Методическая разработка урока русского языка в 8 классе на тему: А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"
Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.
2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.
3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
Ход урока
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
* Что привлекло Гринева в вожатом?
* А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
* Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?
Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.
* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
* Что происходит в его душе?
Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Обобщение.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.
Презентация
Домашнее задание:
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.