Технология обучения слепых и слабовидящих выполнению УУД

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология обучения слепых и слабовидящих выполнению УУД.docx

Дмитриева Н.А.,

учитель-дефектолог

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

ВЫПОЛНЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Определение УУД

 Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные действия, формирующие у учащихся умение учиться, т.е. быть способным к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Центральной составляющей обучения учащихся универсальным учебным действиям является формирование умения работать с информацией: извлекать её, анализировать, воспринимать. Успешное овладение УУД ведет к достижению метапредметных результатов обучения.

 

Значение УУД

УУД обеспечивают  возможность обучающемуся

·         самостоятельно осуществлять деятельность учения, усваивать знания, формировать умения, навыки и компетентности;

·         ставить учебные цели;

·         искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

·         контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в любой предметной области.

 

Обучение выполнению УУД.

С чего начинается формирование системы УУД? Ребенок приходит в школу, и процесс обучения задаёт содержание и характеристики его учебной деятельности, тем самым определяя зону ближайшего развития, обучая его выполнению первой, самой простой, группы.  Усложнение программного материала влечет за собой обучение ребенка выполнению следующей группы УДД и т.д. Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Все УУД объединяются в целостную  систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Только при условии сформированности системы УУД у ребенка мы можем говорить о наличии у него неких метапредметных результатов обучения.

 

Виды УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личност­ных действий:

1)      личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2)      смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает учебную деятельность, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

3)      нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

1)      целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

2)      планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3)      прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4)      контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5)      коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

6)      оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

7)      саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные действия

Логические учебные

действия

Постановка и решение

проблемы

·         самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·         поиск и выделение необходимой информации;

·         применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·         структурирование знаний;

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·         выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·         смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

·         извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

·         определение основной и второстепенной информации;

·         свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

·         понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·         постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Знаково-символические

действия:

·          моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·         преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

·         анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·         синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·         выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

·         подведение под понятие, выведение следствий;

·         установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·         построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

·         доказательство;

·         выдвижение гипотез и их обоснование.

·         формулирование проблемы;

·         самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

1)      планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2)      постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3)      разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4)      управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

5)      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

6)      владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

Проблемы выполнения УУД слепыми и слабовидящими школьниками.

            При обучении слепых и слабовидящих школьников выполнению УУД педагог сталкивается с целым рядом проблем, замедляющих процесс обучения. Во-первых, в несколько раз увеличивается время на обучение любому действию и переход от действия к умению и навыку; во-вторых, увеличивается время, затрачиваемое учащимся со зрительной деп           ривацией, на выполнение любого действия; в-третьих, умения и навыки могут утрачиваться, если долгое время не требуется их выполнение. Все это обусловлено рядом причин. Вот некоторые из них:

·         различный уровень психофизического развития слепых и слабовидящих учащихся одного возраста;

·         различный уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения;

·         обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций, но и низким уровнем развития сохранных анализаторов;

·         недостаточная сформированность приемов обследования предметов и объектов окружающего мира;

·         отсутствие потребности и низкий уровень развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы;

·         своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений);

·         возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обусловливающая возможность возникновения формальных суждений;

·         возникновение формализма и вербализма знаний;

·         наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения;

·         возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения;

·         снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов;

·         трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;

·         недостатки коммуникативной деятельности: восприятии, интерпретации и продуцирования средств общения;

·         своеобразие речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.);

·         возникновение трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения;

·         стремление к решению практических задач в вербальном плане;

·         трудности переноса сформированных умений на новые условия деятельности;

·         значительное снижение в условиях слепоты и слабовидения уровня развития мотивационный сферы регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля)  и  рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции);

·         развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к себе.

 

Вот почему педагог, работая над обучением слепых и слабовидящих детей выполнению УУД, а следовательно, над формированием метапредметных результатов обучения, должен учитывать все перечисленные особенности.

