Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Концепция опыта работы
«Формирование активности родителей через вовлечение их в
проектную деятельность»
Кожевникова Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ ДС № 15
2022г.
«Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то,
что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем.
Мы должны организовать семейное воспитание».
Антон Семенович Макаренко
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, безусловного принятия.
Однако в современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок, все это влияет на современную семью. Неблагоприятный социально–психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению социализации подрастающего поколения. Современная семья не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности. Дети часто не воспринимают родителей как опору, как авторитет. Все это отражается на дальнейшей адаптации и социализации детей в дошкольном учреждении и школе.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, что побуждает искать новые активные формы работы с семьей.
В 2018 году, набрав группу детей, я начала работать над проблемой взаимодействия педагога и семьи по теме «Формирование активности родителей через вовлечение их в проектную деятельность».
Цель работы: вовлечение семьи в единое образовательное пространство через проектную деятельность.
Задачи работы:
1. Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.
2. Повысить педагогические компетенции родителей.
3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Пополнить РППС.
Предполагаемый результат:
1. Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.
2. Повышена педагогической грамотности родителей.
3. Сформировано продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Этапы:
1. Изучение методической литературы и передового опыта работы с родителями.
2. Внедрение технологии проектов.
3. Формирование у родителей установкой на будущее деловое сотрудничество.
Изучение литературы
В педагогической практике ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу.
Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
СЛАЙД 4 (эпиграф)
«Воспитывает все – вещи, люди, явления. Но прежде всего и дольше – люди, из них на первом месте -родители и педагоги» (Антон Семенович Макаренко)
Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внедряются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства с учетом развития личности ребенка как члена общества.
Формирование у родителей предпосылок к будущему сотрудничеству.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Осознавая это, решила выстроить свою систему работы с семьями воспитанников. Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Считаю необходимым стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.
В своей работе опираюсь на программу взаимодействия семьи и детского сада «Содружество» Н.В. Микляевой, в содержание которой входят социальные детско-взрослые проекты. Кроме того, изучила методическое пособие Лидии Свирской «Работа с семьей: необязательные инструкции», в котором описаны методы работы с семьей, а также рекомендации для индивидуальных консультаций для родителей.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, считаю следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы подобрали различные способы вовлечения в работу большей части семей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность педагоги нашего детского сада ведут по следующим направлениям
- информационно – аналитическое;
- познавательное;
- досуговое;
- наглядно – информационное.
С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество воспитателя и семьи», «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду», «Давайте познакомимся», «Адаптация в группе». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Моя ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседы с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывала, о том, как малыш провёл день в саду. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.
Также я отслеживала количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий, участие в выставках детско-родительских работ, конкурсах.
Я провела для себя анализ качественных показателей: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
• Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
• Родители –наблюдатели.
СЛАЙД 5 ( мониторинг)
На основе анкетных данных сделала вывод, что подавляющее большинство родителей являются наблюдателями (62,5 %), незначительное число родителей – исполнители (25 %), и единицы показали себя, как родители-лидеры (12,5 %)
Конечно же невозможно представить детскую группу без родительского уголка. В нем я размещаю полезную для родителей и детей информацию: режим дня группы, расписание занятий, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное стараюсь делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а мне наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.
Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
СЛАЙД 6 (акция «Подари книгу детям»)
Традиционным становится проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».
Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось непросто, особенно папам, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
СЛАЙД 7 ( стенгазеты)
В нашей группе существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей оформленные в стенгазетах и украшают нашу раздевалку (темы выстовок: «Помогите птицам»; Всех дороже мне она- это мамочка моя»; «Мамина еда»…). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (нарисовать рисунок, сделать аппликацию или поделку, конечно совместные фотографии). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому я считаю, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
СЛАЙД 8 ( день матери)
Каждую осень в нашей группе проходят праздники для мам « День матери». Это сценки и танцы, различные конкурсы. Дети, читают стишки для своих любимых мам, дарят им подарки сделанные своими руками. Сколько было восторга и радости у ребятишек и мамочек, довольны и громко аплодировали наши гости. Такие встречи становятся традицией в нашей группе.
СЛАЙД 9 ( мастерская «Деда Мороза»)
Каждый год у нас в группе открывается мастерская «Деда Мороза», где родители совместно с детьми и педагогами помогают украшать группу к Новому году, где воплощаются интересные идеи и превращаются в новогоднюю сказку.
Внедрение технологии проектов
Для более активного привлечения родителей к жизни группы и детей выбрала современную технологию проектной деятельности.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
· становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
· у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
· развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
· возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
А у нас. педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
В своей группе реализовала краткосрочные и долгосрочные совместные проекты: «Зимующие птицы», «Наш любимый участок», «Наши помощники – органы чувств» и др.
