ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 4.8

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика +1
5 кл—11 кл
06.09.2020
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Педагогическая мастерская – это организационная форма проведения учебных занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой деятельности по выполнению учащимися учебных заданий.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.docx

Литература

1. Запрудский Н. И. Технология педагогических мастерских // Минск. Мозырь. 2002.

2. Окунев А. А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы // СПб. 1996.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Жукова Н.Н.

 

 

Технология педагогических мастерских была разработана Анри Валлоном, Полем Ланжевеном и Жаном Пиаже в 20-х годах XX века во Франции и успешно применяется в международной образовательной практике. В нашей стране эта технология стала известной благодаря публикациям российских и белорусских педагогов А. А. Окунева, Н. И. Беловой, Н. И. Запрудского и др.

Педагогическая мастерская это организационная форма проведения учебных занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой деятельности по выполнению учащимися учебных заданий. Сущность технологии заключается в создании специально организованного педагогом-мастером                  образовательно-развивающего пространства, в котором ученики     через           учебно-поисковую деятельность посредством индивидуальных или коллективных форм работы добывают «новые» знания. А.А. Окунев отмечает, что в педагогической мастерской знания осваиваются учениками самостоятельно, не даются в «готовом виде». При этом, по мнению А.А Окунева, возможны неточные формулировки, ошибки, поскольку на основе анализа ошибок формируются научные знания. Автор отмечает, что если к концу урока так и не прозвучит ответ на главный вопрос изучаемой темы, тогда появляется предпосылка для мотивации к проведению исследования в следующей мастерской. В ходе мастерской учащиеся выбирают путь проведения «исследования», средства достижения цели, темп работы и т.п. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания [2].

Анализ работ названных авторов позволяет обобщить концептуальные положения организации педагогических мастерских:

спор ученика с самим собой – важнейшая цель учителя-мастера;

ученик имеет право на ошибки и их рефлексию;

учитель-мастер    вместо     подсказки     разворачивает     другую проблемную ситуацию, включающую учащихся в интеллектуально-психологическое затруднение;

учитель-мастер это консультант, предоставляющий учащимся возможность самостоятельно осуществлять поиск (исследование);

самооценка учащимися достигнутых результатов и ситуация успеха важнее, чем традиционные текущие оценки учителя.

На основе вышеприведённых положений можно выявить принципы организации педагогических мастерских, которые соответствуют концепции гуманистической педагогики. Это – принципы:

равенства всех участников образовательного процесса, что означает вовлечение всех учащихся в учебно-поисковую работу;

добровольного включения учащихся в поисковую деятельность на основе специальных мотивирующих заданий;

создания   ситуации    успеха,    что    предполагает    рефлексию, самооценку, самокоррекцию наряду с исключением таких внешних стимулов, как соревнование и соперничество;

диалога,     который      реализуется      посредством      сочетания индивидуальной     и    коллективной    работы,    создания     атмосферы сотрудничества,      взаимопонимания,       развития      коммуникативной культуры школьников;

приоритета процесса учения над его результатом, который заключается в том, что в мастерской важен не только результат творческого поиска, но и его процесс, направленный на поиск истины;

 

проблемного обучения, который обеспечивается проблемно-исследовательским характером заданий;

 

опоры на письменную работу учащихся как на важнейший вид учебной деятельности;

 

вариативности, реализация которого способствует расширению образовательного выбора учащихся (содержания учебного материала, видов              учебно-поисковой деятельности, методов решения), что предполагает опору на индивидуальный опыт школьников и их включение в учебное исследование.

 

 

Если в традиционном обучении учитель ориентируется на освоение учащимися готовых знаний и умений, то в процессе педагогической мастерской ученики осуществляют выдвижение собственных гипотез, суждений, построение моделей, схем и т.п. С одной стороны, организация педагогических мастерских соответствует проблемному и эвристическому типам обучения. С другой стороны, важной отличительной


особенностью педагогической мастерской является создание развивающей образовательной среды, творческой и комфортной атмосферы, направленных скорее не на получение конкретных образовательных результатов (продуктов), а на организацию и проведение учебного исследования, развитие креативных способностей и исследовательских умений учеников.