 


 


Универсальные учебные действия слепых и слабовидящих учащихся

 

Вид УУД

 

 

 

Перечень

Примеры

формирующей

 деятельности

Рекомендации

по обучению выполнения действий

Особенности

обучения выполнению действий слепых и слабовидящих учеников

1

Личностные

 

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

·         ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»      

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·          ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

·          учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

·          способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

·         основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России      чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

·          осознание ответственности человека за общее благополучие

·          осознание своей этнической принадлежности

·          ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

·          развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

·         дифференциация моральных и конвенциональных норм

·         установка на здоровый образ жизни

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

·         эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

·         участие в проектах

·         участие в подведении итогов урока

·         выполнение творческих заданий

·         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки

·         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма

·         оценка и самооценка события, происшествия

·         ведение дневника достижений

 

Педагог привлекает к участию в проектах, разной направленности.

Педагог продумывает тему проекта, идею, ставит проблему («зачем это надо делать?»):

·         Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

·         Почему решение данной проблемы приоритетная задача?

·         Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

Совместно с учащимися определяется цель деятельности и ее желаемый результат,  

задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование.

Осуществляется выбор методов исследования:

·         Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов?

Составляется план работы:

·         Что надо сделать?

·         Когда работа должна быть завершена?

Определяются обязанности:

·         Кто за что будет отвечать?

При обучении выполнению личностных УУД слепых и и слабовидящих возрастает роль педагога, он не просто объясняет учащимся порядок действий, например, в работе над проектом, он мотивирует их для выполнения деятельности и осуществляет непосредственное руководство ею. На втором этапе педагог дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые успешно усвоили под его руководством порядок действий при выполнении первого проекта, и только контролирует их деятельность.  Остальные учащиеся по-прежнему ведут работу под руководством педагога, он лишь увеличивает степень их самостоятельности. Только после того как все участники деятельности усвоили порядок ее выполнения, педагог прекращает руководство.

2

Регулятивные

 

 

·         целеполагание

·         планирование

·         определение последовательности действий

·         прогнозирование

·         контроль

·         оценка

·         самостоятельная организация своего рабочего места в соответствии с целью выполнения заданий

 

 

 

 

·         определение целей и задач

·         составление плана действий по изучению нового материала учебника

·         разработка критериев оценивания результата выполненного учебного задания

·         самостоятельный контроль выполненного учебного задания

·         исправление преднамеренных и непреднамеренных ошибок

·         поиск информации в предложенных источниках 

·         взаимный контроль

·         взаимный диктант

·         КОНОП (контрольный опрос на определенную тему)

·         упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием

·         заполнение листов самоконтроля и самооценки

·         заучивание материала наизусть в классе

 

 

 

Педагог помогает осознать этапы плана с помощью наводящих вопросов или заданий, которые включают в себя эти вопросы:

·         Что нам нужно сделать?

·         В какой последовательности?

·         Похоже ли это задание на ранее выполненные?

В ходе оценивания (сопоставления своих действий  или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям) педагог помогает наводящими вопросами или заданиями, которые включают в себя вопросы:

·         Что нам нужно оценить?

·         Зачем мы это оцениваем?

·         На что необходимо обратить внимание при оценивании?

При  самостоятельном контроле выполненного задания педагог помогает сопоставить полученный результат с эталоном с помощью заданий, которые отвечают на вопросы:

·         Какой результат нужно проверить?

·         Что нужно учесть, чтобы понять, что работа выполнена?

·         С чем нужно сравнить полученный результат?

·         Есть ли ошибки? Как их исправить?

