Технология восстановительной медиации
Восстановительная медиация – это процесс, в котором создаются условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.
Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Позволяет эффективно работать с конфликтами между участниками образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ:
Информированность сторон;
Добровольность участия сторон;
Нейтральность, непредвзятость и независимость медиатора;
Конфиденциальность процесса;
Ответственность сторон и медиатора;
Заглаживание вреда обидчиком;
Самостоятельность служб примирения.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОЗВОЛЯЮТ:
своевременно выявлять школьные конфликты;
своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его;
осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);
осуществлять профилактику агрессивных способов (таких как драка, «стрелки», «разборки», «темные») разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;
применять в случае правонарушений несовершеннолетних восстановительные процедуры, которые содействуют как реальному осознанию проступка, искреннему раскаянию и воспитанию чувства ответственности за свои действия, так и восстановлению нормальных отношений между жертвой и правонарушителем (в т.ч. через моральную компенсацию ущерба и психологическую реабилитацию жертвы);
формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.
КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (негативные последствия для подростка):
Психотравма, невротические реакции, суицидальные попытки;
Снижение самооценки, потеря уважения сверстников, потеря друзей;
Школьная дезадаптация, нарушение дисциплины, прогулы, неуспеваемость;
Употребление ПАВ;
Агрессивные проявления;
Правонарушения;
Криминальные разборки (с вымогательством, порчей ценных вещей, причинением вреда здоровью);
Экстремистские выходки с целью отомстить, проучить (взрывы, поджоги, порча имущества);
Переход в другую школу.
Нерешенные конфликты в образовательной среде могут приводить к правонарушениям и суицидам!
КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (негативные последствия для педагогов):
Подрыв статуса;
Потеря доверия коллег и учеников;
Снижение самоуважения, самооценки;
Пустая трата времени, сил и средств;
Стрессы, эмоциональное выгорание;
Ухудшение душевного, физического и социального самочувствия;
Вовлечение новых участников, вышестоящие инстанции;
Нет контакта с учениками, родителями;
Потеря мотивации к работе;
Негативный эмоциональный климат в педколлективе;
Судебные процессы;
Увольнение педагога.
Нерешенные конфликты педагога отражаются на репутации школы!
РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КОНФЛИКТЕ:
Одностороннее, узкое видение ситуации;
Неспособность к рефлексии собственных действий;
Потеря способности к пониманию другой стороны;
Неспособность к диалогу;
Стереотипное поведение: защита, нападение, борьба;
Стремление оправдать себя, обвинить оппонента, избежать наказания;
Отход от собственных ценностей;
Желание мести, стремление наказать, «проучить» обидчика;
Формирование «образа врага»;
Неспособность принять конструктивную поддержку, разрыв отношений, отчуждение от близких.
Для восстановления способности к диалогу нужен нейтральный посредник!
ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения;
Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе;
Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора;
Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего, восстановление профессиональных позиций специалистов образования и контроля над ситуацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.