Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Аленка" г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС № 15
___ ________2019 г
____Т.М.Денисенко
Общеразвивающая программа
дополнительного образования дошкольников
«Маленькие велосипедисты»
Программа рассчитана на 2 года обучения (2019-2021 гг.)
Возраст обучающихся – с 5 до 7 лет
Автор-разработчик: Кожевникова Т.В.
Николаевск-на-Амуре,
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время велоспорт завоевывает всемирную популярность.
Во всех странах велосипед признан самым экологичным видом транспорта. Велоезда является отличной профилактикой различных заболеваний, а также заменителем антидепрессантов.
Сегодня велосипедом пользуются не только дети в качестве развлечения, но и серьезные офисные работники предпочитают добираться до службы при помощи велосипеда. Например, мэр Лондона известен своей любовью к двухколесному транспортному средству, и до своего непосредственного места службы градоначальник добирается на велосипеде.
В настоящий момент интерес к велокультуре в нашей стране выходит на новый виток развития: строятся велосипедные дорожки, появился городской велопрокат, в общественных местах устанавливаются велопарковки.
Велосипед стал символом молодости, здоровья и современного стиля жизни.
Простота, доступность и при этом высокая эффективность занятий велоспортом влияют на гармоничное физическое развитие организма ребенка.
Направленность программы «Маленькие велосипедисты» – физкультурно-спортивная.
Настоящая программа разработана в рамках преемственности с программой «Юный велосипедист» клуба «Мирамис».
Езда на велосипеде развивает у детей смелость, настойчивость, находчивость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость, чувство равновесия, координации движений, формирование правильной осанки, обучение жизненно необходимым двигательным действиям и умению управлять своими движениями.
Велоспорт содействует воспитанию организованности и дисциплины.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассчитана на занятия с детьми 5-7 лет. Программа основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий обучения в игровых формах.
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания этих качеств.
Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.
На занятиях решаются следующие задачи:
обучающие:
- обучить основам техники велоспорта.
воспитательные:
- воспитать здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных юных спортсменов.
развивающие:
- развитие интереса к занятиям физической культурой.
В кружке велоспорта занимаются дошкольники 5-7лет,умеющие кататься на велосипеде. Основной формой работы в секции по велоспорту является групповое учебно-тренировочное занятие.
В процессе учебно-тренировочных занятий и на соревнованиях успешно решаются воспитательные задачи. Педагог воспитывает юных спортсменов в духе сознательного отношения к занятиям спортом, уважения к старшим, воспитывает организованность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.
Учебно-тренировочные занятия планируются на основе данной программы с учётом режима детей.
Учёт учебно-тренировочной и воспитательной работы ведётся в специальном групповом журнале.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе.
Для выработки правильной осанки, развития координации движения, овладения основами техники и стиля велоезды на каждом занятии, помимо упражнений на велосипедах используется игровой метод.
Занятия велоспортом учат преодолевать трудности, воспитывают настойчивость, выдержку, целеустремлённость. Тренировка юных велосипедистов отличается от тренировки взрослых спортсменов тем, что в ней обучению двигательным действиям отводится больше времени, чем подготовке к соревнованиям. Нагрузки дозируются более строго. Метод переменной интенсивности тренировочных нагрузок — чередование упражнений, дающих большую, то малую, то умеренную нагрузку, - является более приемлемым в подготовке маленьких велосипедистов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1. Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
2. Знакомство с историей велосипеда и велоспорта. |
6 |
6 |
|
3.Основы ПДД (правила дорожного движения) |
10 |
10 |
|
4. Основы предупреждения травматизма. |
6 |
6 |
|
5.Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук. |
13 |
3 |
10 |
6. Учебно-тренировочные занятия. Основы техники веловождения. |
15 |
4 |
11 |
7.Игровые занятия |
6 |
6 |
|
8. Соревнования. |
6 |
- |
6 |
Итого: |
64 |
37 |
27 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие. Знакомство. Обсуждение правил взаимодействия между детьми и тренером. Знакомство с правилами поведения на занятии.