Кроме достаточно значительной роли педагога на первых этапах обучения слепых и слабовидящих учащихся выполнению регулятивных УУД к особенностям можно отнести необходимость

·         использования специальных методов, приемов и средств (в том числе и тифлоинформационных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения, например, приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

·         создания четких алгоритмов выполнения действий;

·         индивидуализации обучения в большей степени, чем для обучения нормативно развивающихся учащихся: увеличение количества времени, отводимого на выполнение задания, подбор наглядного материала с учетом состояния органа зрения, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, возраста и времени возникновения нарушения;

·         соблюдения режимов зрительной, тактильной и физической нагрузок;

·         проведения психокоррекционной работы по развитию мышления, обогащению чувственного опыта, формированию адекватной самооценки, развитию восприятия, уточнению и формированию представлений;

·         максимального расширения образовательного пространства за счет социальных контактов с широким социумом.

 

3

Познавательные

 

·         постановка проблемы

·         решение проблемы

·         поиск и выделение необходимой информации

·         применение методов информационного поиска

·         умение структурировать знания

·         выбор наиболее эффективных способов решения задач

·         рефлексия способов и условий действия

·         понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

·         умение сжато, адекватно предавать содержание полученной информации

 

·         логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков информации («назови признаки»)

·         логическое действие «синтез» («дай характеристику»)

·         логическое действие «сравнение» по заданным признакам («сравни два изображения»)

·         логическое действие «классификация» по заданным критериям («раздели на группы»)

·         построение умозаключения на основе полученной информации («на что похоже?», «третий лишний»)

·         логическое действие «обобщение» - объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам («среди видов спорта найди водные»)

·         установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений («установи причину»)

На нескольких логических действиях основаны следующие виды работы:

·         составление опорных схем и кластеров

·         работа с таблицами

·         составление и распознавание диаграмм

·         работа со словарями

·         игры, направленные на развитие памяти, воображения

·         диспут

Для осуществления умения «анализ» (мысленное разделения целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания) педагог помогает наводящими вопросами:

·         Что мы рассматриваем? Что нужно найти?

·         Что учитываем при нахождении частей?

·         Какие части обнаружили?

·         К какому выводу пришли?

Для осуществления умения «синтез» (соединение различных элементов или частей в единое целое) педагог строит свою работу по следующие направлениям:

·         Что мы составляем? Зачем?

·         Из каких частей мы собираем это?

·         Как правильно соединяем части в целое?

Для осуществления умения «сравнение» (сопоставление свойств в целях выявления их сходства и различий объектов) учащиеся должны понимать понятия «сходство» и «различие». Педагог помогает вопросами:

·         Какие объекты мы сравниваем?

·         Какие признаки необходимо учитывать при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?

·         Какой вывод можно сделать в результате сравнения?

Для осуществления умения «классификация» (деление совокупности признаков объектов по какому-либо признаку или признакам на группы) педагог помогает учащимся следующими наводящими вопросами:

·         Что мы делим на группы? Зачем?

·         Какой признак учитываем при делении?

·         У каких объектов можно обнаружить данный признак? Как можно назвать эту группу?

·         Какие объекты имеют другой признак?

·         Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов?

Для умения «обобщения» (мысленное объединение предметов и явлений по общим признакам) помощь педагога состоит в том, что учащиеся делают задания, отвечающие  на вопросы:

·         Какую группу объектов нужно назвать? Зачем?

·         Какими общими свойствами обладают эти объекты?

·         Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи?

·         Как можно назвать эту группу?

Для установления причинно-следственных связей (установление отношений между явлениями) нужно, чтобы ученики ответили на вопросы:

·         Какие явления мы изучаем?

·         Какие явления связаны между собой?

·         Что из них произошло раньше - это причина?

·         Что произошло потом - это следствие

·         Какой вывод можно сделать?

Для того чтобы  у ученика вырабатывалось умение строить умозаключения (выводы из нескольких суждений), необходимо педагогу построить следующую последовательность:

·         Какой незнакомый предмет мы рассматриваем?

·         О чем можно сделать вывод относительно этого объекта?

·         Что из ранее изученного похоже на этот объект?

·         Чтобы сделать вывод, подумай: если у известного объекта есть определенные качества (свойства, признаки) то возможно и незнакомый объект обладает такими же качествами?

