Колесникова Олеся Александровна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2
г. Болотного Новосибирской области
Технология диалогового обучения на уроках литературы
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать. И задача учителя заключается в том, чтобы обучающиеся соответствовали этим критериям.
Современные дети перерабатывают огромный объем информации, которую находят на просторах интернета. В результате этого у детей не возникает целостного представления о предмете, явлении. Установление причинно-следственных связей для обучающихся становится делом трудным. В связи с этим важной задачей учителя на любом уроке считаю применение технологии диалогового обучения. Использование этой технологии позволяет ребятам вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Диалог на уроке литературы занимает ведущее место. Он может длиться весь урок, а может быть только частью его. Все зависит от содержания и целей урока, от желания участников и возможностей педагога. Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы ребята как можно больше говорили, размышляли вслух, делали предположения и выводы, ведь рассмотрение художественного произведения в диалоговом режиме дает возможность глубже изучить материал, выявить пробелы знаний, определить правильность позиции обучающихся.
При изучении в 5 классе повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» я предлагаю детям задания диалогового характера: попытаться перевоплотиться в роль главного героя Васи. Представляем, что он приходит на ток-шоу на телевидение, где ведущий (ученик или учитель) задает ему вопросы о взаимоотношениях отца и сына, о ситуации в семье. Другие ребята также не сидят пассивно — они играют роль зрителей в телестудии и задают вопросы, высказывают своё мнение. Главное — подвести ребят к мысли о том, что близкие люди не понимают друг друга. И в этом, я считаю, метод игры-диалога очень поможет: поставить себя на место другого человека, думать так, как думает он, чувствовать так, как чувствует он — всё это необходимо развивать в современных детях.
Также на уроках литературы использую следующие деловые игры: суд над одним или несколькими героями художественного произведения, интервью, пресс-конференция с главным героем или автором текста, интеллектуальный футбол.
· Манилов – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;
· Коробочка – в жадности и косности;
· Ноздрев – в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, в лживости и мошенничестве;
· Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии;
· Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в “прореху на человечестве”, в том, что он потерял человеческий облик.
Учащиеся делают вывод, что в героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Но не ноздревы, маниловы, коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова в финале своего произведения.
Учебный диалог возникает тогда, когда звучит проблемный вопрос. На уроке дети читают отрывок из произведения. И к нему я озвучиваю проблемный вопрос.
Например, дается отрывок из сказа Н. Лескова «Левша». Задание: Можно ли назвать Левшу праведником, русским человеком, носителем русского характера? Если да, то каковы же черты этого характера?
Диалог – это слово писателя, слово учителя, слово ученика… Такое общение в дальнейшем позволяет выйти на написание сочинения. На уроках развития речи у школьников помимо речевых навыков формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Так, в 5-6 классе на уроках русского языка ребята сочиняют сказку «Диалог о дружбе»; в 6-7 классе рассуждают на тему: «С чего начинается Родина?», в 9-11 классах в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ пишут сочинение по текстам о нравственных ценностях.
Русский философ, исследователь языка М.М.Бахтин считал: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться… В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни...». Без диалога на уроке невозможно обучение. Атмосфера совместной творческой деятельности сближает учителя и учеников, наполняет их жизнь радостью и теплотой общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.