Знакомство с правилами езды на велосипеде:
· история создания велосипеда;
· правила езды на велосипеде;
· опасные места вблизи детского сада, дома, в микрорайоне;
· типичные ошибки при катании на велосипеде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
· места, где можно и где нельзя кататься на велосипеде;
· название и назначение дорожных знаков для велосипедистов.
Основы ПДД (правила дорожного движения). Расширение знаний детей о правилах дорожного движения. Формирование представления дошкольников о безопасности при передвижении на велосипеде по улицам и дорогам. Закрепление знаний (в игровой форме), полученных во время теоретического занятия.
Основы предупреждения травматизм. Причины травматизма. территории для катания на велосипеде. Правила езды на велосипеде. Воспитание навыков выполнения основных правил поведения детейна дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук. Значение общей и специальной физической подготовки для гармоничного развития юныхвелосипедистов. Строевые упражнения. Ходьба на изменение темпа в чередовании с бегом, прыжками. Бег с ускорениями. Подвижные игры. Эстафеты. Спортивные игры по упрощённым правилам. Упражнения на лазание, равновесие, координацию движений. Преодоление специальных полос препятствий. Упражнения для мышц рук: сгибание и развитие рук, развитие гибкости суставов. Упражнения для мышц туловища: наклоны туловища вперёд, назад, в стороны. Упражнения для мышц ног: полуприседания и приседания (быстро и медленно). Упражнения для мышц всего тела. Упражнения на формирование правильной осанки.
Учебно-тренировочные занятия. Основы техники веловождения.Велотренажеры учат ребенка держать равновесие. Благодаряим, переход на обычный велосипед осуществить легко и естественно. Отработка навыка катания на велосипеде и самокате в спортивном зале.
1 год обучения
Месяц |
Теоретический материал
|
Практический материал |
Цель |
Октябрь |
Занятие 1Вводное занятие. Занятие 2. Беседа «Виды велосипедов. Применение велосипедов» Презентация. Занятие 4Беседа «История велоспорта»
|
Занятие 3. 1.Раскрашивание раскрасок с видами спорта 2.Д/и «Кому что нужно?» 3.Д/и «Разрезные картинки» 4.Д/и «Вопросы-задания»
|
Знакомство. Обсуждение правил взаимодействия между детьми и тренером. Знакомство с правилами поведения на занятии. Развивать познавательный интерес Создание условия для развития творческих способностей через раскрашивание раскрасок по теме. Расширить интерес к велоспорту. |
Ноябрь |
Занятие 5 Беседа«Виды спорта» Велотрек. Занятие 6Презентация "Спортивное Снаряжение,форма,обувь для велоспорта"
|
Занятие 7. 1.Д/и «хотел бы ты быть спортсменом и почему?» 2.Д/и «Спортинвентарь» Занятие 8. Просмотр Мультфильмов «Смешарики о спорте»
|
Развивать интерес к велоспорту.
Закреплять знания детей о спортивном инвентаре для велоспорта.
