Дмитриева Н.А.,
учитель-дефектолог
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ВЫПОЛНЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Определение УУД
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные действия, формирующие у учащихся умение учиться, т.е. быть способным к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Центральной составляющей обучения учащихся универсальным учебным действиям является формирование умения работать с информацией: извлекать её, анализировать, воспринимать. Успешное овладение УУД ведет к достижению метапредметных результатов обучения.
Значение УУД
УУД обеспечивают возможность обучающемуся
· самостоятельно осуществлять деятельность учения, усваивать знания, формировать умения, навыки и компетентности;
· ставить учебные цели;
· искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
· контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в любой предметной области.
Обучение выполнению УУД.
С чего начинается формирование системы УУД? Ребенок приходит в школу, и процесс обучения задаёт содержание и характеристики его учебной деятельности, тем самым определяя зону ближайшего развития, обучая его выполнению первой, самой простой, группы. Усложнение программного материала влечет за собой обучение ребенка выполнению следующей группы УДД и т.д. Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Все УУД объединяются в целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Только при условии сформированности системы УУД у ребенка мы можем говорить о наличии у него неких метапредметных результатов обучения.
Виды УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
1) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2) смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает учебную деятельность, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
3) нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5) коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
6) оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные действия |
Логические учебные действия |
Постановка и решение проблемы |
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; · поиск и выделение необходимой информации; · применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; · структурирование знаний; · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; · смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; · извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; · определение основной и второстепенной информации; · свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; · понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Знаково-символические действия: · моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); · преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; · выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов; · подведение под понятие, выведение следствий; · установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; · построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений; · доказательство; · выдвижение гипотез и их обоснование. |
· формулирование проблемы; · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
· различный уровень психофизического развития слепых и слабовидящих учащихся одного возраста;
· различный уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения;
· обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций, но и низким уровнем развития сохранных анализаторов;
· недостаточная сформированность приемов обследования предметов и объектов окружающего мира;
· отсутствие потребности и низкий уровень развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы;
· своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений);
· возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обусловливающая возможность возникновения формальных суждений;
· возникновение формализма и вербализма знаний;
· наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения;
· возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения;
· снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов;
· трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;
· недостатки коммуникативной деятельности: восприятии, интерпретации и продуцирования средств общения;
· своеобразие речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.);
· возникновение трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения;
· стремление к решению практических задач в вербальном плане;
· трудности переноса сформированных умений на новые условия деятельности;
· значительное снижение в условиях слепоты и слабовидения уровня развития мотивационный сферы регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции);
· развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к себе.
Вот почему педагог, работая над обучением слепых и слабовидящих детей выполнению УУД, а следовательно, над формированием метапредметных результатов обучения, должен учитывать все перечисленные особенности.
№ |
Вид УУД
|
Перечень |
Примерыформирующейдеятельности |
Рекомендации по обучению выполнения действий |
Особенности обучения выполнению действий слепых и слабовидящих учеников |
1 |
Личностные
|
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе · ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю · осознание ответственности человека за общее благополучие · осознание своей этнической принадлежности · ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей · развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения · знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение · дифференциация моральных и конвенциональных норм · установка на здоровый образ жизни · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
· участие в проектах · участие в подведении итогов урока · выполнение творческих заданий · зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки · мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма · оценка и самооценка события, происшествия · ведение дневника достижений
|
