Технология работы по профилактике социального сиротства

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология работы по профилактике социального сиротства.docx

Технология работы по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

 

 

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения.  В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство (фактически, сирот при живых родителях) среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах.  Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет для нашей страны огромное значение.  

При помещении, ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в государственное учреждение, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту. До двенадцати - тринадцати лет на детское сознание еще можно влиять, а вот старших, как показывает практика изменить уже практически невозможно.

Для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов, способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение семей, находящихся в группе риска. Кроме того, требуется внедрение комплексной программы по психологическому, медико-социальному, юридическому и экономическому сопровождению неблагополучных семей, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, устройству их в семьи, а при невозможности - в интернатные учреждения.

В ГБУ «Чистопольский детский дом» разработана комплексная программа определяющая цель, задачи, приоритетные направления, содержание, формы и методы работы организации по воспитанию, защите прав и законных интересов воспитанников, и направлена на их социальную реабилитацию, обеспечение защиты прав и законных интересов.

·         

Целью данной работы является: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних  и предусматривает организацию социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам и их семьям; совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям и их семьям;  расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи; формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.  

Реализация Программы предполагает следующие направления деятельности:

 Профилактико - просветительская деятельность направлена  на повышение роли семьи в воспитании детей, создание благоприятной нравственной обстановки в окружении ребенка, предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства; недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным; недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм; побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Психолого-педагогическое просвещение родителей направленно на повышение психолого-педагогической культуры, ответственности родителей за воспитание детей.

В данной деятельности используются такие формы работы. Как, педагогические советы, лектории, консультации родителей, форумы, слеты, клубы. А также курсы тренингов для родителей по вопросам воспитания детей.

В нашем учреждении проводятся курсы лекций и консультаций для родителей, направленные на разъяснение прав и обязанностей родителей, а также иных лиц по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; консультирование по вопросам налаживания межличностных и внутрисемейных отношений, по вопросам преодоления семейных конфликтов, а также помощь в обучении родителей методикам семейного воспитания, навыкам семейной жизни. Тренинг «Вместе мы одно целое», направленный на педагогическую коррекцию неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей, цель которого научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми, повысить стрессоустойчивость и психологическую культуру родителей в форме межличностного, семейного, родительского общения.

Ситуационные игры и тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овладению социальными навыками, беседы, деловые игры, дискуссии по правовым проблемам.

Встречи с работниками правоохранительных органов, адвокатов, представителей правозащитных организаций с курсом мероприятий: дискуссия «От безответственности до преступления один шаг», беседа «Твои права и обязанности», беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)».  Оформление уголков правовых знаний и выпуск газет, издание информационных листков и буклетов, другой продукции правового содержания, которые выдаются родителям при посещении их детей и размещены на сайте ГБУ «Чистопольский детский дом» в разделе  «Защита прав детей».

Охранно-защитная деятельность направлена на изучение положения детей в семье. Выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей. Разработка и реализация индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка. Зашита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях (органы управлением образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и др.). Социальный патронат несовершеннолетних, после их возвращения в семьи в том, числе  в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе в лишении родительских прав родителей (единственного родителя).

Используются такие формы работы, как проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и ее членов.

Социальный патронат детей – универсальная форма работы, представляющая собой оказание различной помощи ребенку и семье на дому. В ходе патроната могут осуществляться разные виды помощи – психологическая, социально-педагогическая и др.

Технология социального патроната включает:

предварительную подготовку встречи, постановку целей; предварительное оповещение о времени визита;

представление и сообщение о цели визита;

посещение;

подведение итогов, при необходимости – составление информации (акта) о посещении ребенка на дому.

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи семье, содействие в организации быта и питания детей.

Восстановление жизненно-важных документов ребенка в случае утери.

Контроль регистрации детей по месту жительства, своевременного получения паспорта, гражданства. Помощь в оформлении пенсий, пособий.

По состоянию на 20.11.2017 год на патронате социального педагога состоит 21 ребенок.

Диагностико - аналитическая деятельность направлена на сбор достоверной информации о причинах, последствиях пребывания ребенка в трудной жизненной ситуации различными специалистами и педагогами, социально-педагогическая и психологическая диагностика. Оценка индивидуальных особенностей ребенка. Конкретизация проблемных состояний/переживаний ребенка, выработка мер коррекционно-реабилитационного и воспитательного характера.

В данной деятельности используются такие формы  и методы  работы, как установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребенка; выяснение социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения; изучение информации. Сбор вышеуказанных материалов ведется через изучение документов, запрос недостающих документов, беседы с окружающими ребенка людьми. А также через взаимодействие с субъектами профилактики.

 Коррекционно-реабилитационная деятельность направлена на социально-педагогическую и психологическую реабилитацию детей. Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка. Оказание психологической помощи ребенку, разрешение внутри и межличностных конфликтов, создание благоприятной психологической атмосферы.

Используются такие средства реабилитационного воздействия, как:

- различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая);

- психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия);

- специальная помощь (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, сочинение историй, куклотерапия);

- предметы материальной и духовной культуры (литература, произведения искусства, средства массовой информации и др.).

Данный вид деятельности организуется в тесной взаимосвязи с педагогами -психологами детского дома, при участии психологов Психолого-педагогического центра г. Чистополь, психологов средних общеобразовательных школ, в которых учатся наши дети. В работе с детьми и родителями учитываются основные факторы, играющие основную роль в возникновении нарушений личностного развития.

Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.

С 2016 года заместитель директора по учебно -  воспитательной работе  и социальный педагог являются членами муниципального   социального реабилитационного консилиума, директор включен в состав в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Исполнительного комитета, что несомненно позволяет нам использовать этот ресурс взаимодействия и участия для повышения качества и результатов работы по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в рамках используемой технологии.