической связи каждого певческого навыка с вокальным словом: дыхание и слово, звукообразование и слово, дикция и слово. Старший   хор   исполняет   преимущественно   многоголосные   произведения. Поэтому перед коллективом стоит новая задача: дальнейшее развитие хоровых навыков, таких как строй и ансамбль. Чистота интонации и строя способствует сформированное «ладовое чувство», заключающее в способности слышать тяготение между музыкальными звуками, основанными на ладовых тяготениях в основном к тонике и другим, тоническим определенным   звукам.   Чувство   лада   необходимо   как   в   унисонном,   так   и   в многоголосном   пениии.   Развитию   этого   чувства   помогают   упражнения, заключающиеся   в   пении   различных   звукорядов,   трезвучий   с   точным интонированием главных ступеней лада, составлением ­мажорных и минорных последовательностей. Большое значение приобретает пение небольших каденций с ясными ладовыми тяготениями. Одним из действенных средств улучшения хорового строя является пение без сопровождения инструмента. Оно воспитывает слух и голос учащихся на основе наиболее   естественно   звучащего   натурального,   свободного   строя,   что   имеет большое значение в воспитании интонационного чутья и гармонического слуха. Строй   ­   это   чистое,   точное   интонирование   в   одноголосном   и   многоголосном пении.   Когда   на   хоровом   занятии   царит   атмосфера   легкой   приподнятости, увлеченности работой, отсутствует скука, однообразие ­ это весьма благотворно влияет и на сохранении интонационного строя. Одним из важнейших требований хорового ансамбля является единообразие в характере   звукообразования,   произношения,   дыхания,   нюансировки.   В многоголосном пении трудности ансамбля возрастают. Кроме мелодического, 21 выступают еще и требования гармонического ансамбля. Партии голосов должны сливаться в единое целое, связываться единством нюансировки, ритмики, тембра. Подбор репертуара Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие,   пласт   народной   музыки,   произведения   духовной   и   современной музыки.   При   отборе   музыкального   материала   важную   роль   играет   принцип незаменимости   той   или   иной   музыки   для   каждого   данного   возраста,   ее художественная   ценность,   воспитательная   направленность   и   педагогическая целесообразность. Репертуар хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских   голосов.   Главным   «собирательным»   принципом   можно   считать подчинение отбора репертуара учебно­воспитательным задачам. Благодатный материал для вокально­хоровой работы ­ русские народные песни, которые чаще всего исполняются многоголосно и без сопровождения. Одно   из   важных   средств   вокального   воспитания   и   развития   в   детском   хоре заключается   в   том,   что   одновременная   работа   над   быстрыми   и   медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренируют вокальный аппарат хористов.   Серьезное   внимание   заслуживает   анализ   произведения   в   тембровом отношении. Опираясь   на   знание   особенностей   звучания   детского   певческого   голоса   надо представлять  себе в какой  мере  могут повлиять   на  характер  звучания ­такие элементы произведения, как тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, штрихи, динамика, поэтический текст, эмоциональная насыщенность. Разумный   отбор   материала   обеспечивает   возможность   для   всестороннего музыкального развития участников хора, позволяет соблюдать гармоничность в обучении и следовать принципу художественного и технического единства. Основные   группы   хоровых   произведений,   использующих   в   работе   с   детским хором: популярные детские песни, современная хоровая музыка, народные песни России и ближнего зарубежья, произведения композиторов­ классиков, духовная музыка. Заключение Хорошо  организованная  работа  хора способствует   сплочению  детей  в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач   и   заключается   художественно­воспитательное   значение   деятельности школьного хорового коллектива. В работе по музыкальному воспитанию в детском хоровом коллективе основное место   занимает   привитие   учащимся   любви   к   музыке,   певческому   искусству, развитию   художественного   вкуса,   творческих   способностей.   