Для реализации поставленной цели моей педагогической деятельности разработала и апробировала технологию работы с текстом.
Цель образовательной деятельности:
«Разработать, апробировать и совершенствовать личностно-ориентированную педагогическую технологию, направленную на развитие познавательной активности младших школьников через уроки литературного чтения».
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
– стремление к результату не через принуждение, а через интерес, любовь и уважение;
– ориентирование не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития;
– ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск новых знаний.
Наиболее эффективной формой обучения я считаю сотрудничество в парах и группах: учитель-ученик, ученик-ученик. При этом основной формой обучения становится не прямая подсказка со стороны учителя, а организация совместного поиска информации, прежде всего через работу с книгой. Поэтому наряду с классно-урочной системой я практически на каждом уроке использую групповую работу и работу в парах.
Общее развитие не мыслится без воспитания устойчивого интереса к знаниям и особенно потребности в их самостоятельном поиске. Для этого я стараюсь создать в классе атмосферу доверия и взаимоподдержки, при которых ученик не боится своих суждений, не боится высказываться.
Методы, средства и формы обучения
1.Главным источником знаний для ребенка остается учебник. Именно из него он может узнать много нового и интересного. Но дети часто не умеют пользоваться книгой, считают учебник скучным набором упражнений. Чтобы показать обратную сторону учебника, нужно научить ребенка им пользоваться.
Знакомство с учебником я начинаю с первых дней ребенка в школе. Для этого я разработала специальную систему обучающих приемов. Приведу основные:
· Учитель и обучающиеся сразу просматривают всю книгу, смотрят - чему же научатся к концу года. Стараются выполнить упражнения из разных тем. Обычно такие задания вызывают нетерпение детей: «Давайте быстрее учиться!»;
· учу пользоваться библиографическими данными книги (обложка, титульный лист, форзац и так далее);
· знакомлю обучающихся с условными обозначениями учебника, провожу несколько тренировочных упражнений для формирования данного навыка (например, найти в книге задания с определенным значком).
2. Далее начинаем работу по освоению навыков осмысленного чтения текста. Приведу примеры нескольких упражнений.
а)Умение работать с учебником в разных ситуациях. Прошу подобрать к существительному «учебник» подходящий по смыслу глагол – «читать, прочитать, пролистать, просмотреть, изучить, проработать, проанализировать». Затем анализируем с учениками значение каждого слова и ситуации, в которых эти действия могут быть приемлемы.
б)Понимание необходимости неоднократного прочтения текста. Спрашиваю детей: «Умеете ли вы читать текст учебника?». После первого прочтения дети пытаются ответить на вопросы к тексту и приходят к выводу, что нужно прочитать не один и не два раза, что нужно научиться еще чему-то, чтобы запомнить было проще.
в) Способы выделения главного. Разбираем с детьми следующие способы:
·знакомство с понятиями тема текста, главная мысль,
·работа над заголовком (от заголовка – к тексту и наоборот),
·ключевые слова (при составлении плана к пересказу, изложению),
·составление плана (текст делится на части по темам, в каждой подчеркивается главное, подбирается заголовок для каждой части),
·знакомство с различными видами плана ( картинный, вопросный, краткий, подробный).
Для пересказа большого текста я советую не только пользоваться планом, но и выписывать главное из каждой части. Таким образом, ученики вплотную подходят к работе по составлению тезисов.
Знакомлю с разными типами текста, составными частями текста- повествования, описания, рассуждения. Далее детям предлагается написать сначала изложение, позже сочинение, пользуясь полученными знаниями о структуре текста, разными стилями речи: деловым, художественным, разговорным.
г) Формы работы с текстом. На уроках я использую следующие формы:
· инсерт (интерактивная система записей для чтения и мышления (научно-познавательный текст));
· составление таблиц и графиков,
· кластер,
· двойной дневник (групповая и индивидуальная работа с использованием учебника и другой научно-познавательной литературы),
· вопросы к тексту (пытаюсь научить детей задавать емкие вопросы),
· чтение-суммирование в парах (два ученика читают текст, затем один задает вопросы, а другой отвечает; потом они меняются ролями),
· чтение в парах (дети делят текст на две части, читают каждый свою часть, пересказывают друг другу, а потом всему классу),
· чтение со «стопом» (останавливаясь, объясняем прочитанное, либо прогнозируем).