Доставить детям чувство радости, создать хорошее настроение. Расширить представление о пользе физкультуры. Познакомить детей с устройством велосипеда. |
Декабрь |
Занятие 9Беседа «Интересные факты о велосипеде и самокате» |
1.Загадывание загадок овидах спорта. 2.Рассказы о пользе физкультуры и спорта. Занятия 10-11Отработка навыка катания на велосипеде и самокате в спортивном зале. |
Развивать интерес к спорту. Расширять кругозор детей. Учитьдетей отгадыватьзагадки о видах спорта позашифрованным признакам. Развитие мышления. Развивать внимание, память, сообразительность. Расширить кругозор и познавательный интерес детей. |
Январь |
Занятие 12Беседа «Основы ПДД» Д/и «Спортивное лото»
|
Занятие 13 1.Упражнения на развитие равновесия. Занятие 14Практическое занятие в спортивном зале. |
Приобщить к двигательной активности,развитие физических качеств детей. Развивать интерес к сказкам и рассказам о спорте и физкультуре. Воспитание навыков безопасного поведения при езде на велосипеде. |
Февраль |
Занятие 15Беседа «Зимние видыСпорта»
Занятие 16Беседа «Летние виды спорта»
Занятие 17Беседа «Правила езды на велосипеде» |
1.Д/и «Кому что нужно?» 2.Использование мультмедиа. 3.Д/и «Зимние и летние виды спорта»
Занятие 18Практическое занятие. |
Закрепить знания детей о летних( велосипед,самокат) и зимних видах спорта. Расширить кругозор и познавательный интерес детей. Закрепить знания детей о видах спорта. |
Март |
Занятие 19.Беседа «Велосипед в цирке»
Занятие 21Беседа «Опасные места вблизи детского сада, дома, в микрорайон»
Занятие 23Беседа «Основы ПДД» |
Занятие 20Просмотр короткометражного Фильм "Подготовка спринтера высокой квалификации" Занятие 22Спортивная эстафета. 3.Рисунки на тему«Будем мы здоровы будем – веселы». 4.Д/и«Фрагмент» |
Формирование интереса к спорту.Расширить кругозор и познавательный интерес детей. Доставить детям чувство радости, создать хорошее настроение. Приобщить к двигательной активности. Воспитать бережное отношение к своему здоровью, чувство ответственности, коллективизма. Уметь определять места игр и катание на велосипеде. |
Апрель |
Занятия24-25Беседа «Название и назначение дорожных знаков для велосипедистов» Занятие 27Беседа«Какие виды спорта тебе больше нравятся? Почему?» |
1.Д/И «Выбери правильно» 2.П/и «Пройди – не урони» Занятие 26Занятие на велотренажерах. 4.Д/и «Спорт и спортсмены» |
Закрепить дорожные правила для велосипедистов. Формирование интереса к определенному виду спорта Развитие двигательных качеств – ловкости, быстроты, координации движений. Развивать желание заниматься спортом. |
май |
Занятие 28Беседа «Правила езды на велосипеде» Занятие 29Беседа «Типичные ошибки при катании на велосипеде,приводящие к несчастным случаям и авариям» |
Занятие 30Практическое занятие в спортзале д/с.
Д/и «Спортивный инвентарь»
П/и«Великаны и гномы»
Занятие 31Занятие на велотренажерах. |
Формирование интереса к определенному виду спорта. Обучить основам техники велоспорта.
Закреплять знания о правилах езды на велосипеде.
1. Закреплять знания детей об устройстве велосипеда.Формировать потребность в здоровом образе жизни. Расширение двигательных возможностей детей за счёт освоения новых доступных движений. |
Июнь |
|
Занятие 32Учебно-тренировочные занятия на прогулке.
|
Обогащать знания об основных элементах техники спортивных игр с использованием новых видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат) 1. Формировать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни на основе использования средств физического развития. |
2 год обучения
Месяц |
Теоретический материал
|
Практический материал |
Цель |
Октябрь |
Занятие 1Вводное занятие. 1.Д/и «Назови по образцу» 2.Д/и «Один– много»
Занятие 2.Беседа «Физкультура и спорт - залог здоровья» Д/и "Два спортсмена» Д/и «Мой вид спорта лучше»
Занятие 3.Беседа «История возникновения велосипеда и самоката. Виды велосипедов. Применение велосипедов»
|
Занятие 4 1.Просмотр фильмов о пользе физкультуры и спорта. 2.Загадывание загадок о спорте. 3. Д/и ««Закончи предложение» |
Знакомство. Обсуждение правил взаимодействия между детьми и тренером. Знакомство с правилами поведения на занятии.
