Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: "Поэма Н. В Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова"
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: "Поэма Н. В Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова"

Оценка 5
docx
06.08.2024
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: "Поэма Н. В Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова"
План урока.docx

СТРУКТУРА СЦЕНАРНОГО ПЛАНА


по литературе 9  класс

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА

ФИО разработчика (введите свои ФИО):

 

Место работы / регалии разработчика (введите свои место работы и/или регалии):

 

Дата (введите дату заполнения разработчиком данного описания):

 

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Предмет (укажите название учебного предмета):

литература

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Номер урока (укажите номер урока согласно УТК)

80

Тема урока:

Поэма Н. В Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

Комбинированный урок

Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка. Для варианта «да» укажите дополнительно вид ОВЗ)

 

Планируемые результаты:

 

 

Для учителя

Для ученика

Личностные :

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературного произведения.

Ты научишься: развивать умение рассуждать, обобщать изученный материал и делать выводы.

Метапредметные :

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения.

Предметные: характеризовать героя художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя.

Учебник (введите наименование образовательной программы / учебника, которым соответствует урок)

Литература 9 класс.(В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч.  4 изд. Просвещение,2017г.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Тема, идея, средства выразительности, поэма, худжественный образ.

Базовые понятия, единые для школьного образования (укажите одно или несколько соответствующих понятий из предметной области - при их наличии.

Допишите понятия из Вашей предметной области):

Базовые понятия, единые для школьного образования:

1.     Художественный образ

2.     Характер литературного героя

3.     Композиция произведения

4.     Авторская позиция

Понятия из предметной области (литература):

5.     Поэма в прозе

6.     Лирическое отступление

7.     Сатира

8.     Типический образ

9.     Художественная деталь

10. Гротеск

11. Антигерой

12. Литературный тип

13. Авторское отношение

14. Сюжетообразующий герой

  1. Психологизм в литературе

Краткое описание (введите аннотацию к уроку):

Урок по предмету "Литература" для 9 класса по теме "Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: образ Чичикова". Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Инструкция по выполнению задания в формате ГИА", "Интерактивная хрестоматия первоисточников", "Кейсы по работе с информацией", "Фрагменты художественных или телевизионных фильмов".


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА[1]

 

БЛОК 1. Мотивационно-целевой этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Модуль 1.1. Проблемная ситуация

Рекомендации для учителя

                        Деятельность ученика

  • Подготовьте кроссворд по теме "Мертвые души" и карточки с цитатами из поэмы
  • Начните урок с решения кроссворда для активизации знаний учеников
  • Раздайте карточки с цитатами для дальнейшей работы
  • Сформулируйте проблемный вопрос: "Почему Гоголь называет Чичикова "приобретателем", и в чем противоречивость этого образа?"

 

1.     Решают кроссворд по теме "Мертвые души", где ключевое слово по вертикали - "Чичиков"

2.     Работают с карточками-цитатами: сортируют их на положительные и отрицательные характеристики Чичикова

3.     Составляют краткий план основных событий поэмы, связанных с Чичиковым

4.     Создают интеллект-карту "Образ Чичикова" с ветвями: "Внешность", "Характер", "Поступки", "Цели", "Отношение других"

5.     Участвуют в мини-дискуссии, обсуждая проблемный вопрос и роль Чичикова в раскрытии авторского замысла

Модуль 1.2. Целеполагание

Рекомендации для учителя

                         Деятельность ученика

  • Подготовьте вопросы в программе Plickers, связанные с целями изучения образа Чичикова
  • Раздайте ученикам карточки Plickers
  • Проецируйте вопросы на экран и сканируйте ответы учеников с помощью приложения на смартфоне
  • На основе ответов учеников сформулируйте цели урока

1.     Получают индивидуальные карточки Plickers

2.     Читают вопросы, проецируемые на экран, например:

o    Что вы хотите узнать об образе Чичикова?

o    Какие аспекты личности Чичикова кажутся вам наиболее важными для анализа?

o    Как вы думаете, почему важно изучать образ Чичикова?

