Технология адаптивного обучения
Оценка 4.7

Технология адаптивного обучения

Оценка 4.7
docx
14.01.2021
Технология адаптивного обучения
Технология адаптивного обучения.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский  педагогический  колледж»

 

Студент 4 курса,
специальность 49.02.01
группа ФК-4А
МАРИЧ
Александр Васильевич
 

 

 

 

 

 

 


Технология адаптивного обучения

Доклад

Руководитель:
Т.В. Первова,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории
 

 

 

 

 

 

 

 


Дзержинск - 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ       4

1.1. Сущность технологии адаптивного обучения.............................. 4

1.2. Реализация технологии адаптивного обучения............................ 6

1.3. Обобщение педагогического опыта.............................................. 7

1.4. Обобщение собственного опыта................................................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 10


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день теория и практика обучения приобрела немало методов, форм и средств осуществления учебного процесса, но основным остается все же традиционная система, в котором преподаватель выступает в качестве информатора и контролера учащихся. Вместе с тем, в современных условиях изменений на рынке труда, информатизации и роста темпа развития общества одним из ключевых требований к выпускникам становится наличие у них способности адаптироваться к меняющимся в стране и мире условиям. Это привело к быстрому старению традиционной системы обучения, и признание данного факта в России произошло в конце прошлого века. В принятом в 1992 г. Законе ЗФ «Об образовании» уже говорится об адаптивной системе образования, которую необходимо формировать в отечественном образовательном пространстве. А в научных исследованиях и прикладных педагогических разработках конца XX – начала XXI в. ведется активный поиск способов и средств организации адаптивного обучения.

Актуальность разработки и реализации адаптивного обучения в наши дни обусловила выбор тематики ряда исследований, проведённых в 2012 г. участниками проблемной группой студентов факультета Истории и права (научный руководитель – к.п.н., доц. С.В. Сидоров).


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1.1. Сущность технологии адаптивного обучения

 

Адаптивная система обучения - это способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся и способствует интенсификации учебного процесса за счет изменения ее структуры.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

- управлению самостоятельной работой всех учащихся;

- работе с отдельными школьниками – индивидуально;

- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- максимальному включении. всех в индивидуальную самостоятельную работу.

         Цель технологии заключается:

1. В обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности.

2. В развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллект школьника.

3. В максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Задачи технологии:

1. Обучить самостоятельной работе и самоконтролю.

2. Сформировать умения самостоятельно добывать знания.

3. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Особенности технологии:

- учащиеся сами планируют ход обучения;

- педагог использует приемы гибкого построения темпа и режима учебной работы;

- осуществляется контроль не только над ходом обучения, но также и над его корректировкой;

- создаются специальные дидактические материалов для самостоятельной работы учащихся;

- сочетание групповых и индивидуальных форм работы и также подвижный состав учащихся формируют разнообразие условий для самореализации ребенка в учебном процессе с учетом особенностей каждого ученика.

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

В адаптивной системе изменяются роли учителя и ученика: учитель выступает организатором учебной деятельности, а что касается ответственности за результаты, то он разделяет их с учащимися. В этой системе преимущество отдается демократическому стилю руководства, а не авторитарному. Ученик является субъектом обучения, а не пассивным получателем информации (т.е. объектом). Благодаря учителю он добывает знания, активно входит в мыслительный процесс и занимается планированием собственной учебно-познавательной деятельности.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик с его индивидуальными особенностями: биологическими задатками и способностями, спецификой организации мыслительного процесса, уровнем активности и самостоятельности в практической и познавательной деятельности, также работоспособностью и т.д. Результатом данной системы становится качественное изменение его индивидуальных особенностей.

Активная самостоятельность ученика в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика. Таким образом, адаптивная система обучения направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования.

Еще одной особенностью адаптивной системы является организация процесса обучения, в котором важная роль отводится групповой работе. На уроке происходит взаимодействие учащихся, в течение которого они занимаются изучением нового материала, применением и закреплением изученного при практически постоянном взаимоконтроле и самоконтроле. Учащиеся должны приспособиться к своему партнеру по группе, легко выходить из конфликтных ситуаций, адекватно принимать критику, вести дискуссию и грамотно критиковать. В результате происходят диалоги по желанию учащихся без вмешательства педагога. Такая работа осуществляется регулярно, в ходе нее учащиеся получают и совершенствуют опыт дальнейшей подобной деятельности, при этом в качестве дополнительно эффекта часто происходит активизация деятельности учеников в организации жизни класса и в школьном самоуправлении.

