«Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса»
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВЁРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ
(«Модель одной из современных образовательных технологий»)
Л.М.Князькова
Новосибирск 2025
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к профессиональным, общим и личностным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором обучающийся становится активным участником учебной деятельности, а преподаватель - направляющим звеном.
ф
Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
скорость информационного потока
навыки критического анализа информации
планирование своей деятельности
Эффективное воплощение идей
Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.
Суть модели «Перевернутого класса»
состоит в том, что с теоретическим материалом и презентациями студенты знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одногруппниками и преподавателем.
выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Среди популярных форм классной работы в такой модели
Перевернутое обучение
это технология, которой характерна принципиально иная, чем в традиционной практике, организация деятельности педагога и обучающихся.
Актуальным становиться понимание, что образование и самообразование становиться непрерывным процессом, возникает необходимость приобретать информацию в течение всей социально активной жизни.
Технологию перевернутого обучения часто в литературе называют технологией перевернутого урока или перевернутого класса
Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. При планировании перевернутого урока педагог должен знать сильные стороны перевернутого обучения и трудности в его реализации.
Преимущества перевернутого обучения
индивидуальный подход,
вовлеченность обучающихся в различные виды деятельности,
приобретение студентами навыков взрослой жизни,
обучение вне аудитории.
Увеличение внеурочной нагрузки
Трудности в реализации перевернутого обучения
Требует дополнительных усилий и времени.
Обучающимся
необходимо уметь преобразовывать условия учебно-познавательных задач, представленных в различных по объёму текстах, с тем, чтобы детализировать ключевые понятия и формулировки, выводящие на верный путь решения.
Типология учебно-познавательных задач весьма обширна, но для самообучения и саморегулируемого обучения достаточно классифицировать задачи по так называемому установочному, инструктивному принципу, или признаку-предписанию, то есть как инструктивные и неинструктивные (свободные) задания.
Инструктивные задания предполагают наличие подробно разработанных педагогом чётких инструкций (шагов или вопросов), которым необходимо следовать (отвечать), по мере ознакомления с учебным материалом.
Неинструктированные задания требуют от студента самостоятельной проработки темы или проблемы по предложенному педагогом плану или программе и составления содержательных опор, сопровождая их замечаниями и вопросами для обсуждения в классе.
Особенности подготовки преподавателя к перевернутому уроку
В процессе планирования конкретного перевернутого урока преподаватель выполняет следующую подготовительную работу:
1. Методическая работа:
• методический анализ темы и оценка программных требований;
• оценка информационных ресурсов: образовательного видео, цифровых образовательных ресурсов, информационно-справочных систем;
• оценка содержательной и технологической готовности обучающихся к самостоятельному изучению учебного материала.
2. Отбор ресурсов, которые будут рекомендованы студентам для самостоятельного изучения.
3. Планирование будущего занятия.
Планирование домашнего задания, которое должны выполнить обучающиеся, посмотрев видеоролик (прочитав материал учебника, изучив рекомендованные учителем материалы).
Разработка критериев оценки выполнения домашнего задания (например, каким требованиям должны соответствовать вопросы, что должна содержать таблица или опорный конспект).
Особенности подготовки преподавателя к перевернутому уроку
Педагогические цели учителя:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
- носят преимущественно когнитивный характер; | - ориентированы на усвоение предметного материала, развития личностного потенциала обучающихся; |
Содержание урока:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
- структурные единицы учебного предмета | - учебный материал; |
Деятельность учащихся:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
- деятельность учащихся преимущественно пассивная; | - деятельность учащихся преимущественно активная; |
Позиция учителя:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
- транслятор готового знания, представленного в учебнике; | - организатор предварительного изучения учащимися материала новой темы и коммуникации учащихся по отношению к изученному; |
Методы и средства обучения:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
Методы: | Методы: |
Контроль и оценка:
Традиционный урок | Перевернутый урок |
- внешний эпизодический контроль; | - преобладают самоконтроль и взаимоконтроль; |
Технология «переворачивает» на только урок, но и сознание учителя, его мышление, отношение не только к образовательным результатам учеников, но к целям обучения; меняет позицию учителя; отношение учеников к учебе и их деятельности на уроке; суть домашнего задания.
Переворачивается сознание (мышление) педагога, которое характеризуется изменением его отношения, прежде всего, к образовательным результатам обучающихся: предметные результаты не являются единственной целью, важно сформировать у детей желание, потребность, привычку и умение учиться, а также актуальные ключевые компетенции.
Переворачивается деятельность педагога: с позиции транслятора учебного материала на позицию организатора деятельности и познавательной коммуникации обучающихся.
Переворачивается отношение обучающихся к процессу познания, к своей миссии в учении, что требует высокого уровня их мотивации, которая обеспечивается делегированием им ответственности за образовательные результаты, актуализацией потребностей и созданием условий для самореализации.
Переворачивается деятельность обучающихся с позиции потребителя готовой информации на позицию активного участника образовательного процесса, субъекта, который учит сам себя, делится полученными знаниями с одноклассниками, приобретает опыт учения.
Переворачивается суть домашней работы учащихся: домашняя работа не сводится к повторению и применению ранее изученного, а обеспечивает подготовку к последующей познавательной деятельности, ориентированной на получение практического опыта в классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.