Педагог привлекает к участию в проектах, разной направленности. Педагог продумывает тему проекта, идею, ставит проблему («зачем это надо делать?»): · Почему возникла необходимость в выполнении проекта? · Почему решение данной проблемы приоритетная задача? · Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? Совместно с учащимися определяется цель деятельности и ее желаемый результат, задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Осуществляется выбор методов исследования: · Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов? Составляется план работы: · Что надо сделать? · Когда работа должна быть завершена? Определяются обязанности: · Кто за что будет отвечать? |
При обучении выполнению личностных УУД слепых и и слабовидящих возрастает роль педагога, он не просто объясняет учащимся порядок действий, например, в работе над проектом, он мотивирует их для выполнения деятельности и осуществляет непосредственное руководство ею. На втором этапе педагог дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые успешно усвоили под его руководством порядок действий при выполнении первого проекта, и только контролирует их деятельность. Остальные учащиеся по-прежнему ведут работу под руководством педагога, он лишь увеличивает степень их самостоятельности. Только после того как все участники деятельности усвоили порядок ее выполнения, педагог прекращает руководство. |
2 |
Регулятивные
|
· целеполагание · планирование · определение последовательности действий · прогнозирование · контроль · оценка · самостоятельная организация своего рабочего места в соответствии с целью выполнения заданий
|
· определение целей и задач · составление плана действий по изучению нового материала учебника · разработка критериев оценивания результата выполненного учебного задания · самостоятельный контроль выполненного учебного задания · исправление преднамеренных и непреднамеренных ошибок · поиск информации в предложенных источниках · взаимный контроль · взаимный диктант · КОНОП (контрольный опрос на определенную тему) · упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием · заполнение листов самоконтроля и самооценки · заучивание материала наизусть в классе
|
Педагог помогает осознать этапы плана с помощью наводящих вопросов или заданий, которые включают в себя эти вопросы: · Что нам нужно сделать? · В какой последовательности? · Похоже ли это задание на ранее выполненные? В ходе оценивания (сопоставления своих действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям) педагог помогает наводящими вопросами или заданиями, которые включают в себя вопросы: · Что нам нужно оценить? · Зачем мы это оцениваем? · На что необходимо обратить внимание при оценивании? При самостоятельном контроле выполненного задания педагог помогает сопоставить полученный результат с эталоном с помощью заданий, которые отвечают на вопросы: · Какой результат нужно проверить? · Что нужно учесть, чтобы понять, что работа выполнена? · С чем нужно сравнить полученный результат? · Есть ли ошибки? Как их исправить? |
Кроме достаточно значительной роли педагога на первых этапах обучения слепых и слабовидящих учащихся выполнению регулятивных УУД к особенностям можно отнести необходимость · использования специальных методов, приемов и средств (в том числе и тифлоинформационных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения, например, приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; · создания четких алгоритмов выполнения действий; · индивидуализации обучения в большей степени, чем для обучения нормативно развивающихся учащихся: увеличение количества времени, отводимого на выполнение задания, подбор наглядного материала с учетом состояния органа зрения, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, возраста и времени возникновения нарушения; · соблюдения режимов зрительной, тактильной и физической нагрузок; · проведения психокоррекционной работы по развитию мышления, обогащению чувственного опыта, формированию адекватной самооценки, развитию восприятия, уточнению и формированию представлений; · максимального расширения образовательного пространства за счет социальных контактов с широким социумом.
|
3 |
Познавательные
|
· постановка проблемы · решение проблемы · поиск и выделение необходимой информации · применение методов информационного поиска · умение структурировать знания · выбор наиболее эффективных способов решения задач · рефлексия способов и условий действия · понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации · умение сжато, адекватно предавать содержание полученной информации
|
· логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков информации («назови признаки») · логическое действие «синтез» («дай характеристику») · логическое действие «сравнение» по заданным признакам («сравни два изображения») · логическое действие «классификация» по заданным критериям («раздели на группы») · построение умозаключения на основе полученной информации («на что похоже?», «третий лишний») · логическое действие «обобщение» - объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам («среди видов спорта найди водные») · установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений («установи причину») На нескольких логических действиях основаны следующие виды работы: · составление опорных схем и кластеров · работа с таблицами · составление и распознавание диаграмм · работа со словарями · игры, направленные на развитие памяти, воображения · диспут |
