СТРУКТУРА СЦЕНАРНОГО ПЛАНА
по литературе 9 класс
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА
ФИО разработчика (введите свои ФИО): |
|
Место работы / регалии разработчика (введите свои место работы и/или регалии): |
|
Дата (введите дату заполнения разработчиком данного описания): |
|
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Предмет (укажите название учебного предмета): |
литература |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
9 |
Номер урока (укажите номер урока согласно УТК) |
80 |
Тема урока: |
Поэма Н. В Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
Комбинированный урок |
Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка. Для варианта «да» укажите дополнительно вид ОВЗ) |
|
Планируемые результаты: |
|
Для учителя |
Для ученика |
Личностные : - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературного произведения. |
Ты научишься: развивать умение рассуждать, обобщать изученный материал и делать выводы. |
Метапредметные : выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения. |
|
Предметные: характеризовать героя художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя. |
|
Учебник (введите наименование образовательной программы / учебника, которым соответствует урок) |
Литература 9 класс.(В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. 4 изд. Просвещение,2017г. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): |
Тема, идея, средства выразительности, поэма, худжественный образ. |
Базовые понятия, единые для школьного образования (укажите одно или несколько соответствующих понятий из предметной области - при их наличии. Допишите понятия из Вашей предметной области): |
Базовые понятия, единые для школьного образования: 1. Художественный образ 2. Характер литературного героя 3. Композиция произведения 4. Авторская позиция Понятия из предметной области (литература): 5. Поэма в прозе 6. Лирическое отступление 7. Сатира 8. Типический образ 9. Художественная деталь 10. Гротеск 11. Антигерой 12. Литературный тип 13. Авторское отношение 14. Сюжетообразующий герой
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку): |
Урок по предмету "Литература" для 9 класса по теме "Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: образ Чичикова". Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Инструкция по выполнению задания в формате ГИА", "Интерактивная хрестоматия первоисточников", "Кейсы по работе с информацией", "Фрагменты художественных или телевизионных фильмов". |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА[1]
БЛОК 1. Мотивационно-целевой этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|
Модуль 1.1. Проблемная ситуация |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Решают кроссворд по теме "Мертвые души", где ключевое слово по вертикали - "Чичиков" 2. Работают с карточками-цитатами: сортируют их на положительные и отрицательные характеристики Чичикова 3. Составляют краткий план основных событий поэмы, связанных с Чичиковым 4. Создают интеллект-карту "Образ Чичикова" с ветвями: "Внешность", "Характер", "Поступки", "Цели", "Отношение других" 5. Участвуют в мини-дискуссии, обсуждая проблемный вопрос и роль Чичикова в раскрытии авторского замысла |
Модуль 1.2. Целеполагание |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Получают индивидуальные карточки Plickers 2. Читают вопросы, проецируемые на экран, например: o Что вы хотите узнать об образе Чичикова? o Какие аспекты личности Чичикова кажутся вам наиболее важными для анализа? o Как вы думаете, почему важно изучать образ Чичикова? 3. Выбирают ответы, поворачивая карточку Plickers нужной стороной 4. Анализируют результаты опроса, отображаемые на экране 5. Участвуют в обсуждении результатов и формулировании целей урока Использование Plickers позволяет быстро собрать мнения всего класса, вовлечь каждого ученика в процесс целеполагания и наглядно представить разнообразие взглядов на изучаемую тему. На основе полученных ответов учитель вместе с учениками может сформулировать конкретные, измеримые и достижимые цели урока по изучению образа Чичикова. |
БЛОК 2. Деятельностный этап. |
|
