Технологическая карта |
|||||
Тема |
«Буквы и, у, а после шипящих» |
||||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||||
Цель |
Создать условия для усвоения знаний орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих», обеспечить условия для развития умений применять орфограмму на практике. |
||||
Планируе мый результат |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Формирование УУД |
||
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; - использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; - расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; - формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а - также многоаспектного анализа текста; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому - самосовершенствованию |
- воспитание российской гражданской идентичности: знание языка; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности; |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; |
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - смысловое чтение; |
Ресурсы |
Русский язык 5 класс Ладыженская 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др., Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В. |
||
ЭОР/ЦОР |
Раздаточный материал |
||
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) |
||
|
Ход урока
|
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку, создание благоприятного эмоционального настроя. -Доброе утро, ребята! Садитесь. Давайте приступим к уроку. |
Приветствуют учителя, концентрируют внимание на уроке. |
|
I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.II. Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. |
Записывает на доске слово «Площадь», пропуская гласную букву после шипящей. - Ребята, посмотрите на слово, которое я написала на доске. Какую букву мы напишем на месте пропуска? - Почему не гласную букву «и»? - Как нам проверить эту букву? - Правило на какую орфограмму будем искать для этого случая? Посмотрите внимательно на место, где находится пропущенная буква. После чего стоит пропущенная буква? - Да, верно. Давайте вспомним какую тему вы изучали дома самостоятельно. Учитель активизирует уже имеющиеся знания по самостоятельно изученной дома теме в соответствие с инструкцией, пробуждает интерес к обсуждению проблемы. Насколько успешно поработали ученики дома, проверяется учителем с помощью входного контроля в начале урока. В зависимости от уровня подготовки учащихся к уроку, они делятся на 3 группы (базовый, повышенный, высокий уровни). - Хорошо. Но возможно у вас есть вопросы, которые вы хотели бы озвучить для обсуждения. Отвечает на вопросы учащихся по теме урока. - Давайте вспомним из видеоурока, заданного на дом, слова исключения, относящиеся к теме и запишем их в рабочую тетрадь. |
Отвечают на вопросы учителя.
- Букву «а».
- Она находится после шипящей «щ». - «Буквы и, у, а после шипящих».
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают и закрепляют пройденный материал. Устное диагностическое оценивание и самооценивание на основании модельного ответа при проведении входного контроля. Записывают тему урока в рабочей тетради.
Задают вопросы по теме урока. Читают теоритический материал учебника. Записывают в рабочую тетрадь слова исключения. Слушают учителя.
|
|
3. Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. –Ребята, давайте вернёмся к слову площадь. Работа с данной орфограммой осложняется тем, что нередко для правильного выбора гласной необходимо применить не одно, а несколько правил. Поскольку второй гласный звук корня стоит в безударной позиции, можем сделать ошибку и написать, например, букву и, что не будет противоречить правилу. Следовательно, прежде чем выбрать «а», нам нужно применить орфограмму и подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук был под ударением: площадка. - Итак, какую цель на урок мы поставим? - А какие будут задачи на урок? Отлично, приступим! |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи на урок. Углубить и закрепить знания об орфограмме «Буквы и, у, а после шипящих». Научиться применять правило на примерах |
|
III. Первичная проверка понимания. Исследование проблемной ситуации.понимания |
Учитель организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации при работе в парах, группах или индивидуально (в зависимости от освоения д/з). Перед выполнением упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с безударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное. Выполнение упражнения 50. Работа проводится под руководством учителя. — Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной позиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть, например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда для проверки безударной гласной в корне подберём проверочное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип Выполнение упражнения 51. Проверка выполнения. |
Выполняют письменно упражнения 51 и 52. Запись делают в рабочих тетрадях. Работают в парах/группах/индивидуально. Задают вопросы, консультируются с учителем и друг с другом. |
|
IV. Физ. Минутка |
- Ребята, много сил потратили, но наша работа ещё не окончена. Давайте немного отдохнем и наберёмся сил. Физкультминутка, способствующая развитию орфографической зоркости. На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ. Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела. |
Отдыхают. Выполняют задания физ. минутки. |
|
V. Обобщение и систематизация знаний |
Учитель организует работу по обобщению и систематизации. Здесь используется критериальное оценивание выполненного группой продуктивного задания. Для задания разработаны рубрикаторы, позволяющие оценить работу ученика с помощью универсального критериального аппарата. Раздает задания на листках упр.52-53 (Приложение 2). Следит за правильностью выполнения. Заслушивает ответы учащихся. Корректирует правильность объяснения орфограмм. Для оценивания деятельности учащихся используется формирующее оценивание. |
Выполняют дополнительно предложенные задания. Критерии оценки ученик получает до выполнения задания, поэтому они служат ему алгоритмом работы. Учащиеся представляют результаты работы группы в виде защиты выполненного продуктивного задания. Учатся формулировать объяснение орфограмм. |
|
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы уч-ся. Подводятся итоги урока. Используется формирующее оценивание и самооценивание по заданным критериям. - Что нужно знать, чтобы не ошибиться при написании гласной после шипящих ж, ш, ч, щ? - Ребята, цель, которую мы поставили вначале урока достигнута? - Как вы считаете, мы выполнили задачи? - Столкнулись ли вы на уроке с трудностями? Смогли их преодолеть? - Если всё ещё остались вопросы, пожалуйста, задайте их. |
Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают продуктивность своей работы и работы всего класса. Задают оставшиеся вопросы по теме урока. |
|
VII. Домашнее задание |
В завершении урока учитель предлагает дифференцированное задание на дом: учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. Проводит инструктаж по домашнему заданию. |
Слушают инструктаж по домашнему заданию. Записывают задание на дом. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.