Подобные формы работы с текстом используются на уроках русского языка, математики, окружающего мира.
3.Работа над художественным текстом имеет свою специфику. Здесь я опираюсь на программу по литературе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. Задачи этого курса:
-понять произведение так, как понимал его сам автор;
-включить произведение в свой контекст, т.е. выработать свою точку зрения.
При этом в своей практике я применяю следующие способы работы читателя с книгой:
·непросредственно-эмоциональное вслушивание (как для нечитающих детей, так и в качестве эталонов чтения),
·вычитывание-интерпретация, толкование текста,
·акцентное вычитывание – «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения каких-либо читательских задач,
·выявление темы произведения, работа над названием глав,
·обучение разным видам пересказа (подробному, краткому, выборочному, с изменением лица рассказчика),
·составление плана (вопросного, краткого, подробного)
·каждому пересказу текста предшествует работа над лексикой, над построением предложения,
·выразительное чтение теста (работа над выразительностью слова, чувствами, настроением рассказчика, логическим ударением, темпом и тоном голоса).
4.Работа с научно-познавательным и художественным текстом тесно связана с работой над словарями. На уроках дети учатся пользоваться разными словарями: орфографическим, толковым, этимологическим, словарем иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологическим словарем. Знакомство со словарем начинается с первого класса.
5.Часто к урокам окружающего мира, литературы, русского языка мои ученики готовят небольшие сообщения. Для этого они обращаются к энциклопедиям. Чтобы ребенок быстро и точно нашел нужную информацию, я знакомлю его с разными видами энциклопедий, учу пользоваться энциклопедической статьей. Для этого используются следующие упражнения:
·знакомство с различными энциклопедиями, чтение наиболее интересных статей из них,
·чтение статьи, после которого дети угадывают, из какой энциклопедии она взята,
·поиск статьи на данную тему,
·выделение главного с целью заинтересовать слушателя, рассказав самое интересное.
6. Для того, чтобы дети научились находить нужную литературу, я с первого класса знакомлю их с библиотекой. Там им рассказывают о правилах работы библиотеки и читального зала, знакомят с каталогами, учат находить книгу или статью.
7. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. На факультативном занятии «Юный исследователь» знакомлю учащихся с приемами исследования, составления проектов. Учу детей видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям.
Темы проектов выбираю из содержания учебных предметов и близких к ним областей. Осуществляя защиту проекта или проектно-исследовательской работы, улучшается владение устной речью. Учащиеся развивают монологическую речь, формируют умение задавать вопросы, приводить доводы при ответе.
8.Разработка проекта привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Задача учителя - привить навыки критического подхода к источнику информации, отсеиванию второстепенных сведений.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. ИКТ технологии дают возможность проявить себя каждому обучающемуся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащемуся со слабо развитой памятью при ответе помогает слайдовый альбом или презентация. Учащийся с хорошо развитым творческим воображением может дополнить свой ответ составленным кроссвордом или ребусом, сочинёнными загадками. Уверена, что использование информационных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе.
Пользуясь сервисом сети Интернет в присутствии родителей, учителя, учащиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную информацию на предметных сайтах не с урочным материалом, а именно с дополнительным материалом.
9. В своей практике я применяю следующие способы работы со статьёй:
·выбор главного по теме, интересного слушателям,
·выписывание основных понятий, составление тезисного или краткого плана статьи,
·«живой», эмоциональный пересказ статьи.
10.Для того чтобы учащиеся могли правильно излагать свои мысли, не боялись выступать перед классом или другой аудиторией на каждом уроке мной проводится работа по развитию устной речи детей. Мной составлен элективный курс по развитию устной и письменной речи.