3.     Выбирают ответы, поворачивая карточку Plickers нужной стороной

4.     Анализируют результаты опроса, отображаемые на экране

5.     Участвуют в обсуждении результатов и формулировании целей урока

Использование Plickers позволяет быстро собрать мнения всего класса, вовлечь каждого ученика в процесс целеполагания и наглядно представить разнообразие взглядов на изучаемую тему. На основе полученных ответов учитель вместе с учениками может сформулировать конкретные, измеримые и достижимые цели урока по изучению образа Чичикова.

БЛОК 2. Деятельностный этап.

Модуль 2.1. Актуализация опорных знаний

Рекомендации для учителя

                             Деятельность ученика

  • Подготовьте интерактивную презентацию с ключевыми моментами биографии Чичикова
  • Разработайте задания для работы в малых группах
  • Приготовьте цветные стикеры для составления кластера
  • Подберите отрывки из текста поэмы для анализа

 

1.     Участвуют в блиц-опросе по биографии Чичикова:

o    Отвечают на вопросы учителя о происхождении, образовании и карьере героя

o    Дополняют ответы друг друга, используя знания текста

2.     Работают в малых группах над составлением портрета Чичикова:

o    Каждая группа получает аспект: внешность, манеры, речь, поступки

o    Находят соответствующие цитаты в тексте

o    Представляют результаты классу

3.     Создают кластер "Окружение Чичикова":

o    На доске размещают центральный стикер с именем героя

o    Добавляют стикеры с именами других персонажей

o    Устанавливают связи между персонажами и Чичиковым, объясняя их

4.     Анализируют ключевые эпизоды, раскрывающие характер Чичикова:

o    Получают отрывки из текста

o    В парах обсуждают, какие черты характера проявляются в данном эпизоде

o    Делятся выводами с классом

5.     Составляют таблицу "Эволюция образа Чичикова":

o    В тетрадях создают таблицу с колонками: "Начало поэмы", "Середина", "Финал"

o    Заполняют таблицу, отмечая изменения в поведении и восприятии героя

Модуль 2.2. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Рекомендации для учителя

                          Деятельность ученика

  • Подготовьте раздаточный материал с отрывками из критических статей о Чичикове
  • Разработайте схему для анализа художественных средств, используемых Гоголем
  • Создайте презентацию о роли Чичикова в композиции поэмы
  • Приготовьте карточки с проблемными вопросами для дискуссии

 

1.     Анализируют критические статьи о Чичикове:

o    Работают в группах с разными отрывками из критических работ

o    Выделяют ключевые идеи и аргументы критиков

o    Представляют краткое резюме прочитанного классу

2.     Исследуют художественные средства создания образа Чичикова:

o    Заполняют схему, выписывая примеры эпитетов, метафор, сравнений

o    Объясняют роль каждого художественного средства в раскрытии образа

o    Делают вывод о мастерстве Гоголя в создании образа героя

3.     Рассматривают роль Чичикова в композиции поэмы:

o    Слушают мини-лекцию учителя с презентацией

o    Составляют схему перемещений Чичикова по поэме

o    Обсуждают, как образ главного героя связывает различные эпизоды и персонажей

4.     Участвуют в дискуссии о нравственной сущности Чичикова:

o    Получают карточки с проблемными вопросами

o    В малых группах обсуждают и формулируют аргументированные ответы

o    Представляют свои позиции в формате дебатов

5.     Создают психологический портрет Чичикова:

o    Используя метод "мозгового штурма", выписывают на доске черты характера героя

o    Группируют черты по категориям (положительные, отрицательные, нейтральные)

o    Индивидуально пишут краткое эссе, раскрывающее психологию Чичикова

БЛОК 3. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов, домашнее задание

Модуль 3.1. Самооценивание, рефлексия

Рекомендации для учителя

                          Деятельность ученика

  • Подготовьте листы самооценки с критериями понимания образа Чичикова
  • Разработайте краткий тест для проверки усвоения материала
  • Создайте шаблон для синквейна по теме "Чичиков"
  • Приготовьте цветные стикеры для рефлексии