Дадим характеристику основных четырёх этапов проведения педагогической мастерской.

Первый этап

индукция направлен на усиление мотивации учащихся и обоснование учителем содержания и методов мастерской, а также разработку индивидуальных заданий, которые моделируют учебные и реальные прикладные и социальные проблемные ситуации.

Следующий этап технологии педагогических мастерских

самоконструкция это этап индивидуальной работы учащихся, направленный на выдвижение индивидуальных гипотез, объяснение фактов и явлений, обоснования плана разработки заданий. Разрешая проблемные ситуации, ученики опираются на свой личный опыт, «при этом создаются условия для проявления нравственной ответственности учащихся за свой выбор» [1].

Далее следует этап социоконструкции работа в парах, группах по выполнению заданий. В процессе этой работы возникают ситуации неопределённости, которые обусловлены многообразием представленных точек зрения, подходов, гипотез. Здесь разворачивается проблемная ситуация, требующая принятия учащимися обоснованного решения.

Следующий этап,разрыв предполагает проявление противоречия между устоявшимися взглядами, донаучными представлениями и новым формирующимся знанием. На этом этапе происходит сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания.

На разных этапах урока учитель-мастер косвенно управляет учебно-поисковой работой учащихся с помощью различных заданий. Эти задания задаются графически, рисунком, с помощью эксперимента или видеоряда, а также словом. Иногда учитель-мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.

Приведённый выше алгоритм проведения мастерской не является единственным возможным. Последовательность этапов могут различаться. Мастерская очень гибкая форма учебных занятий, которая характеризуется большой вариативностью. При этом важно соблюдать баланс в сочетании устной и письменной; репродуктивной


и исследовательской; индивидуальной, парной, групповой,фронтальной формами работы.

Осуществим анализ нескольких уроков-мастерских по математике для шестого класса.

Урок на тему «Задачи на все действия с десятичными дробями». Педагогическая мастерская «Мой кондитерский бизнес».

Цели: дидактические: научиться решать практические задачи, используя знания о правилах выполнения действий с десятичными дробями, закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; развивающие: способствовать формированию широкого кругозора, умений анализировать, обобщать, развитию речевого аппарата, самооценки; воспитательные: способствовать развитию деловых качеств, взаимоуважения, самостоятельности.

Ход педагогической мастерской:

1. Индукция. На предыдущем уроке было предложено организовать кондитерский бизнес в парах (с соседом по парте).

2. Самоиндукция. Учащимся нужно было выбрать партнёра по бизнесу и продукт производства (любое кондитерское или хлебобулочное изделие).

3. Социоконструкция. Совместно выбрать технологию производства (рецепт с условием, что масса ингредиентов указывается в кг). Далее на уроке предлагаются следующие вопросы для анализа бизнеса: Какова масса готового продукта? Какова стоимость производства? (Цены за 1 кг продукта приведены в таблице с учётом грядущей деноминации). В какую цену будет реализовываться продукция? Какую прибыль можно получить? Станут ли покупать товар?

4. Разрыв. Учащиеся презентуют результаты своей работы в группах – свой бизнес-проект и обсуждают результаты.

 

Таблица Цены продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукт	Руб./кг	Продукт	Руб./кг	Продукт	Руб./кг
Мука	0,95	Фундук	35	Кефир	1,02
Сахар	1,39	Миндаль	49,33	Сахарная пудра	4,05
Сметана	2,85	Кокосовая стружка	61,3	Разрыхлитель	34
Творог	4,15	Соль	0,35	Яблоки	1,45
Молоко	1,07	Корица	51	Шоколад	15
Яйца	3,38	Растительное масло	1,95	Желатин	51
Ванилин	26	Сгущённое молоко	4,18	Банан	1,69
Какао	9,83	Варенье	4,45	Чернослив	9,79

Урок на тему «Более сложные задачи на проценты». Педагогическая мастерская «Покупаем с умом».

