«Технология моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии»
Оценка 5

«Технология моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии»

Оценка 5
docx
29.01.2022
«Технология  моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии»
Моя технология итог.docx

Технология  моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии

 

Автор: Васильева Марина Геннадьевна,

учитель химии МАОУ лицея №4  г. Таганрога

 

Аннотация

 В статье представлена модель построения процесса, обучения посредствлм составления логико-смысловых моделей, с учетом внутренних психологических особенностей познавательной деятельности обучающихся.  Показано, что применение многомерных дидактических  методов способствует максимальному раскрытию потенциала каждого учащегося. 

Ключевые слова:  мотивация, логико-смысловая модель, творческое и креативное мышление, познавательная деятельность.

 

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый учитель. Лениться время от времени свойственно всем, и не страшно, если это единичные случаи. Но что делать, если ученик совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать ребят занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию, т.е. получение новых знаний и процесс обучения должны быть лично значимыми.

Второй важный вопрос, который задает себе учитель: когда завершается обучение? Когда материал освоен или когда  присвоен?
Освоение или присвоение суть 
цель обучения?

Для себя я нашла ответ: новые знания должны стать лично значимой информацией в процессе освоения учебного материала.

Решением стало использование логико-смысловых моделей.  Сущность модели  заключается в особом способе структурирования содержания изучаемого материала позволяющем одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение. При этом сами логико-смысловые модели, созданные учениками в процессе обучения  выступают  продуктом их деятельности. Мною была создана методическая разработка «Технология  моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии» .

Изучение темы я выстраиваю в пять этапов.

Рис. Пять этапов технологии моделирования

Первый этап «Мотивация», на этом этапе  упор делается на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. По сути, первый этап является решающим в том смысле, что задает темп и тон изучения темы. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: первый этап мотивационный этап призван активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, первый этап на уроке призван решать сразу несколько задач:

·                сформировать положительную мотивацию;

·                вызвать интерес учащихся к новой теме;

·                сформировать главные цели урока;

·                наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;

·                активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Форма подачи материала  «работа с информацией».

Второй этап «Определение смысловых компонентов и логических элементов». Это время получения учащимися новой информации и работа с ней. Функции этого этапа:

·                Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.

·                Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

·                текст параграфа учебника;

·                текст, подготовленный учителем;

·                фильм;

·                презентация;

·                доклад одноклассника;

·                таблица;

·                лекция;

·                статья, лекция в интернете;

·                аудиоматериал и пр.

Форма подачи материала «менторство учителя». Роль учителя координирующая, задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.

Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.

 

Третий этап  «Связь главного с  творческим».  На данном этапе изучения темы учащиеся:

-  получают целостное представление об изучаемом объекте;

- осуществляют связь между предшествующими и последующими темами курса;

-  выделяют из общих понятий частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

- структурируют знания в определенной  логике.

Третий  этап позволяет мне как  учителю:

- организовать самостоятельную работу обучающегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

- избавить обучающихся от механического запоминания, снять стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

- сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.

Форма подачи материала   «составление логико-смысловой модели». Логико-смысловая модель –  представление знаний на естественном языке, т.е. через ключевые слова. В центре – тема, на осях разложение данной темы. Модель состоит из 2-х компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Можно выделить следующие  категории моделей:

       - сущность – представление знаний по целому классу или по теме;

- особенное – представление знаний того или иного класса;
- единичное – модель конкретного понятия.

Модели  составляются учащимися в ходе работы  и являются результатом их творческой и интеллектуальной деятельности, но могут быть составлены учителем и использоваться в готовом виде.

Проектирование логико-смысловых моделей на уроке способствует присвоению учениками изучаемого материала, посредством формирования многомерно-смыслового пространства темы, развития творческого  воображения.

Четвертый этап «Связь нового с пройденным» . Этап закрепления материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. Именно в ходе решения учебных и проблемных задач происходит осознанное усвоение теоретических знаний, формируются практические умения применения известных теоретических сведений, выполнения логических операций, вырабатываются навыки обращения с приборами, пользования учебной и справочной литературой. Поэтому на этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность, испытать учебный успех.

Форма подачи  материала  «тренировка».  Закрепление материала, как правило, лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Также необходимо уделить достаточное внимание заданиям базового уровня. Это связано с тем, что задания базового уровня характеризуют круг опорных базовых знаний, необходимых для выполнения более сложных заданий и даже заданий творческого характера. Повышенное внимание к заданиям базового уровня полезно всем: и сильным, и слабым. Их выполнение поможет первым избежать досадных ошибок в решении сложных задач, а последним позволит поупражняться в решении простых задач. 

Следует целенаправленно формировать систему заданий с постепенно нарастающей сложностью.    Продуманная последовательность предъявления заданий (или заданная последовательность их выполнения) позволяет учителю легко организовать работу всего класса с учетом индивидуальных различий в темпе усвоения материала, в степени подготовки учащихся.

Пятый этап  «Демонстрация успехов». На  данном этапе  решаются две задачи. Первая - учащиеся  демонстрируют свои  достижения и  успехи по изученной теме. Вторая – учитель намечает   пути   совершенствования, углубления знаний, умений, их анализа и коррекции.

Форма подачи материала  «контроль по всей теме».  Основной постулат: «Каждый человек имеет право на ошибку». Не надо отчитывать за оценки, ругать за ошибки и провалы. И уж конечно не стоит основной целью обучения ставить получение положительной оценки — ведь прежде всего важны знания.

Психолого-педагогическая результативность реализации методической разработки выражается в следующем:

• использование смысловых моделей помогает ученику представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;

• представление информации графически, дает возможность генерировать новые идеи, тем самым повышается мотивация обучения;

·              при составлении логико-смысловых моделей у учащихся формируются навыки аналитико-синтетического мышления.

• с использованием схем можно «прокачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Предложенная мной технология является универсальной и может использоваться не только при обучении химии или предметов естественно-научного цикла, но и при изучении любой предметной области.


 

Скачано с www.znanio.ru

Технология моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии

Технология моделирования - разложение целого на элементы (анализ) и объединение частей (синтез) на уроках химии

Изучение темы я выстраиваю в пять этапов

Изучение темы я выстраиваю в пять этапов

Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по…

Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по…

Модели составляются учащимися в ходе работы и являются результатом их творческой и интеллектуальной деятельности, но могут быть составлены учителем и использоваться в готовом виде

Модели составляются учащимися в ходе работы и являются результатом их творческой и интеллектуальной деятельности, но могут быть составлены учителем и использоваться в готовом виде

Психолого-педагогическая результативность реализации методической разработки выражается в следующем: • использование смысловых моделей помогает ученику представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;…

Психолого-педагогическая результативность реализации методической разработки выражается в следующем: • использование смысловых моделей помогает ученику представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022