Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и неудачи, устранять пробелы, овладевать процедурами оценки, управлять собственным учением, при этом родители также являются субъектами оценочной деятельности. Более простым языком: АО — это представление информации, которая помогает учиться. Фактически, АО соединяет разные активные методы в единую систему работы.
Что такое активная оценка? Чем она отличается от отметки? Мы исходим из того, что понятия «оценка» и «отметка» важно различать. Оценка — это суждение о ценности, которое в образовательной практике письменно или устно высказывается относительно результатов и процесса обучения и учителем, и учащимися, и их родителями. Оценка необязательно сопровождается выставлением балла в журнал и дневник. Отметка — балльное выражение оценки. У приверженцев АО могут быть уроки, на которых нет отметок, но оценки есть всегда. Активная оценка — это технология обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть свои успехи (и радоваться этому), осознавать ошибки (и работать над ними); овладевают процедурами оценки, учатся управлять своим обучением. К оценочной деятельности присоединяются родители учеников*. АО связана не только с оцениванием результатов обучения, поэтому ее еще называют формирующей или формативной. Она позволяет постепенно формировать знания учащегося, подсказывая, в каком направлении двигаться, и через обратную информацию, которую ученик может учесть или не учесть, влияет на конечную суммирующую оценку (отметку). АО не рассматривает оценивание как контроль, она позволяет эффективно мотивировать учеников, заставляет их брать на себя ответственность за свое обучение. Разницу между активной и суммирующей оценкой хорошо иллюстрирует пример. Если повар пробует суп — это активная оценка, а если суп пробует клиент — суммирующая оценка. Повар, в отличие от посетителя ресторана, еще может подправить вкус. Технология АО не предлагает полного отказа от отметки в баллах, которая, по сути, является суммирующей оценкой. Каждый учитель самостоятельно решает, как использовать в своем классе активную и суммирующую оценки.
Основные элементы активной оценки (постановка целей, определение критериев оценки, взаимная и самооценка, обратная связь, ключевые вопросы) по отдельности знакомы учителям и даже иногда используются на занятиях, но бессистемное их применение не дает желаемых результатов. Внедрение активной оценки в педагогическую деятельность, очевидно, требует от учителя изменения привычек и методов работы, а также введения предлагаемых нами элементов активной оценки в собственную систему преподавания. При этом АО не требует изменений в учебной программе. Активная оценка потому и называется стратегией или философией обучения, что требует от учителя пройти путь в оценочной деятельности от контроля к сотрудничеству. Это нелегкий путь—выставление оценок дает учителям чувство контроля и господства, не каждый с легкостью согласится потерять такой механизм влияния. Но настоящий процесс обучения может развиваться только в атмосфере доверия и сотрудничества, а контроль и единовластие учителя противоречат этому. «Раньше я говорила: „Завтра будет проверочная работа по теме…“ Все. Ученики не получали ни вопросов, ни критериев оценки. Сейчас я понимаю, что они были как слепые котята, которым нужно было к чему-то подготовиться, а объем материала довольно большой! Сейчас я вместе с учениками разрабатываю критерии оценки письменной работы. Ученики знают, на какие вопросы им придется отвечать. Я понимаю, что моя задача — научить, а не „подловить“ на незнании материала».
Что же главное в активной оценке? Следует, однако, знать, что ядром АО является обратная связь — обратная информация о работе ученика. Без нее активной оценки не бывает! Но обратная связь требует определения целей обучения, установления критериев оценки и предварительной договоренности с учеником о том, какая работа будет оценена с помощью обратной связи, а за какую он получит обычную отметку. Остальные элементы—техника задавания вопросов и методы самооценки и взаимооценки—могут использоваться и вводиться постепенно по мере готовности учителя и класса к ним. Обратная связь — это информация для ученика о продуктивности его учения о том, как он понимает учебный материал. Например, учитель или родители могут дать корректирующую информацию, сосед по парте может предложить альтернативную стратегию, книга — дать информацию для уточнения, родители могут поддержать идею, и сам ученик — посмотреть ответ и оценить правильность решения.
