Литература
1. Запрудский Н. И. Технология педагогических мастерских // Минск. Мозырь. 2002.
2. Окунев А. А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы // СПб. 1996.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Жукова Н.Н.
Технология педагогических мастерских была разработана Анри Валлоном, Полем Ланжевеном и Жаном Пиаже в 20-х годах XX века во Франции и успешно применяется в международной образовательной практике. В нашей стране эта технология стала известной благодаря публикациям российских и белорусских педагогов А. А. Окунева, Н. И. Беловой, Н. И. Запрудского и др.
Педагогическая мастерская – это организационная форма проведения учебных занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой деятельности по выполнению учащимися учебных заданий. Сущность технологии заключается в создании специально организованного педагогом-мастером образовательно-развивающего пространства, в котором ученики через учебно-поисковую деятельность посредством индивидуальных или коллективных форм работы добывают «новые» знания. А.А. Окунев отмечает, что в педагогической мастерской знания осваиваются учениками самостоятельно, не даются в «готовом виде». При этом, по мнению А.А Окунева, возможны неточные формулировки, ошибки, поскольку на основе анализа ошибок формируются научные знания. Автор отмечает, что если к концу урока так и не прозвучит ответ на главный вопрос изучаемой темы, тогда появляется предпосылка для мотивации к проведению исследования в следующей мастерской. В ходе мастерской учащиеся выбирают путь проведения «исследования», средства достижения цели, темп работы и т.п. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания [2].
Анализ работ названных авторов позволяет обобщить концептуальные положения организации педагогических мастерских:
• спор ученика с самим собой – важнейшая цель учителя-мастера;
• ученик имеет право на ошибки и их рефлексию;
• учитель-мастер вместо подсказки разворачивает другую проблемную ситуацию, включающую учащихся в интеллектуально-психологическое затруднение;
• учитель-мастер – это консультант, предоставляющий учащимся возможность самостоятельно осуществлять поиск (исследование);
• самооценка учащимися достигнутых результатов и ситуация успеха важнее, чем традиционные текущие оценки учителя.
На основе вышеприведённых положений можно выявить принципы организации педагогических мастерских, которые соответствуют концепции гуманистической педагогики. Это – принципы:
• равенства всех участников образовательного процесса, что означает вовлечение всех учащихся в учебно-поисковую работу;
• добровольного включения учащихся в поисковую деятельность на основе специальных мотивирующих заданий;
• создания ситуации успеха, что предполагает рефлексию, самооценку, самокоррекцию наряду с исключением таких внешних стимулов, как соревнование и соперничество;
• диалога, который реализуется посредством сочетания индивидуальной и коллективной работы, создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников;
• приоритета процесса учения над его результатом, который заключается в том, что в мастерской важен не только результат творческого поиска, но и его процесс, направленный на поиск истины;
• проблемного обучения, который обеспечивается проблемно-исследовательским характером заданий;
• опоры на письменную работу учащихся как на важнейший вид учебной деятельности;
• вариативности, реализация которого способствует расширению образовательного выбора учащихся (содержания учебного материала, видов учебно-поисковой деятельности, методов решения), что предполагает опору на индивидуальный опыт школьников и их включение в учебное исследование.
Если в традиционном обучении учитель ориентируется на освоение учащимися готовых знаний и умений, то в процессе педагогической мастерской ученики осуществляют выдвижение собственных гипотез, суждений, построение моделей, схем и т.п. С одной стороны, организация педагогических мастерских соответствует проблемному и эвристическому типам обучения. С другой стороны, важной отличительной
особенностью педагогической мастерской является создание развивающей образовательной среды, творческой и комфортной атмосферы, направленных скорее не на получение конкретных образовательных результатов (продуктов), а на организацию и проведение учебного исследования, развитие креативных способностей и исследовательских умений учеников.
Дадим характеристику основных четырёх этапов проведения педагогической мастерской.
Первый этап
индукция – направлен на усиление мотивации учащихся и обоснование учителем содержания и методов мастерской, а также разработку индивидуальных заданий, которые моделируют учебные и реальные прикладные и социальные проблемные ситуации.
Следующий этап технологии педагогических мастерских
самоконструкция – это этап индивидуальной работы учащихся, направленный на выдвижение индивидуальных гипотез, объяснение фактов и явлений, обоснования плана разработки заданий. Разрешая проблемные ситуации, ученики опираются на свой личный опыт, «при этом создаются условия для проявления нравственной ответственности учащихся за свой выбор» [1].
Далее следует этап социоконструкции – работа в парах, группах по выполнению заданий. В процессе этой работы возникают ситуации неопределённости, которые обусловлены многообразием представленных точек зрения, подходов, гипотез. Здесь разворачивается проблемная ситуация, требующая принятия учащимися обоснованного решения.