Для осуществления умения «анализ» (мысленное разделения целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания) педагог помогает наводящими вопросами: · Что мы рассматриваем? Что нужно найти? · Что учитываем при нахождении частей? · Какие части обнаружили? · К какому выводу пришли? Для осуществления умения «синтез» (соединение различных элементов или частей в единое целое) педагог строит свою работу по следующие направлениям: · Что мы составляем? Зачем? · Из каких частей мы собираем это? · Как правильно соединяем части в целое? Для осуществления умения «сравнение» (сопоставление свойств в целях выявления их сходства и различий объектов) учащиеся должны понимать понятия «сходство» и «различие». Педагог помогает вопросами: · Какие объекты мы сравниваем? · Какие признаки необходимо учитывать при сравнении, чтобы решить поставленную задачу? · Какой вывод можно сделать в результате сравнения? Для осуществления умения «классификация» (деление совокупности признаков объектов по какому-либо признаку или признакам на группы) педагог помогает учащимся следующими наводящими вопросами: · Что мы делим на группы? Зачем? · Какой признак учитываем при делении? · У каких объектов можно обнаружить данный признак? Как можно назвать эту группу? · Какие объекты имеют другой признак? · Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов? Для умения «обобщения» (мысленное объединение предметов и явлений по общим признакам) помощь педагога состоит в том, что учащиеся делают задания, отвечающие на вопросы: · Какую группу объектов нужно назвать? Зачем? · Какими общими свойствами обладают эти объекты? · Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи? · Как можно назвать эту группу? Для установления причинно-следственных связей (установление отношений между явлениями) нужно, чтобы ученики ответили на вопросы: · Какие явления мы изучаем? · Какие явления связаны между собой? · Что из них произошло раньше - это причина? · Что произошло потом - это следствие · Какой вывод можно сделать? Для того чтобы у ученика вырабатывалось умение строить умозаключения (выводы из нескольких суждений), необходимо педагогу построить следующую последовательность: · Какой незнакомый предмет мы рассматриваем? · О чем можно сделать вывод относительно этого объекта? · Что из ранее изученного похоже на этот объект? · Чтобы сделать вывод, подумай: если у известного объекта есть определенные качества (свойства, признаки) то возможно и незнакомый объект обладает такими же качествами? · Какой вывод напрашивается на основании этих размышлений? |
Учитывая своеобразие становления и протекания познавательных процессов у слепых и слабовидящих учащихся (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений и т.п.) педагоги должны · широко использовать специальные приемы организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.); · обеспечивать доступность учебной информации для зрительного (слабовидящие), зрительного и тактильного (слепые с остаточным зрением) и тактильного (тотально слепые и слепые со светоощущением) восприятия; · предъявлять информацию в такой наглядно-образной форме, которая позволит легко выделять существенные признаки объектов; · использовать индивидуально подобранный дидактический материал; · при подборе заданий учитывать особенности оформления письменных работ рельефно-точечным шрифтом: таблицы и схемы не более двух столбцов (позиций) с небольшим количеством информации (5-6 наименований), диаграммы только столбчатые, использование сокращений и скорописи (при условии использования единых знаков).
|
4 |
Коммуникативные
|
· межличностное общение · совместная деятельность в группе
|
· создание речевого высказывания на заданную тему · формулировка своей точки зрения, которая появилась в результате совместной деятельности · составление вопросов для партнера · составление задания партнеру · составление отзыва на работу партнера · групповая работа по составлению кроссворда · диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) · игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива
|
Суть данного умения строить речевое высказывание заключается в умении удерживать мысленно предмет осуждения. Педагог предлагает обсуждение темы в следующей последовательности: · О чем сейчас говорят? · С какой целью? · Есть ли у тебя информация по обсуждаемому вопросу? · Что ты можешь сказать по этому поводу? Для умения формулировать свою точку зрения важно, чтобы понимался предмет обсуждения. Педагог предлагает вести обсуждение в следующей последовательности: · Что сейчас обсуждаем? · Зачем обсуждаем? · Что ты думаешь по этому поводу? Как ты к этому относишься? Умение задавать партнеру вопросы основывается на умении удерживать предмет разговора. Педагог предлагает продумать порядок общения, предлагая вопросы в следующей последовательности: · О чем идет речь? · Чего ты не знаешь и не понимаешь? · Что ты хочешь узнать от другого человека? |
Так как слепые и слабовидящие учащиеся испытывают трудности в овладении языковыми (фонематический состав слова, словарный запас, грамматический строй речи) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, то педагог должен целенаправленно обучать их использованию таких средств. Учащиеся должны иметь правильное звукопроизношение, владеть речевыми и неречевыми средствами общения, знать нормы общения, принятые в обществе зрячих, и адекватно оценивать собственную степень овладения этими нормами. Кроме проведения занятий по развитию коммуникативной деятельности (обучение использованию речевых средств общения), по развитию мимики и пантомимики (обучение использованию неречевых средств общения), параллельно с занятиями логопеда должны проводиться 1) коррекционные занятия по развитию кинестетического восприятия с целью выработки · адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека; · адекватниой реакции на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий); · адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов; · адекватной реакции на давление на поверхность тела; · адекватной реакции на изменение положения тела в пространстве (горизонтальное, вертикальное); 2) коррекционные занятия по развитию слухового восприятия с целью · локализации неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; · соотнесения звука с его источником; · нахождения объектов, одинаковых по звучанию; · прослеживания за близко расположенным перемещающимся источником звука; · различение по голосам окружающих людей; · определение по голосу эмоционального состояния человека; 3) коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия с целью: · развития остаточного зрения; · умение подключать и использовать остаточное зрение; · безопасного передвижения в школьном и внешкольном пространстве; · совершенствование способов зрительного обследования. |
Перечень умений, которыми должен овладеть выпускник основной общей школы.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.