Зачем учителю активная оценка и что она дает? Любые существенные изменения в процессе обучения требуют от учителей определенных усилий, а также, по крайней мере в процессе изменений, — дополнительной работы. Однако учителя-практики убедились в необходимости введения активной оценки по следующим причинам: — ученики показывают лучшие результаты на контрольных работах и экзаменах; — эти изменения реальны для осуществления—учителя успешно внедрили их в своей работе с учениками; — работа с активной оценкой основана на перераспределении усилий: дело не в том, чтобы работать больше, а в том, чтобы работать умнее; — изменения могут вводиться постепенно, шаг за шагом—большой скачок не является необходимым; — учителя начинают получать больше радости от своей работы и испытывают удовольствие от ее результатов, поскольку работа соответствует их профессиональным потребностям и ценностям; — учителя наблюдают, как процесс обучения начинает нравиться ученикам, как в результате этих инноваций ученики лучше понимают и ценят его. «Раньше я больше внимания уделяла содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам и считала, что это главное, но с течением времени мои приоритеты менялись. Активная оценка помогла мне определить роль и место учеников и учителя в образовательном процессе. Я убедилась, что урок делают прежде всего не приемы и методы, а система ценностей и мировоззрение учителя».
Что активная оценка дает ученику? Умение учиться и брать ответственность за свои успехи и неудачи. Активная оценка развивает и другие ключевые компетенции: коммуникативную (путем обучения взаимооценке, работы в парах, группах), социальную (путем создания и сохранения атмосферы сотрудничества, умения общаться с учителем на равных), гражданскую (с помощью совместного участия в определении целей, критериев оценки, воспитания чувства ответственности за результаты своей работы).
При использовании активной оценки дети лучше учатся, потому что не боятся ошибиться. Теряет смысл списывание и обман. Успехи и неудачи — это дело только ученика, так как в классе не создаются рейтинги и не приветствуется конкуренция. Использование взаимооценки, обратной связи, сотрудничества и ясных критериев оценки при обучении создает доброжелательную и справедливую атмосферу в классе, снижается агрессия, реже звучат оскорбления. В результате дети с большим удовольствием ходят в школу, у них растет уверенность в себе, а вместе с ней улучшаются и отметки.
Важно объяснить ученикам, что активная оценка служит лишь тому, чтобы помочь им учиться. Очень важно позаботиться об атмосфере в классе, способствующей плодотворному обучению.
Правила организации активной оценки
. Активная оценка играет важную роль на протяжении всего учебного процесса от планирования до оценки эффективности. Во время выполнения заданий и получения ответов на вопросы учителя на уроке учащиеся демонстрируют, каким образом они думают, чему они уже научились. Учитель наблюдает за их работой, оценивает прогресс и на этой основе планирует дальнейшую работу. Это побуждает учителей и учащихся к рефлексии, диалогу и принятию дальнейших решений.
4. Активную оценку следует рассматривать в качестве одного из ключевых дидактических навыков преподавателя. Учитель, использующий активную оценку, умеет планировать, наблюдать за процессом обучения, анализировать и объяснять полученную информацию о процессе и его результатах, пользоваться обратной связью и передает ученикам информацию, которая имеет значение для их развития. Учитель помогает и учит ученика оценивать самого себя. В рамках подготовки к профессии и дальнейшего совершенствования надо помогать учителям развивать эти навыки.
5.Оценка должна иметь конструктивный характер и использоваться с большим тактом, поскольку нет такой оценки, которую воспринимали бы безразлично. Учитель осознает, каким образом он воздействует на учащегося, его веру в собственные силы и на его желания, какое воздействие оказывают на ученика его комментарии, оценки и мнения. Обратная связь должна быть в максимально возможной степени конструктивной, оценка касается не человека, а результата его работы.
6. Активная оценка должна мотивировать учеников к учебе. Оценка должна быть сосредоточена на успехах и достижениях, а не на отсутствии прогресса, должна стимулировать к учебе. Сравнение результатов отдельных учащихся с достижениями их одноклассников, а также создание разнообразных рейтингов не мотивирует и часто мешает обучению. Оценка может побудить учеников к учебе, если защищает самостоятельность учащегося, обеспечивает конструктивную обратную связь, дает ему возможность выбора и облегчает управление собственным учением.
9. Активная оценка должна развивать способность учащихся самостоятельно оценивать себя таким образом, чтобы это помогало саморефлексии и самостоятельному управлению процессом своего учения. Самостоятельный ученик имеет возможность сформировать свой учебный процесс: приобретать новые навыки и знания, задуматься о том, как он это делает и чего достигает, и запланировать дальнейшие шаги к улучшению. Дорога к самостоятельности проходит через развитие способностей к личной оценке. Учитель поощряет это и формирует у учащихся соответствующие навыки.
Активная и итоговая оценка: в чем разница?
Как можно овладеть активной оценкой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.