Познакомить детей с видами спорта; спортивным инвентарем; пополнить словарный запас детей, новыми словами; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом. |
Ноябрь |
Занятие 5.Беседа «История Олимпийских игр» Д/и «Олимпийские виды спорта»
Занятие 7.Беседа «Зимние виды спорта с использованием мультимедиа»
|
Занятие 6.Беседа «Устройство велосипеда» Занятие 8.Практическое занятие в спортзале. 1.«Найди то, что нужно велосипедисту?» 2.Д/и«Будь внимательным»
|
Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения, символами и ритуалами Олимпийских игр Закреплять знания о видах спорта. Научить ориентироваться в разных видах спорта. Познакомить детей с устройством велосипеда. · Развивать логическое мышление, внимание; · Закрепить названия видов спорта или спортсменов. Формировать потребность в здоровом образе жизни. |
Декабрь |
Занятие 9.Беседа «Интересные факты о велосипеде» Раскрашивание раскрасок с видами спорта. Занятие 10. Беседа « Основы ПДД» Показ презентации.
|
Занятие 11. Занятие на велотренажерах.
|
Расширить кругозор и познавательный интерес детей. Создание условия для развития творческих способностей через раскрашивание раскрасок по теме. 1. Воспитывать любовь к спорту, желание развиваться физически с использованием новых видов спортивного инвентаря. Развивать интерес к сказкам и рассказам о спорте и физкультуре. Расширение знаний детей о правилах дорожного движения. |
Январь |
Занятие 12 Беседа.«Основы предупреждения травматизма» Занятие 13.Беседа«Название и назначение дорожных знаков длявелосипедистов»
|
Занятие 14.Практическое занятие с выходом в город "Опасность на дороге!".
|
Воспитание навыков выполнения основных правил поведения детей на дороге. Пропаганда спорта и активного образа жизни. развивать интерес к спорту, спортивным состязаниям, ловкость и координацию движений. · Закреплять знания о спортсменах; · Развивать внимание, слуховое восприятие,речь. Закреплять знания детей о спортивном · инвентаре для велоспорта. |
Февраль |
Занятие 15.Беседа «Типичные ошибки при катании на велосипеде,приводящие к несчастным случаям и авариям» Занятие 16.Беседа «Беседа «Какие виды спорта тебе больше нравятся? Почему?» Занятие 18.Беседа «Велосипед в современном мире» |
Занятие 17.Веселый велосипедист» - игры-соревнования с использованием велосипедов, самокатов. 3. Д/и «Кому что нужно?» 4. Д/и «Спорт и спортсмены»
|
Формировать знания детей о спорте. Формирование интереса к определенному виду спорта. Закреплять знания детей об устройстве велосипеда. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Доставить детям чувство радости, создать хорошее настроение. Приобщить к двигательной активности.
Закреплять знания детей о велосипедном спорте. Расширить интерес детей.
|
Март |
Занятие 19.Беседа «Мировые рекорды в велосипедном спорте» Занятие 21.Беседа « Спорт в твоей жизни»
|
Занятие 22. Спорт в моей семье. 1.И/м подвижности «Найди картинку про велоспорт» 2.Загадывание загадок про велосипед. Занятие 20. Занятие на велотренажерах. 4.Д/и «Спортивный инвентарь» |
Развитие положительных мотиваций к занятиям спортом. Обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта. Расширить кругозор детей. Развивать интерес к спорту в родном городе.
|
Апрель |
Занятие 23.Беседа «Велосипед в цирке» через короткометражный фильм» Рисуем на тему «У меня есть велосипед». Занятие 25. Беседа «ОБЖ. ПДД для велосипедистов; Интервью с инспектором ДПС ГИБДД. Занятие 26.Беседа «Здоровье и велоспорт» |
Занятие 24. Отработка навыка катания на велосипеде и самокате в спортивном зале. 3.Д/и «Назови спортсмена» (с мячом). 4.Д/и «Вопросы-задания» |
Расширить кругозор и познавательный интерес детей. Создание условия для развития творческих способностей через рисование по теме. Закрепление навыков безопасного поведения при езде на велосипеде. Формировать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни. |
Май |
Занятие 27.Беседа «Места, где можно и где нельзя кататься на велосипеде»
|
Занятия28-29 Отработка навыка катания на велосипеде и самокате в спортивном зале.