 

1.     Заполняют лист самооценки:

o    Оценивают свое понимание различных аспектов образа Чичикова по шкале от 1 до 5

o    Отмечают, какие моменты остались неясными

o    Формулируют вопросы для дальнейшего изучения

2.     Выполняют краткий тест по изученному материалу:

o    Отвечают на вопросы с выбором ответа

o    Проводят взаимопроверку в парах

o    Обсуждают правильные ответы с учителем

3.     Создают синквейн на тему "Чичиков":

o    Следуют структуре: существительное, два прилагательных, три глагола, фраза из четырех слов, синоним

o    Представляют свои синквейны классу

o    Выбирают наиболее точно отражающий суть образа Чичикова

4.     Участвуют в рефлексии "Три М":

o    На цветных стикерах пишут:

§  Момент (что запомнилось больше всего)

§  Мысль (главная идея урока)

§  Мотивация (что хочется узнать дополнительно)

o    Размещают стикеры на доске, группируя по категориям

o    Обсуждают результаты с классом

5.     Формулируют личное отношение к Чичикову:

o    Пишут краткое высказывание, начинающееся словами "Чичиков для меня - это..."

o    Желающие зачитывают свои мнения

o    Обсуждают, как изменилось их восприятие героя после урока

Модуль 3.2.Оценивание результатов урока. Домашнее задание

Рекомендации для учителя

                            Деятельность ученика

  • Подведите итоги урока, отметив наиболее активных учеников
  • Объясните критерии оценивания работы на уроке
  • Предложите разноуровневое домашнее задание
  • Дайте рекомендации по выполнению домашнего задания

 

1.     Слушают подведение итогов урока:

o    Воспринимают оценку своей работы учителем

o    Задают уточняющие вопросы по критериям оценивания

2.     Записывают домашнее задание, выбирая один из трех уровней сложности: Базовый уровень:

o    Составить развернутый план характеристики Чичикова

o    Выписать 5-7 ключевых цитат, раскрывающих образ героя

Повышенный уровень:

o    Написать сочинение-миниатюру "Чичиков глазами одного из помещиков" (на выбор)

o    Подготовить сравнительную характеристику Чичикова с другим литературным героем

Творческий уровень:

o    Создать иллюстрированную ленту времени "Путешествие Чичикова"

o    Написать альтернативный финал истории Чичикова

3.     Задают вопросы по выполнению домашнего задания:

o    Уточняют объем работы

o    Спрашивают о возможных источниках дополнительной информации

4.     Отмечают в дневнике полученные на уроке оценки:

o    Записывают баллы за работу на уроке

o    Фиксируют комментарии учителя к оценкам

5.     Участвуют в финальной рефлексии:

o    Продолжают фразу "Сегодня я понял/узнал/научился..."

o    Делятся своими впечатлениями от урока

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

СТРУКТУРА СЦЕНАРНОГО ПЛАНА по литературе 9 класс 1

СТРУКТУРА СЦЕНАРНОГО ПЛАНА по литературе 9 класс 1

Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка

Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА [1]

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА [1]

Получают индивидуальные карточки

Получают индивидуальные карточки

Представляют результаты классу 2

Представляют результаты классу 2

Анализируют критические статьи о

Анализируют критические статьи о

Индивидуально пишут краткое эссе, раскрывающее психологию

Индивидуально пишут краткое эссе, раскрывающее психологию

Мысль (главная идея урока) §

Мысль (главная идея урока) §

Подведите итоги урока, отметив наиболее активных учеников

Подведите итоги урока, отметив наиболее активных учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024