Концертная деятельность хора ­ не самоцель. Каждое публичное выступление ­ это окончание определенного этапа в развитии хора. Каждое из разученных 22 произведений ­ это ступенька в музыкальном развитии всего коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности. Обучаясь пению, учащиеся призваны развивать   собственное   музыкальное   мышление,   осознавая   в   процессе   пения закономерности   музыкального   языка.   Задача   общего   музыкального   развития ставится как специальная, особая и важнейшая. Хоровое пение становится одним из действенных средств общего музыкального образования Используемая литература 1.   Адищев   «Хоровое   пение»,   программа   для   школ   с   углубленным   изучением предметов художественно­эстетического цикла. Пермь 1996г. 2.   Алиев   Ю.Б.   «Настольная   книга   школьного   учителя­музыканта»,   «Владос» Москва 2003г. 3. Алиев Ю.Б. «Пусть запоет наш хор» Москва 2001 4. Детский хор. Пособие для хормейстера сост. Соколов В.Г. Москва 198 5. Дмитриева Л.Г, «Основы вокальной методики» Москва 1969 6. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе», Москва 1998г. 7. Добровольская «Распевание в детском хоре», Москва 1964г. 8.   Емельянов   В.В.   «Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования» методические рекомендации. Под редакцией Л. Масловой Новосибирск «Наука» 1991 9.   Затямина   Т.А.   «Современный   урок   музыки»   методика   конструирования, сценарии проведения, «Глобус» Москва 2007г. Ю.Козлянинова И.П. Чарели Э.М. «Тайна нашего голоса» Екатеринбург 1992 10. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика», «Феникс» Ростов­на­Дону 2002г. 11. Музыка. Начальная школа программно­методические материалы /составитель С.О. Яременко/ «Дрофа» Москва 2001г. 12.Попов В,С, «Русские народные песни в детском хоре», Москва 1979г. 13.Попов   B.C.   Халабузарь   В.П.   «Хоровой   класс»   методическое   пособие   для музыкальных школ и школ искусств Москва 1988 14. Работа в хоре. Сборник статей /Д.Д. Локшин/ Москва 1960 15. Работа с детским хором. Сборник статей Москва 1981 16. Соколов В.Г. Попов B.C. Абелян Л.М. «Школа хорового пения» выпуск 1 Москва 1987 17. Соколов В.Г. Попов B.C. Абелян Л.М. «Школа хорового пения» выпуск 2 Москва 1987 18. Соколова О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре», Москва 1987г. 19. .Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио. Теория и практика вокальной работы в детском хоре» Москва «Просвещение» 1988 20. Струве Г.А. «Школьный хор», «Просвещение» Москва 1981г. 21.Учебные планы детской музыкальной школы. Москва 1968 23 Оборудование: 1. Музыкальный инструмент ­ фортепиано, пульт, зеркало. 2. Наглядные пособия: рисунки, схемы «Наш голос». 3 Нотная литература. 1. Музыкальный центр, набор дисков для прослушивания . 5. Студия звукозаписи. 6.   Микрофоны   для   выступлений.   Качественная   звуковоспроизводящая аппаратура.   7.   Просторное,   светлое,   хорошо   освещенное   и   проветриваемое помещение; 8. Мебель ­ станки, стулья; 9. Нотные тетради, папки с файлами для партитур; Санитарные правила и нормы. Помещение должно соответствовать Сан П и Н: П 5 .4,1. не менее 2 кв.метра на одного человека, высотой не ниже 4 • П.5.4.3.   звукоизоляция   между   кабинетами   должна   отвечать   санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов. П.6.1, должно иметь естественное освещение. П.6.5, направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. П.6.9.   на   рабочих   местах   обучающихся   должны   быть   0беспечены   уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 300­500 л.к. П.7.1, температура воздуха должна соответствовать 18­20 градусам. П.7.3,   относительная   влажность   и   скорость   движения   воздуха   должны составлять: в теплый период года ­ относительная влажность­ 30­60%, скорость движения   воздуха   ­   0,2­0,3   м/сек;   в   холодный   период   ­   влажность   45­30%, скорость движения воздуха ­ не более 0,2 м/сек

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс

Хоровой класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018