Следующий этап,разрыв – предполагает проявление противоречия между устоявшимися взглядами, донаучными представлениями и новым формирующимся знанием. На этом этапе происходит сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания.
На разных этапах урока учитель-мастер косвенно управляет учебно-поисковой работой учащихся с помощью различных заданий. Эти задания задаются графически, рисунком, с помощью эксперимента или видеоряда, а также словом. Иногда учитель-мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.
Приведённый выше алгоритм проведения мастерской не является единственным возможным. Последовательность этапов могут различаться. Мастерская – очень гибкая форма учебных занятий, которая характеризуется большой вариативностью. При этом важно соблюдать баланс в сочетании устной и письменной; репродуктивной
и исследовательской; индивидуальной, парной, групповой,фронтальной формами работы.
Осуществим анализ нескольких уроков-мастерских по математике для шестого класса.
Урок на тему «Задачи на все действия с десятичными дробями». Педагогическая мастерская «Мой кондитерский бизнес».
Цели: дидактические: научиться решать практические задачи, используя знания о правилах выполнения действий с десятичными дробями, закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; развивающие: способствовать формированию широкого кругозора, умений анализировать, обобщать, развитию речевого аппарата, самооценки; воспитательные: способствовать развитию деловых качеств, взаимоуважения, самостоятельности.
Ход педагогической мастерской:
1. Индукция. На предыдущем уроке было предложено организовать кондитерский бизнес в парах (с соседом по парте).
2. Самоиндукция. Учащимся нужно было выбрать партнёра по бизнесу и продукт производства (любое кондитерское или хлебобулочное изделие).
3. Социоконструкция. Совместно выбрать технологию производства (рецепт с условием, что масса ингредиентов указывается в кг). Далее на уроке предлагаются следующие вопросы для анализа бизнеса: Какова масса готового продукта? Какова стоимость производства? (Цены за 1 кг продукта приведены в таблице с учётом грядущей деноминации). В какую цену будет реализовываться продукция? Какую прибыль можно получить? Станут ли покупать товар?
4. Разрыв. Учащиеся презентуют результаты своей работы в группах – свой бизнес-проект и обсуждают результаты.
Таблица Цены продуктов
Урок на тему «Более сложные задачи на проценты». Педагогическая мастерская «Покупаем с умом».
Цели: дидактические: научиться решать практические задачи, используя знания по теме «Проценты», закрепить навыки поиска процента от числа, числа по его процентам, процентного отношения чисел; развивающие: способствовать формированию широкого кругозора, умений анализировать, обобщать, развитию речевого аппарата; воспитательные: способствовать развитию деловых качеств, взаимоуважения, самостоятельности, настойчивости.
Ход педагогической мастерской:
1. Индукция. На предыдущем уроке было предложено провести анализ акционного предложения какого-либо магазина.
2. Самоиндукция. Необходимо выбрать коллегу (соседа по парте на следующий урок), вместе выбрать магазин, акцию которого предстоит проверить, и раздобыть рекламную информацию о любой акции (фото плаката, листовка, распечатка из интернета, в которой будет указана следующая информация: первоначальная стоимость товара, новая стоимость товара, процент скидки, минимум пять товаров).
3. Социоконструкция. Учащиеся в парах отвечают по каждому товару на вопросы: Какие скидки на самом деле действуют в магазинах (ответ округлить до сотых)? Какова бы была цена товара, если бы размер скидки в процентах совпадал с заявленным в рекламе? Почему происходит это несовпадение и можно ли его избежать в каждом конкретном случае? Предложите своё решение проблемы. Кому выгодно несовпадение цен? Просчитайте выгоду при покупке/продаже 100 единиц товара. Все расчёты и выводы записываются на листе А4 каждым учеником.
4. Разрыв. Каждая группа (каждая парта) предоставляет один лист с выводами и расчётами с прикреплённой к нему рекламной информацией и вывешивает на доске для общего доступа. Те, кто первыми справился с заданием, могут рассказать остальным о результатах проверки и своих выводах.
Отметим, что представленные выше уроки-мастерские являются закрепляющими. Но технология педагогических мастерских применима также и на уроках новых знаний, и на уроках формирования умений и навыков. Так, нами был проведён урок-мастерская на тему «Длина окружности. Площадь круга», целью которого было ознакомление с понятиями длины окружности и площади круга, а также способами их измерения и вычисления.
Таким образом, использование в учебном процессе педагогических мастерских по математике, как показывают результаты опроса школьников, способствует стимулированию их учебно-познавательной активности и исследовательской деятельности, более эффективному формированию практических навыков по использованию математических знаний
в жизненных ситуациях, развитию исследовательских и познавательных умений учащихся. Названные умения выступают основой для дальнейшего развития образовательных и социально-личностных компетенций учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.