Модуль 2.1. Актуализация опорных знаний |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Участвуют в блиц-опросе по биографии Чичикова: o Отвечают на вопросы учителя о происхождении, образовании и карьере героя o Дополняют ответы друг друга, используя знания текста 2. Работают в малых группах над составлением портрета Чичикова: o Каждая группа получает аспект: внешность, манеры, речь, поступки o Находят соответствующие цитаты в тексте o Представляют результаты классу 3. Создают кластер "Окружение Чичикова": o На доске размещают центральный стикер с именем героя o Добавляют стикеры с именами других персонажей o Устанавливают связи между персонажами и Чичиковым, объясняя их 4. Анализируют ключевые эпизоды, раскрывающие характер Чичикова: o Получают отрывки из текста o В парах обсуждают, какие черты характера проявляются в данном эпизоде o Делятся выводами с классом 5. Составляют таблицу "Эволюция образа Чичикова": o В тетрадях создают таблицу с колонками: "Начало поэмы", "Середина", "Финал" o Заполняют таблицу, отмечая изменения в поведении и восприятии героя |
Модуль 2.2. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Анализируют критические статьи о Чичикове: o Работают в группах с разными отрывками из критических работ o Выделяют ключевые идеи и аргументы критиков o Представляют краткое резюме прочитанного классу 2. Исследуют художественные средства создания образа Чичикова: o Заполняют схему, выписывая примеры эпитетов, метафор, сравнений o Объясняют роль каждого художественного средства в раскрытии образа o Делают вывод о мастерстве Гоголя в создании образа героя 3. Рассматривают роль Чичикова в композиции поэмы: o Слушают мини-лекцию учителя с презентацией o Составляют схему перемещений Чичикова по поэме o Обсуждают, как образ главного героя связывает различные эпизоды и персонажей 4. Участвуют в дискуссии о нравственной сущности Чичикова: o Получают карточки с проблемными вопросами o В малых группах обсуждают и формулируют аргументированные ответы o Представляют свои позиции в формате дебатов 5. Создают психологический портрет Чичикова: o Используя метод "мозгового штурма", выписывают на доске черты характера героя o Группируют черты по категориям (положительные, отрицательные, нейтральные) o Индивидуально пишут краткое эссе, раскрывающее психологию Чичикова |
БЛОК 3. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Модуль 3.1. Самооценивание, рефлексия |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Заполняют лист самооценки: o Оценивают свое понимание различных аспектов образа Чичикова по шкале от 1 до 5 o Отмечают, какие моменты остались неясными o Формулируют вопросы для дальнейшего изучения 2. Выполняют краткий тест по изученному материалу: o Отвечают на вопросы с выбором ответа o Проводят взаимопроверку в парах o Обсуждают правильные ответы с учителем 3. Создают синквейн на тему "Чичиков": o Следуют структуре: существительное, два прилагательных, три глагола, фраза из четырех слов, синоним o Представляют свои синквейны классу o Выбирают наиболее точно отражающий суть образа Чичикова 4. Участвуют в рефлексии "Три М": o На цветных стикерах пишут: § Момент (что запомнилось больше всего) § Мысль (главная идея урока) § Мотивация (что хочется узнать дополнительно) o Размещают стикеры на доске, группируя по категориям o Обсуждают результаты с классом 5. Формулируют личное отношение к Чичикову: o Пишут краткое высказывание, начинающееся словами "Чичиков для меня - это..." o Желающие зачитывают свои мнения o Обсуждают, как изменилось их восприятие героя после урока |
Модуль 3.2.Оценивание результатов урока. Домашнее задание |
|
Рекомендации для учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Слушают подведение итогов урока: o Воспринимают оценку своей работы учителем o Задают уточняющие вопросы по критериям оценивания 2. Записывают домашнее задание, выбирая один из трех уровней сложности: Базовый уровень: o Составить развернутый план характеристики Чичикова o Выписать 5-7 ключевых цитат, раскрывающих образ героя Повышенный уровень: o Написать сочинение-миниатюру "Чичиков глазами одного из помещиков" (на выбор) o Подготовить сравнительную характеристику Чичикова с другим литературным героем Творческий уровень: o Создать иллюстрированную ленту времени "Путешествие Чичикова" o Написать альтернативный финал истории Чичикова 3. Задают вопросы по выполнению домашнего задания: o Уточняют объем работы o Спрашивают о возможных источниках дополнительной информации 4. Отмечают в дневнике полученные на уроке оценки: o Записывают баллы за работу на уроке o Фиксируют комментарии учителя к оценкам 5. Участвуют в финальной рефлексии: o Продолжают фразу "Сегодня я понял/узнал/научился..." o Делятся своими впечатлениями от урока |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.