Достаточный уровень развития устной речи - начальная степень ее грамотности, наличие определенного запаса слов, разделение внешней и внутренней (смысловой) сторон слова - оказывает существенное влияние на развитие письменной речи. Начало обучения письменной речи становится причиной дальнейшего развития речи устной.
Не только на уроках русского языка, посвященных развитию письменной речи, но и на других уроках я использую приемы, которые позволяют научить детей правильно излагать свои мысли письменно.
В первом классе:
понятия «слово», «предложение»;
работа над построением предложения;
определение границ предложения;
восстановление порядка слов в предложении;
наблюдение над авторским словом, над построением предложения в произведениях классиков.
Во втором классе:
продолжаем работу над структурой и правилом оформления предложения;
понятие «текст», структура текста, красная строка, абзац, план;
обучающие изложения по вопросному плану;
понятия «герой –рассказчик», «рассказчик – повествователь, «точка зрения»;
составление рассказа по началу, окончанию;
упражнения в простом редактировании текста (повторение слов, восстановление порядка предложений, частей текста);
мини-сочинения на указанную тему;
запись своими словами выводов, правил, итога урока.
В третьем классе:
продолжаем работу над структурой предложения, текста, планом;
понятия «тема», «главная мысль»;
тип текста;
работа со словом (вставь слово, замени слово, подбери синоним, восстанови стихотворение и т.д.);
редактирование текста ( повторение мысли, раскрой тему…);
изложения подробные, краткие;
сочинения по воспоминаниям, впечатлениям;
сочинения - повествование, описание, рассуждение.
В четвертом классе:
продолжается работа над словом, темой, основной мыслью;
понятие «стиль речи»;
сочинения в разных стилях;
изложения выборочные, с изменением времени происходящего, лица героя;
понятие «эссе», правила написания эссе;
знакомство с законами стихотворного текста;
наблюдение над авторским словом, над построением текста разного жанра.
С результатами учащихся в интеллектуальных, литературных конкурсах и олимпиадах можно познакомиться в приложениях 9,10.
На уроках использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде срезовых работ, тестов, заданий разноуровневого характера, заданий по выбору (Приложение 5).
Организую взаимопроверку и самопроверку. Осуществляя контроль, учащиеся соотносят свою работу с образцом, корректируют свою деятельность. Со 2-го класса школьники, начинают оценивать свои возможности в решении тех или иных практических задач. Сами выбирают форму работы: самостоятельно, в паре, с помощью учителя. Я побуждаю учащихся осмысливать ход собственной учебной деятельности, оценивать свои достижения, определять трудности, ставить цели для дальнейшего развития. Из предложенных заданий учащиеся выбирают не самое лёгкое, а то, которое вызывает затруднение.
Постоянный анализ достижений учащихся - обязательное условие моей работы, позволяющее получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способностей. Считаю, что у каждого обучающегося должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода рефлексии – создание портфолио. Эта работа способствует повышению самооценки, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.
К четвертому году обучения были получены следующие результаты:
а) основное время на уроке учащиеся занимались самостоятельным решением поисковых задач. Это позволило создать условия для формирования самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях,
б) работа в парах, группах, а также последующее коллективное обсуждение проблемы способствовало развитию у учащихся навыков самоконтроля,
в) предлагаемые формы работы с книгой позволяют успешно обучать детей с разными модальностями (визуалов, аудиалов, кинестетиков),
г) учащиеся научились свободно ориентироваться в учебнике, самостоятельно пользоваться им при усвоении нового и повторении,
д) уроки стали интереснее, материал глубже. Сами учащиеся приносят статьи, книги,
е) изменилось поведение учащихся на уроках. Они стали вести себя более активно, научились спорить, доказывать, основываясь на прочитанном,
з) после анализа структуры художественного текста учащиеся пробуют себя как авторы. Сочинения их года в год становятся лаконичнее, в письменной речи шире используются различные литературные приемы.
и) так как учащиеся много читают, то не возникает проблемы формирования навыка беглого, выразительного, осознанного чтения.
Результатами моей работы являются стабильные показатели освоения учащимися образовательной программы и динамика качественной успеваемости по преподаваемым предметам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.