 

1.2. Реализация технологии адаптивного обучения

 

Адаптивное обучение призвано повысить эффективность образования за счет всестороннего представления об обучаемом: его потребностях, уровне входных знаний, способностей к обучению и т.д. Предполагается, что на основе этих данных и с помощью специальных интеллектуальных алгоритмов обучающие системы будут формировать оптимальные траектории обучения для каждого студента и корректировать их в зависимости от результатов обучения. Мировой опыт показывает, что сегодня адаптивные обучение не получило должного распространения в высшем образовании. Во многом это связано со сложностью технической реализации такого уровня систем, а также неподготовленностью вузов интегрировать в учебный процесс революционные методы обучения. В рамках настоящей статьи авторы рассматривают опыт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в задаче реализации адаптивного электронного курса, а также предлагают конкретные методы и технологии. Приводится описание методического проектирования и разработки адаптивного контента. Рассматриваются интерфейс приложения для студента, а также аспекты программной реализации алгоритма адаптивного обучения и надстроек для системы дистанционного обучения. Сделаны заключения об исследовании программной реализации.

 

1.3. Обобщение педагогического опыта

 

Примером АСО может служить урок, проведенный в МБОУ г. Керчи Республика Крым «Школа – гимназия №1» учителем физической культуры Смирновой Натальей Николаевной.

Из-за не существенных причин, урок проходил в аудитории. Учитель объяснял материал не больше 10 минут, и затем дал задание, которое ученики выполняли в классе, а учитель тем временем проверял домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работали самостоятельно, а учитель контролировал их работу. Происходил взаимоконтроль учащихся. Ученики обменивались тетрадями, слушали и оценивали ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономилось время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивалось хорошее качество проверки (учитель мог в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником). Ученики так же самостоятельно решали задачи, которые предполагали, сколько и как нужно разместить занимающихся для проведения эстафет.

 

1.4. Обобщение собственного опыта

 

На основе проведенных уроков в школе №23 г. Дзержинск, использовалась технология адаптивного обучения. Ученики 11 класса работали индивидуально, а также в парах, самостоятельно, выполняя различные упражнения с волейбольным мячом. Учитывались индивидуальные особенности каждого занимающегося, т.к. присутствовал разнообразный набор упражнений и дозированная нагрузка с учетом возраста и подготовленности обучающихся. Данная технология адаптивного обучения была применена благодаря малой численности занимающихся и позволила проследить результативность учебного процесса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Беспалько, В.Г. Педагогика и прогрессивные идеи обучения [Текст] / В.Г. Беспалько. - М, 1995.

2. Богорев, В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения [Текст] / В.В. Богорев // Наука и школа. - 2001. - №2. - С. 12-15.

3. Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. - М.: ИЦ Академия, 2008.

4. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе [Текст] / А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 175 c.

5. Границкая, А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя [Текст] / А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 176 c.

6. Галеев, И.Х. Развитие адаптивных технологий обучения [Текст] / И.Х. Галеев // Вестник ВГУ. - 2004. - №4. - С. 76-83.

7. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб, пособие для сред. проф. образования [Текст] / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010.

8. Растригин, Л.А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого [Текст] / Л.А. Растригин, М.Х. Эренштейн. - Рига: Зинатне, 1988. - 160 с.

9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - 159 с.

10. Сатунина, А.Е. Технология обучения, технология образования, образовательная услуга: диалектика понятий [Текст] / А.Е. Сатунина // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №4. - С. 73-74.

 

 

 

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ .

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ .

ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день теория и практика обучения приобрела немало методов, форм и средств осуществления учебного процесса, но основным остается все же традиционная система, в…

ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день теория и практика обучения приобрела немало методов, форм и средств осуществления учебного процесса, но основным остается все же традиционная система, в…

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т

Активная самостоятельность ученика в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика

Активная самостоятельность ученика в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика

В рамках настоящей статьи авторы рассматривают опыт

В рамках настоящей статьи авторы рассматривают опыт

Обобщение собственного опыта

Обобщение собственного опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2021