·         Какой вывод напрашивается на основании этих размышлений?

Учитывая своеобразие становления и протекания познавательных процессов у слепых и слабовидящих учащихся (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений и т.п.) педагоги должны

·         широко использовать специальные приемы организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

·         обеспечивать доступность учебной информации для зрительного (слабовидящие), зрительного и тактильного (слепые с остаточным зрением) и тактильного (тотально слепые и слепые со светоощущением) восприятия;

·         предъявлять информацию в такой наглядно-образной форме, которая позволит легко выделять существенные признаки объектов;

·         использовать индивидуально подобранный дидактический материал;

·         при подборе заданий учитывать особенности оформления письменных работ рельефно-точечным шрифтом: таблицы и схемы не более двух столбцов (позиций) с небольшим количеством информации (5-6 наименований), диаграммы только столбчатые, использование сокращений и скорописи (при условии использования единых знаков).

 

4

Коммуникативные

 

·         межличностное общение

·         совместная деятельность в группе

 

·         создание речевого высказывания на заданную тему

·         формулировка своей  точки зрения, которая появилась в результате совместной деятельности

·         составление вопросов для  партнера

·         составление задания партнеру

·         составление отзыва на работу партнера

·         групповая работа по составлению кроссворда

·         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)

·         игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива

 

 

 

Суть данного умения строить речевое высказывание заключается в умении удерживать мысленно предмет осуждения. Педагог предлагает обсуждение темы в следующей последовательности:

·         О чем сейчас говорят?

·         С какой целью?

·         Есть ли у тебя информация по обсуждаемому вопросу?

·         Что ты можешь сказать по этому поводу?

Для умения формулировать свою точку зрения важно, чтобы понимался предмет обсуждения.

Педагог предлагает вести обсуждение в следующей последовательности:

·         Что сейчас обсуждаем?

·         Зачем обсуждаем?

·         Что ты думаешь по этому поводу? Как ты к этому относишься?

Умение задавать партнеру вопросы основывается на умении удерживать предмет разговора.

Педагог предлагает  продумать порядок общения, предлагая вопросы в следующей последовательности:

·         О чем идет речь?

·         Чего ты не знаешь и не понимаешь?

·         Что ты хочешь узнать от другого человека?

Так как слепые и слабовидящие учащиеся испытывают трудности в овладении языковыми (фонематический состав слова, словарный запас, грамматический строй речи) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, то  педагог должен целенаправленно обучать их использованию таких средств. Учащиеся должны иметь правильное звукопроизношение, владеть речевыми и неречевыми средствами общения, знать нормы общения, принятые в обществе зрячих, и адекватно оценивать собственную степень овладения этими нормами. Кроме проведения занятий по развитию коммуникативной деятельности (обучение использованию речевых средств общения), по развитию мимики и пантомимики (обучение использованию неречевых средств общения), параллельно с занятиями логопеда должны проводиться

1) коррекционные занятия по развитию кинестетического восприятия с целью выработки

·         адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека;

·         адекватниой реакции на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

·         адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов;

·         адекватной реакции на давление на поверхность тела;

·         адекватной реакции на изменение положения тела в пространстве (горизонтальное, вертикальное);

2) коррекционные занятия по развитию слухового восприятия с целью

·         локализации неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

·         соотнесения звука с его источником;

·         нахождения объектов, одинаковых по звучанию;

·         прослеживания за близко расположенным перемещающимся источником звука;

·         различение по голосам окружающих людей;

·         определение по голосу эмоционального состояния человека;

3) коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия с целью:

·         развития остаточного зрения;

·         умение подключать и использовать остаточное зрение;

·         безопасного передвижения в школьном и внешкольном пространстве;

·         совершенствование способов зрительного обследования.

 


Перечень умений, которыми должен овладеть выпускник основной общей школы.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

 

Педагогические ориентиры: Культура общения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.