|
Научить детей уметь определять места игр и катание на велосипеде. Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; развивать общий кругозор, память, быстроту и гибкость мышления; проверить у детей знание видов спорта. |
Июнь |
Занятие 30.Беседа «Спортивное снаряжение, Форма,обувь для велоспорта»
|
Занятие 31-32.Учебно-тренировочные занятия.
|
Отработка навыка катания на велосипеде и самокате. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Укрепление физического и психологического здоровья.
2. Повышение координационных способностей, повышение спортивного интереса.
3. Формирование эмоционально волевых качеств, целеустремленности, выносливости, развитие навыков взаимодействия, чувства командной сплоченности и любви к спорту.
4. Участие в соревнованиях.
5. Подготовка детей к занятиям велоспортом на следующем возрастном этапе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Необходимым условием для реализации программы является наличие спортивного зала, велотрека, спортивного инвентаря (тренажеры, велосипеды, самокаты).
Катание на самокатах практикуется в старших группах. Оно способствует развитию динамического равновесия, ориентировки и пространстве, глазомера, ловкости, выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокатах способствует воспитанию смелости, настойчивости, взаимопомощи и т. п.
Катание на самокатах не представляет больших трудностей для детей. К основным действиям относятся следующие умения:
· управление самокатом,
· отталкивание ногой,
· катание.
Управление самокатом.Труднее всего при катании на самокате (или спортроллере) управлять им, сохранять равновесие, так как опорная площадь мала, а тяжесть тела ребенка во время отталкивания на платформе самоката распределяется неравномерно. Кроме того, во время отталкивания происходит качание самоката в стороны.
Ребенок учится управлять рулем выполняя повороты, а при наклоне самоката в другую сторону — выравнивать его туловищем и поворотом руля в противоположную сторону. Повороты выполняются направо и налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться ногой несколько раз подряд и повернуть руль в левую сторону. Когда скорость погаснет, опять оттолкнуться ногой. При повороте направо действие выполняется таким же способом, только выехать надо к левому краю дорожки.
Отталкивание ногой.Толчок совершается одной ногой (передней частью стопы). Движение выполняется быстро и энергично, нога активно ставится на грунт отталкивания. Тело ребенка слегка наклонено вперед, голова держится прямо, ребенок смотрит вперед.
Катание.При катании на самокате ребенок одну ногу ставит на платформу, а другой отталкивается от земли. Как только самокат начнет наращивать скорость, надо поставить на платформу вторую ногу и катиться вперед до замедления хода. Туловище при этом прямое, смотреть следует вперед по направлению движения, а не под ноги. Руль держать непринужденно обеими руками, не напрягая плечи и руки.
Катание на двухколесном велосипеде.
Дети, хорошо умеющие ездить на трехколесном велосипеде, быстро овладевают навыками катания и на двухколесном велосипеде. Труднее осваивают катание на велосипеде нерешительные дети, боящиеся упасть. Целесообразно начать обучение с более смелых детей, которые сами проявляют желание ездить. Ребят учат вести велосипед, садиться на велосипед и слезать с него, ездить по прямой, выполнять повороты при поддержке взрослого. Воспитатель объясняет, что чем меньше скорость, тем труднее удерживать равновесие.
Дошкольникам предлагается ездить со средней скоростью равномерно нажимая на педали. С детьми, которые совсем не умеют ездить на велосипеде, тренер занимается индивидуально. До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков катания на велосипеде, воспитатель должен обеспечивать его страховку, затем можно распределить детей по два: один садиться на велосипед, другой страхует его. Через некоторое время дети меняются ролями.
