ПРОЕКТ по ВАЛЕОЛОГИИ
для детей подготовительной группы
Название проекта: «Правильное питание»
Тип проекта: познавательный-исследовательский, игровой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: 2023–2024 учебный год.
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема проекта: Для более эффективного ознакомления детей с основами валеологии необходимы нетрадиционные методы, способные увлечь детей и сделать их активными участниками.
В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные представления о своем организме, о правильном питании т.к. через эти познания, он может бережно относиться к своему организму.
Актуальность: Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. В связи с этим был разработан проект «Здоровое питание», целью которого стало формирование у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей.
Цель проекта: Познакомить детей с правильным питанием.
Задачи:
- активизировать детскую и родительскую инициативу;
- укреплять тёплые дружеские взаимоотношения и сплочённости между участниками проекта (детьми, родителями и воспитателями );
- Сформировать представления о полезности пищи;
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
- Дать детям представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить выбирать самые полезные продукты.
- Установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
- Расширять знания родителей о правильном питании и здоровом образе жизни, для подготовки своих детей – будущих первоклассников к новому этапу в их жизни – к школе.
- Говорить о важности режима дня – питания, отдыха, занятий спортом для будущих первоклассников; о важности развития самоконтроля и самооценки у детей.
- пополнять группу пособиями по валеологической тематике.
Ожидаемые результаты:
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, бережное отношение к народным традициям питания. Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях. Родители научатся оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья. В группе обогатится развивающая среда по темам проекта.
Формы
работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продукт проекта:
ü Мастер – классы детей по теме «Витаминные ягоды» (представление презентаций).
ü Оформить буклет «В каких продуктах живут витамины»
ü Картотека загадок о продуктах.
ü Подборка мультфильмов о здоровом и правильном питании.
Реализация проекта по этапам
Этапы |
Название мероприятия |
Цель |
1 этап Подготовительный |
||
Сентябрь |
Разработка проекта. Родительское собрание по ознакомлению с темой проекта и планирование работы по проекту. Подбор необходимой методической, художественной литературы, энциклопедий, фотографий. игр. Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций по теме. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации. |
Организация РППС, методической литературы. Ознакомление родителей с проектом. |
2 этап Основной (практический) |
||
Октябрь |
Беседа: «Правильное питание- залог здоровья». С/р игра «Продуктовый магазин» Экскурсия в НПГТ и мастер класс по изготовлению пирожного. Просмотр мультфильмов: Смешарики «Исправительное питание». |
Дать элементарные понятия о том, как правильно питаться. Формировать умение ориентироваться в магазине с выбором определенных видов продуктов. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях. Развивать любознательность через просмотр мультфильмов. |
Ноябрь |
Беседы: «Откуда берутся продукты питания». «Из чего варят кашу, как сделать каши вкусными»; «Профессия повар» Загадки о продуктах. Просмотр презентации «Еда для малоежек» Д/игры «Посмотри и назови», «Волшебный мешочек», «Что растет на огороде». |
Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о здоровых продуктах питания. Знакомить детей с профессией повара. Привлечь внимание детей к формированию осознанного отношения к своему здоровью, через просмотр презентации. Воспитывать наблюдательность и любознательность. |
Декабрь |
Тематические беседы: «Если хочешь быть здоров»; «Профессия врач-диетолог». Д/игры «Полезно – вредно», «Четвертый лишний» С/р игра «На приеме у диетолога» Презентация « разговор о правильном питании»
Консультация для родителей: «Вместе весело гулять» |
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Знакомить детей с профессией врача-диетолога. Учить детей выбирать самые полезные продукты. Дать понятие о пользе витаминов в разнообразных продуктах. Формировать у детей отношение к здоровью и жизни как к ценности Уточнить пользу прогулок для детей. |
Январь |
Игра-экспериментирование «Узнай по запаху и вкусу». Д/игра «Опиши, мы отгадаем»
Просмотр мультфильмов: Смешарики «Фиксики-советы»; «Витамины». |
Продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве. Знакомство с понятиями «Свойства и признаки предметов» Правила закаливания и профилактика простудных заболеваний. Развивать любознательность через просмотр мультфильмов. |
Февраль |
Беседа: «Как вредные продукты действуют на язык и зубы». (кока-кола, уксус). С/р игра «Кафе»
|
Уточнить и расширить значение вредных продуктов для жизнедеятельности организма. Закрепить знания о правилах бережного отношения к органам чувств. Воспитывать потребность быть здоровым. Приобщение детей к основам здорового образа жизни посредством разыгрывания сюжета работы кафе. |
Март |
Эксперимент. деятельность: «Чистые» руки? – показать детям, почему надо мыть руки. ощущений).
Экскурсия в магазин «Продукты питания».
Игра – соревнование «Чья команда больше знает молочных продуктов»
Огород на подоконнике: «Выращивание зелени».
|
Прививать желание быть чистым и опрятным. Развивать у детей мотивацию к здоровому образу жизни, закреплять умение мытья рук с мылом. Пополнение знаний детей о разнообразии продуктов в магазине, о людях работающих в магазине. Закрепить у детей знания о молочных продуктах. Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений. |
Используемая литература.
1.Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
5. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.
6.Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Правильное питание дошкольников».-М, - 2011г.
7. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» //Дошкольное воспитание .- № 11, 2004г.
8. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» //Дошкольное воспитание .-№ 6, 2002г.
9. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск, 2017. - 242с.
10. Унзорг Р. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. - М.: "Кристина и Ко", 2012. - 234 с.
11.. Ресурсы сети Интернет.
Приложение№1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ
Чистые руки
Цели: обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.
Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.
Содержание.
1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.
2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).
Умею-не умею
Цели: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.
Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»
Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.
Содержание. Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр., мимики (удивление, радость, злость и пр., позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.
Что можно кусать зубами?
Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу
Содержание. Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. ( Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.
Определи на запах
Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.
Материал: фрукты, тарелки с вареньем, ватные диски с парфюмерным ароматом.
Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.
Как нужно ухаживать за собой?
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?
Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.
Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.
Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.
Если ты заболел
Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.
Материал: картинки с изображением определенных действий.
Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.
Чтобы не заболеть...
Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.
Хвастунишка
Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.
Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: «Мои ручки маленькие, кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать...»
Посылка от обезьянки
Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами
Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.
Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
Лови, бросай, предметы гигиены называй
Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.
Материал: мяч.
Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены, которыми они пользуются и знают.
Когда что одеваем?
Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года. Описание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.
Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?
Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.
Материал: муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки.
Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.
Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?
Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты. Материал: муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки.
Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.
Утро начинается.
Цель: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Правила: нужно назвать виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Ход игры: детям предлагается выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток, и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться.
Режим дня
Рано утром я проснусь и сделаю зарядку. (да)
А затем в кровать пойду и усну там сладко(нет)
А я завтракать пойду, даже не умоюсь (нет)
Сначала в ванную пойду, себя в порядок приведу.(да)
А на завтрак у меня вкусные конфеты(нет)
Ну, тогда я съем на завтрак жирные котлеты(нет)
Мама кашу мне сварила, вкусный чай мне заварила (да)
Я все съем и убегу, за собой не уберу (нет)
Маме я скажу спасибо, в щечку поцелую (да)
Мамочке своей помогать я буду: всю посуду приберу, пол на кухне подмету (да)
Перед сном почищу зубы и купаться буду (да)
У мамы сказку попрошу и сладко, сладко я усну (да)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Делаем зарядку»
Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.
Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение)
Игра «Имитация видов спорта»
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Дети называют виды спорта. Под
веселую музыку ребята и инструктор показывают имитацию предложенных видов
спорта, каждую имитацию вида спорта проводят по 20 сек.
- Легкая атлетика (бег на месте),
- лыжные гонки (поочередное махи руками назад-вперед «имитация ходьбы на
лыжах»),
- плавание (разводить руки в стороны у груди; круговые движения рук назад
«плавание на спине»),
- бокс (поочередное выбрасывание рук вперед «имитация рук боксирования»),
- футболист (поочередные махи ногами вперед «имитация забивания мячей в
ворота»),
- катание на коньках (руки отвести назад, поочередное отведение ног в стороны
«имитация катание на коньках»),
- хоккей (наклон туловища, отведение рук в сторону «имитация владение клюшки»),
- прыжки в длину (выполнение прыжка в длину),
- штангист (поднимание рук вверх «имитация поднятия штанги»)
и другие.
Игра «Чья команда быстрее соберет урожай»
Цель: Привитие навыков здорового
образа жизни; актуализация знаний о правильном питании.
Дети стоят в двух шеренгах. В начале шеренги стоит корзина картофелем и
морковкой. В конце – пустая корзина. По сигналу первые игроки команд начинают
передавать овощ следующим игрокам. Последний участник складывает картофель в
корзину. Выигрывает команда, которая быстрее перенесет урожай на другую
сторону.
Эстафета «Полезные продукты»
Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни.
Дети делятся на две команды в колонны. На противоположной стороне (20 метров) лежат карточки с изображением полезных продуктов (творог, орехи, молоко и другие) и вредные продукты (газировка, чипсы и другие). Рядом стоит мусорное ведро. По сигналу первые игроки бегут и выбирают продукты, которые считают полезными, берут их с собой, а вредный продукт выбрасывают в ведро. Выигрывает команда, которая быстрее перенесет полезные продукты.
Приложение№2
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нем семена(Тыква)
Это вовсе не игрушка –
Ароматная… (петрушка)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.(огурец)
У извилистой дорожки
Солнышко растет на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зернышек. (подсолнух)
Есть на каждом огороде,
Ведь любимец он в народе!
Всех избавит от недуг,
Чуть поплачешь..
Это (лук)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (баклажан)
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина (капуста)
Сидит на грядке под листом,
Да еще храпит притом.
Видит пятый сладкий сон
Лежебока - .. (патиссон)
Был зеленым – пожелтел,
Куртку красную надел.
Это что за светофор?
Спит в теплице …(помидор)
Он кусает, только вот,
Зубок ест, но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (чеснок)
В огороде по порядку
Занимают сестры грядку.
С в оранжевой обновке
Щеголяют все… (морковки)
Он тяжелый и пузатый,
Носит фрак свой полосатый.
На макушке хвостик ус.
Спелый изнутри… (арбуз)
Это ягода лесная
Нам лекарство заменяет
Если вы больны ангиной.
Пейте на ночь чай с …(малиной)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала…(груша)
Кустик пышненький над грядкой,
Корень круглый, желтый, сладкий!
Держит грядка овощ крепка.
Что за овощ желтый? (репка)
Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож.(банан)
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка (картошка)
C виду он как рыжий мяч,
Только он не мчится вскачь.
В нем полезный витамин
Это спелый… (апельсин)
Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем. (Брусника)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)
На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела... (Облепиха)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (Морошка)
Красная, пахучая,
Веточки колючие,
Соберу в корзину,
Сладкую… (Малину)
Не на шутку, а всерьёз
Куст колючками оброс.
Тёмных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (Крыжовник)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло! (Клюква)
Он на солнце созревает.
И без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад.
Этот сладкий… (Виноград).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.