 

 


 

Цели: дидактические: научиться решать практические задачи, используя знания по теме «Проценты», закрепить навыки поиска процента от числа, числа по его процентам, процентного отношения чисел; развивающие: способствовать формированию широкого кругозора, умений анализировать, обобщать, развитию речевого аппарата; воспитательные: способствовать развитию деловых качеств, взаимоуважения, самостоятельности, настойчивости.

Ход педагогической мастерской:

1. Индукция. На предыдущем уроке было предложено провести анализ акционного предложения какого-либо магазина.

2. Самоиндукция. Необходимо выбрать коллегу (соседа по парте на следующий урок), вместе выбрать магазин, акцию которого предстоит проверить, и раздобыть рекламную информацию о любой акции (фото плаката, листовка, распечатка из интернета, в которой будет указана следующая информация: первоначальная стоимость товара, новая стоимость товара, процент скидки, минимум пять товаров).

3. Социоконструкция. Учащиеся в парах отвечают по каждому товару на вопросы: Какие скидки на самом деле действуют в магазинах (ответ округлить до сотых)? Какова бы была цена товара, если бы размер скидки в процентах совпадал с заявленным в рекламе? Почему происходит это несовпадение и можно ли его избежать в каждом конкретном случае? Предложите своё решение проблемы. Кому выгодно несовпадение цен? Просчитайте выгоду при покупке/продаже 100 единиц товара. Все расчёты и выводы записываются на листе А4 каждым учеником.

4. Разрыв. Каждая группа (каждая парта) предоставляет один лист с выводами и расчётами с прикреплённой к нему рекламной информацией и вывешивает на доске для общего доступа. Те, кто первыми справился с заданием, могут рассказать остальным о результатах проверки и своих выводах.

Отметим, что представленные выше уроки-мастерские являются закрепляющими. Но технология педагогических мастерских применима также и на уроках новых знаний, и на уроках формирования умений и навыков. Так, нами был проведён урок-мастерская на тему «Длина окружности. Площадь круга», целью которого было ознакомление с понятиями длины окружности и площади круга, а также способами их измерения и вычисления.

Таким образом, использование в учебном процессе педагогических мастерских по математике, как показывают результаты опроса школьников, способствует стимулированию их учебно-познавательной активности и исследовательской деятельности, более эффективному формированию практических навыков по использованию математических знаний

 

 

в жизненных ситуациях, развитию исследовательских и познавательных умений учащихся. Названные умения выступают основой для дальнейшего развития образовательных и социально-личностных компетенций учащихся.

 


 

Литература 1. Запр у дский

Литература 1. Запр у дский

На о снове вышеп р иведённых положений можно выявить прин ц ипы организации педагогических мас т ерски х , которые соответствуют концепции гуман и стической…

На о снове вышеп р иведённых положений можно выявить прин ц ипы организации педагогических мас т ерски х , которые соответствуют концепции гуман и стической…

Дадим х арактеристику основных четырёх э тапов проведения педаг о гической маст е р ск о й

Дадим х арактеристику основных четырёх э тапов проведения педаг о гической маст е р ск о й

Осуществим анал и з нескольких ур о ков-мастерских по математ и ке для шес т ого класса

Осуществим анал и з нескольких ур о ков-мастерских по математ и ке для шес т ого класса

Ц е ли: ди д актически е : научиться р е ш ать практические задачи, исп о льзуя знания п о т е ме «Процент…

Ц е ли: ди д актически е : научиться р е ш ать практические задачи, исп о льзуя знания п о т е ме «Процент…

Названные умения выступают о сновой для дальнейшего р азвития образо в ательных и социально-л и чностных компе т енций учащихс я

Названные умения выступают о сновой для дальнейшего р азвития образо в ательных и социально-л и чностных компе т енций учащихс я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2020