Необходимо объяснить детям и систематически напоминать, что при катании на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим наклоном туловища вперед, но не сутулясь. Длительное катание в неправильном положении тела, с чрезмерным наклоном вперед отрицательно влияет на осанку, может привести к сутулости.
В дальнейшем детей обучают катанию по кругу (радиус круга постепенно уменьшается) сначала в одну, потом в другую сторону, ездить «змейкой», объезжать два круга («восьмерка»), выполнять различные задания: управлять велосипедом одной рукой, ускорять и замедлять ход, доставать рукой подвешенный предмет.
Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не ездили долго без отдыха, так как в первом случае они теряют интерес, мало двигаются, а во втором — переутомляются. Необходимо наблюдать за самочувствием детей и индивидуально регулировать физическую нагрузку.
При совершенствовании умения ездить на велосипеде в подготовительной к школе группе даются специальные упражнения, включающие остановку на зрительные сигналы (поднятая рука, красный свет, палочка регулировщика). Вначале остановка выполняется медленно, затем быстро (внезапно поданный сигнал). Необходимо научить детей ездить по широкой и узкой дорожкам, подниматься на пологую гору и спускаться с нее.
Катание на самокатах и велосипедах осуществляетс в разных условиях: по асфальтированным дорогам, по грунтовым тропинкам, по траве, по песку, соблюдая правила дорожного движения — способствует совершенствованию навыков управления велосипедом.
На участке детского сада оборудовано место для игры в правила уличного движения: обозначены перекрестки, поставлены светофоры.
Что нужно для занятий:
Велосипед – должен подходить ребенку по росту и физическим параметрам в данный конкретный момент, с учетом различных настроек и регулировок механизма (высота седла, руля и т.д.).
Как подобрать велосипед: ставим ребенка на ровную поверхность. Размещаем велосипед у него под ногами. Смотрим.
Правильный вариант: между рамой и промежностью остается свободное пространство в 5 -10 см. Такие параметры велосипеда позволяют ребенку спрыгнуть с него в аварийной ситуации.
Во время езды ребенок должен свободно дотягиваться ногой до педали, находящейся в нижнем положении, при этом нога ребенка должна полностью выпрямляться. Если не получается — опускаем (или поднимаем) седло.
Если сидение больше не опускается, а подседельный штырь возвышается над зажимом, можно его укоротить. Это легко и быстро делается в любой велосипедной мастерской.
Регулируем руль по высоте и углу наклона. Цель — максимально удобное положение спины ребенка во время езды, и, конечно, свободное движение коленей.
Рост ребенка — величина не постоянная, поэтому очень трудно что-либо прогнозировать со 100 % точностью в, так сказать, переходный момент. Примерная таблица соответствия (возраст / рост / размер колес).
Возраст |
Рост |
Размер колес |
5-6 лет |
до 115 см |
16 дюймов |
6-7 лет |
ло 130 см |
20 дюймов |
2. Защита. Велоспорт –довольно травмоопасен, поэтому понадобятся: шлем, велосипедные перчатки.
3. Одежда: одежда, не сковывающая движений.
4. Обувь –обувь на жесткой подошве.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- проведение родительских собраний: приобретение велосипедов, самокатов, одежды;
- совместная досуговая деятельность;
- присутствие родителей на соревнованиях и открытых занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боген А.А. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1983.
2. Поляев Б. А., Лайшева О. А., Калашникова О. М.. Правильная осанка. Памятка для родителей. – М.: Расмирти, 2003.
3.Олимпийское движение / М.: ФИС, 1980г.
4. Джо Фрил. Библия велосипедиста. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2011.
5. Лопес Брайан, Маккормак Ли. Мастерство езды на маунтинбайке. М.: Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2011.
6. Шеннон Совндаль. Анатомия велосипедиста. Издательство: Попурри, 2011.
7. Дэвид В. Херлихи. История велосипеда. Издательство: Новое литературное обозрение, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.