СЛАЙД 10 ( проект «Профессия ландшафтного дизайнера»)
В рамках краевого инновационного комплекса «Разработка и внедрение регионального содержания образования в условиях ФГОС общего образования» был реализован проект «Профессия ландшафтного дизайнера». В рамках которого родители изготовили «лэпбук» и альбом с видами ландшафтного дизайна.
В период функционирования краевого инновационного комплекса «Разработка и внедрение регионального содержания образования в условиях ФГОС общего образования» был реализован проект «Народы Приамурья». СЛАЙД 11 ( проект «Народы Приамурья»)
Родители активно участвовали в изготовлении продуктов проекта. Были созданы лэпбук «Народы Приамурья», а также альбом «Николаевск-на-Амуре – город трудовой славы».
СЛАЙД 12 ( РНО «Академия детства»)
В 2020 г. воспитанники нашей группы стали участниками РНО «Академия детства». При разработке и реализации проекта «ВОВ» дети совместно с родителями готовили и представляли презентации «Орден «Победа»; «Медаль «Золотая звезда», «Мои герои Великой Победы» организованна совместная экскурсия в музей. В районном конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, участвовали 2 ребенка, один из которых занял I место. Подготовкой детей к конкурсу занимались родители.
СЛАЙД 13 (проект «Мир древних растений)
В рамках краевой инновационной площадки «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в области археологии с включением регионального компонента» совместно с родителями реализовывали проект «Мир древних растений». Родители изготовили макет «Древний лес». Игорь С. вместе с мамой подготовили презентацию «Моя будущая профессия- палеонтолог». Ребенок сам представлял доклад перед детьми группы № 1.
СЛАЙД 14,15 (проект «Наш любимый участок»)
«Наш любимый участок» цель: создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории группы. Проект помог решить задачи эстетического, нравственного и физического воспитания детей, создать комфортные условия для прогулок, а также осуществить творческий потенциал родителей по созданию благоприятных условий пребывания детей в детском саду. В результате реализации данного проекта наша группа заняла 1 место по благоустройству участков в детском саду, это была общая радость родителей и педагогов.
Родители наладили тесный контакт не только со своими детьми, но и с коллективом родителей, принять активное участие в жизни, смогли реализовать свои творческие способности.
СЛАЙД 16 (проект «Зимующие птицы»)
Также в 2021году, совместно с родителями был реализован проект «Зимующие птицы» с целью формирования у дошкольников общие представления о зимующих птицах нашего края.
В ходе реализации проекта была проведена работа по познавательному, экологическому, речевому воспитанию, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию воспитанников.
В рамках которого, была проведена акция «Покормите птиц зимой», родители вместе с детьми кормили птиц на территории города (дворы, сквер, городская площадь и т.д.). Совместно с родителями был создан альбом «Зимующие птицы»; книжки – малышки по теме проекта; разных поделок; с папами изготовили кормушки для пернатых. Родители приносили корм для птиц. Итоговым продуктом данного проекта стала стенгазета, выполненная совместно с родителями «Помогите птицам».
СЛАЙД 17 (проект «Наши помощники»)
В этом году был реализован долгосрочный проект по валеологии «Наши помощники», с целью знакомства детей с органами обоняния и осязания, показать их значение в жизни человека.
В результате работы над проектом стал фотоальбом с рецептами и готовыми блюдами «Мамина еда» (вкусные и полезные рецепты для самых привередливых малоежек). Одна из задач, которого является: вовлечь семьи в единое образовательное пространство, создать положительную, эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
Также с помощью родителей были изготовлены сборники для детей: «Комплекс зрительной гимнастики»; «Комплекс дыхательной гимнастики»; «Комплекс точечного массажа»; карточки (овощи, фрукты – полезные продукты); д/игры по теме проекта. Фотовыставка( Блюдо с мамой и ребенком).
Результативность опыта
Анализ совместных мероприятий, наблюдения, учет активности родителей, а также самоанализ со стороны педагога показывает, что родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни группы и образовательного учреждения, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
СЛАЙД 17 (мониторинг)
В конце этого учебного года провела промежуточный мониторинг, через анкетирование родителей, и получила следующие результаты: выросло число родителей – исполнители (37,5%), появились новые родители-лидеры (18,8%), но и остаются родители-наблюдатели (43,7%).
Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
СЛАЙД 19 (Цитата В. А. Сухомлинский)
«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Василий Александрович Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.