Технологическая карта |
|||||
Тема |
«Правописание –тся и –ться в глаголах» |
||||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||||
Цель |
Создать условия для организации деятельности учащихся по первичному усвоению новых знаний, умению применять правило по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах». |
||||
Планируе мый результат |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Формирование УУД |
||
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; - использование коммуникативно- эстетических возможностей русского и родного языков; - расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность |
- воспитание российской гражданской идентичности: знание языка; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности; |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; |
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицироват ь, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - смысловое чтение |
Ресурсы |
Русский язык 5 класс Ладыженская 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др., Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В. |
||
ЭОР/ЦОР |
Раздаточный материал |
||
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) |
||
|
Ход урока
|
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку, создание благоприятного эмоционального настроя. |
Приветствуют учителя, концентрируют внимание на уроке. |
|
|
-Приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам успехов! |
|
|
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Активизирует уже имеющиеся знания по самостоятельно изученной дома теме в соответствие с инструкцией, пробуждает интерес к обсуждению проблемы. Учителем проверяется насколько успешно поработали ученики дома. В зависимости от уровня подготовки учащихся к уроку, они делятся на 3 группы (базовый, повышенный, высокий уровни). На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание и самооценивание на основании модельного ответа при проведении входного контроля. Записывает слова на доске, дает время подумать и записать ответы. После чего опрашивает весь класс по каждому слову, заслушивая объяснение орфограммы. - Что мы должны написать на месте пропусков? бросит ?ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся - От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах? |
Вспоминают и закрепляют изученный дома материал. Учащиеся отвечают на вопросы. Выполняют задание. Делают записи в рабочей тетради. Отвечают на вопросы учителя. Оцениваю свою готовность к дальнейшей работе на уроке. |
|
3. Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. |
Создание проблемной ситуации -Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов? Переносица – переносится Водица – водиться Спица - спится - Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца! - Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? -Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов. (Болит переносица – собрание переносится Чистая водица – не надо с ним водиться Острая спица – ему не спится) - Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах». Запишите её в тетрадь. - Какую цель на урок мы поставим? - Хорошо, а что для этого нужно сделать? - Отлично. С целями и задачами на урок справились. Приступим к выполнению намеченного! |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Размышляю все вместе над проблемной ситуацией. Записывают тему урока в тетради. Формулируют цель и задачи на урок. - Научиться правильно употреблять на письме –ться и –тся в глаголах. - Закрепить знание правила и потренироваться в его применении. |
|
4. Усвоение знаний. Исследование проблемной ситуации. Первичная проверка понимания |
Учитель организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации при работе в группах. Перед началом работы учитель обязательно должен поинтересоваться, какие затруднения испытали учащиеся при подготовке домашнего задания. Работа с учебником. Выборочное письмо. Задание 84,85 Проверяет правильность выполнения заданий. Корректирует ответы и формулировки |
Выполняют задания из учебника. Работают в рабочих тетрадях. Затем устно выполняют проверку выполнения. Доказывают выбор. Формулируют ответ. |
|
5. Физ. Минутка |
- Предлагаю отдохнуть и выполнить несколько физических упражнений, чтобы набраться сил для дальнейшей работы. Физкультминутка способствующая развитию орфографической зоркости. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. |
Отдыхают. Выполняют задания физ. минутки. |
|
6. Обобщение и систематизация знаний |
Учитель организует работу по обобщению и систематизации. Для оценивания деятельности учащихся используется формирующее оценивание. Каждая группа получает свой маршрутный лист, в соответствии с которым работает на уроке. Учитель выступает в роли организатора и координатора, корректируя работу учащихся в группах, отвечает на вопросы учащихся, появляющиеся в ходе работы в группах. Здесь используется критериальное оценивание выполненного группой продуктивного задания. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают совместно с учителем. Выполняют письменно задания индивидуально, в группах (парах). Запись делают в рабочих тетрадях. Учащиеся представляют результаты работы группы в виде защиты выполненного продуктивного задания. Критерии оценки ученик получает до выполнения задания, поэтому они служат ему алгоритмом работы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают совместно с учителем |
|
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы уч-ся. Учащиеся отвечают на вопросы. Подводятся итоги урока. Используется формирующее оценивание и самооценивание по заданным критериям. - Ребята, на какую орфограмму мы с вами сегодня изучили правило? - Были ли у вас какие-либо затруднения при выполнении заданий? Какие? - Ребята, цель, которую мы поставили вначале урока достигнута? - Как вы считаете, мы выполнили задачи? - Если всё ещё остались вопросы, пожалуйста, задайте их. |
Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают продуктивность своей работы и работы всего класса. Задают оставшиеся вопросы по теме урока. |
|
8. Домашнее задание |
Проводит инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание: Подобрать по 5 примеров из пословиц и поговорок на изученное правило. |
Слушают инструктаж по домашнему заданию. Записывают задание на дом. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.